москалева наталья
Доклад на районные пед. чтения по теме «Образование 21 века. Взгляд современного педагога»
▼ Скачать + Заказать документы
Современному ребенку - современное образование
Н. В. Москалёва - воспитатель
МКДОУ Заславский детский сад
Мир детства – самый лучший мир,
Наивный, добрый и счастливый,
Ребенок хочет быть большим,
Стремится жить во взрослом мире
Ребенок - человек, который является
Основой единства всех ступеней образования.
Публикация «Доклад на районные пед, чтения по теме „Образование 21 века, Взгляд современного педагога“» размещена в разделах
Меня, как маму, как бабушку, как воспитателя, который занимается обучением и воспитанием и просто как неравнодушного гражданина нашей страны волнует будущее поколение. И, говоря об образовании, возникает ряд вопросов: Что такое дошкольное образование? Что это же период в жизни ребенка? Зачем обучать? Кто должен заниматься обучением? Каким должен быть воспитатель?
Образование?. Существует множество понятий в широком и узком смысле этого слова. Это целенаправленный и организованный процесс формирования личности, это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим, это знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы, созданные в процессе исторического развития, духовное наследие человечества. Цель образования и воспитания одна - ожидаемые изменения в человеке. Дошкольное детство-это период, интенсивного созревания организма и формирование психики, который занимает 1/10 периода всей жизни. Детство - не подготовка к будущей жизни, это сама жизнь. И от того, как оно пройдет, кто поведет за руку ребенка, зависит, каким человеком он станет. Ведь ребенок рождается чистым, но затем, как промокашка, он начинает впитывать в себя все, что он видит и слышит вокруг себя. И поэтому, именно, с раннего детства ребенок должен получать всестороннее образование. Детство - это важный этап государственного образования.
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» была разработана структура систем образования, в которой дошкольное образование является начальной ступенью всеобщего образования. А 17 октября 2013 г. вышел приказ № 1155 Министерства образования и науки «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», который вступил в силу 1 января 2014 г. Что изменилось в детских садах в связи с переходом на стандарт? Что было вчера и что должно быть сегодня? Почувствовали ли эти изменения родители и дети. В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным. Наш детский сад проводит планомерную целенаправленную работу с родителями, в которой старается обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей. Я глубоко убеждена, что главным звеном в воспитании и обучении детей является работа в тесном контакте с родителями. Не секрет, что сегодня многие родители самоустранились от воспитания своих детей. Большинство из них занято зарабатыванием денег, обустройством жилища, заботой лишь о материальном благополучии. Воспитание же детей они переложили на детский сад, школу, телевизор, компьютер. Вот и вырастают эти дети «сытыми», хорошо одетыми, обеспеченными, но черствыми, злыми, завистливыми и жестокими. Поэтому я думаю, что работа с семьей - одна из главных задач детского сада. Роль родителей в современном образовании - полноправные участники воспитательно-образовательного процесса, которые сотрудничают, развиваются, сопереживают с детским садом.
Активно привлекаю родителей своих воспитанников к участию во всех мероприятиях в детском саду. Совместные мероприятия проходят как настоящие семейные праздники, на которые приходят не только папы и мамы, но и бабушки, сестренки и братишки воспитанников. Совместно с родителями мы создали и провели образовательные проекты : «Потешки читаем - книжки сшиваем», «Космос», «Птицы - наши друзья» и др., в каждом из проектов родители принимали активное участие. Также по проектной деятельности «Птицы - наши друзья» предложила оформить в детском саду мини - музей птиц. Родители с радостью откликнулись на предложение и в этом направлении, началась совместная деятельность: сбор экспонатов, изготовление тематических папок.
С приходом стандарта изменилось форма подачи знаний детям. Теперь слово «занятие» не актуально, и детей в знание вводим так, чтобы они этого не замечали: с помощью ТРИЗ-технологий, квестов и различных игр. Также ФГОС выполняет плавный переход от одной образовательной ступени к другой, сохраняющий методы и формы обучения и воспитания. Педагоги первых классов начальной школы не смогут обеспечить мягкость адаптации старших дошкольников, если они не знакомы с методами работы воспитателя подготовительной группы детского сада. Если старшие дошкольники не знакомы со школой и не имеют никакого представления о том, что их ждет за школьным порогом, будет очень непросто воспитать у них желание учиться. И поэтому необходимо сохранить целостность образовательной среды, то есть соблюдать преемственность между дошкольным и школьным образованием. Работа по преемственности ведется по двум основным направлениям: открытое НОД для педагогов начальных классов в ДОУ и открытый урок для педагогов ДОУ в школе, а также экскурсии в школу с посещением спортивного зала, класса, библиотеки, столовой и т. д. ; знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы.
В современном образовании в ДОУ вопрос организации предметно-развивающей среды детских образовательных организаций на сегодняшний день стоит особо актуально. Развивающая предметно-пространственная среда в группах детского сада - это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на развитие ребенка в детском саду, состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования, а также на деятельность всех участников образовательного процесса в дошкольном учреждении. Организация развивающей среды в нашем ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности, поэтому необходимо обогащать среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
В современном детском саду быть современным воспитателем очень и очень непросто. Современный воспитатель - это человек, сочетающий в себе черты и психолога, и артиста, и друга, и наставника, это творческий работник, мастер своего дела, новатор, ведущий здоровый образ жизни, который использует в своей работе новейшие методические разработки.
Необходимые качества современного воспитателя - терпеливость, доброжелательность, ведь воспитателю приходится работать не только с детьми, но и с родителями.
Общение с детьми - каждый раз своего рода экзамен. Маленькие мудрые учителя и проверяют тебя на прочность, и одновременно любят тебя всепоглощающей любовью, в которой можно раствориться без остатка. Секрет их чистой любви прост: они открыты и простодушны.
Мы живём сейчас, а не в какое-то другое время, поэтому педагоги нашего коллектива пересмотрели свои жизненные позиции, выработали в себе новое педагогическое мышление, в педагогической деятельности встали на позицию ребенка. На мой взгляд, современному обществу требуется уже не воспитатель-исполнитель, а воспитатель-исследователь, инициативный, широко образованный, поэтому педагоги нашего ДОУ стараются творчески, нетрадиционно, по-новому преподнести материал, интересно организовать педагогическую работу, предоставляют детям дошкольного возраста возможность проявить себя как творческим личностям, и самим полноценно участвовать во всех педагогических страницах современного образования.
Заглядывая в завтрашний день образования, хочется сказать об образе детского сада будущего… не современное оборудование должно стать его главным показателем, оно должно лишь быть необходимым условием его существования. Атмосфера молодости, любви, творчества, ценности знаний и культуры - вот та среда обитания, в которой бы хотелось находиться. Это обеспечение талантливыми, умными, профессиональными специалистами. Ведь именно они развивают и детский сад, и ребенка в детском саду.
Детский сад - пространство культуры в целом. В детском саду будущего, взрослые не увидят только место, куда они отдают детей для хранения как в ломбард, а обретут самую великую профессию на земле - родителей, которые учатся у детей и у которых учатся дети.
Это будет процесс взаимного обогащения, а не только воспитательный процесс с позиции взрослого, стоящего над ребенком и смотрящего на него сверху вниз. Современные дети часто видят дальше, они свободнее нас.