Татьяна Татарникова
Доклад на районном семинаре «Безопасная дорога»
▼ Скачать
Безопасная дорога
Мчатся по дорогам наших городов машины – грузовые, легковые. И с каждым годом их становится всё больше и больше. Делается всё возможное для того, чтобы дороги были безопасными : постоянно обновляется их покрытие, они оснащаются светофорами и знаками.
Однако статистика свидетельствует, что количество случаев детского дорожно-транспортного травматизма неуклонно возрастает. Маленькие дети играют на проезжей части, перебегают дорогу в неположенных местах.
Публикация «Доклад на районном семинаре „Безопасная дорога“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Незнание детьми элементарных правил дорожного движения, равнодушное отношение к их поведению со стороны взрослых, недостаточная воспитательная работа педагогов – вот что является причинами дорожно-транспортных происшествий.
В дошкольном детстве, когда у ребёнка формируют основы правильного образа жизни и культуры поведения, он должен получить элементарные сведения о правилах дорожного движения и безопасного поведения на улице.
Значительная роль в этом отводится воспитателям ДОУ: они должны познакомить ребёнка с азбукой дорожного движения. А чтобы обучать детей, педагогу самому следует хорошо знать эти правила и использовать соответствующие методические пособия.
Обучение детей правилам дорожного движения и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма – неотъемлемая часть воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
Содержание образовательной области «Безопасность» в Основной общеобразовательной программе «От рождения до школы» должно быть направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности, передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства, формирование у детей интегративного качества «способный управлять своим поведением, планировать действия».
Коллектив ДОУ использует разнообразные формы обучения детей правилам дорожного движения : занятия, прогулки, целевые экскурсии, праздники. В последнее время широкое распространение получили интегрированные занятия, игры-тренинги, используются игровые, спортивные, музыкальные, театрализованные, художественные формы работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма.
Одним из определяющих условий успешного обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах является создание соответствующей материальной базы и развивающей среды в ДОУ, что позволяет стимулировать познавательную активность в игровой и учебной деятельности детей. В ДОУ имеются плакаты, картины, методическая и художественная литература, демонстрационный материал, комплект дорожных знаков. Дети с удовольствием обыгрывают различные ситуации, приобретают опыт поведения на улице. Современные методы диагностики уровня знаний по безопасному поведению на дорогах активно применяются в индивидуальной работе с детьми.
В нашем ДОУ организован уголок по ПДД, где сосредоточен разнообразный игровой и дидактический материал.
Безусловно, такие качества личности, как «способный управлять своим поведением, планировать действия» формируются под влиянием семьи и общественного воспитания, и чем теснее взаимосвязь этих социальных институтов, чем более упорядочена воспитывающая среда, чем активнее родители включены в обучение детей правилам поведения на дороге, тем эффективнее условия для полноценного и безопасного развития каждого ребёнка.
Совместные праздники, КВНы, собрания с участием представителей ГИБДД, экскурсии по городу, организация групповых занятий, доведение до сведения родителей необходимой педагогической информации по вопросам воспитания у детей навыков безопасного поведения на дороге (папки-передвижки, информация в родительских уголках и др.) способствует возможности оказывать влияние на социальное развитие каждого ребёнка и обеспечивать успешное овладение им правилами безопасного поведения на дороге; формированию менталитета родителей как активных участников педагогического процесса и изменить саму сущность их взаимодействия с детским садом.
Однако необходимо отметить, что проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. Необходимы более разнообразные и дифференцированные формы работы с детьми. Требуется более тесная связь с родителями наших воспитанников, ведь именно они – главный пример детям для подражания.
Работу с детьми и родителями проводит воспитатель, поэтому очень важно совершенствовать своё самообразование.
Что должен знать воспитатель о правилах дорожного движения.
1. Пешеходам разрешается ходить только по тротуару, придерживаясь правой стороны.
2. Там, где нет тротуаров, нужно ходить по краю проезжей части, на дороге – по левому её краю, навстречу движению, чтобы видеть движущийся транспорт и вовремя отойти в сторону.
3. Пешеходы обязаны переходить улицу только шагом по пешеходным переходам, обозначенным линиями или специальными указателями, а на перекрёстках с необозначенными переходами – по линиям тротуаров.
4. Прежде чем сойти на проезжую часть при двустороннем движении, необходимо убедиться в полной безопасности.
5. Запрещается пересекать путь движущимся транспортным средствам, выходить из-за транспорта на проезжую часть, не видя обстановке на улице. Особую осторожность следует соблюдать при обходе транспорта, стоящего вблизи тротуаров.
6. В местах перехода, где движение регулируется, переходить улицу следует только при зелёном сигнале светофора или разрешающем жесте регулировщика.
7. В местах, где переходы не обозначены и где движение не регулируется, пешеходы должны во всех случаях пропускать приближающийся транспорт. Запрещается переходить улицу около крутого поворота.
8. Группы детей разрешается водить только по тротуару, не более чем в два ряда. Дети идут взявшись за руки. Впереди и позади колонны должны находиться сопровождающие с красными флажками.
9. Перевозить детей разрешается только в автобусах, двери и окна которых закрыты. На лобовом стекле должен быть опознавательный знак «Дети».
Все дорожные знаки делятся на семь групп:
1. Предупреждающие: информируют водителя о характере опасности и расположении опасного участка дороги, движение по которому требует принять меры, соответствующие обстановке.
Форма знаков: треугольник белого цвета с красной каймой.
2. Знаки приоритета: указывают очерёдность проезда перекрёстков, а также узких участков дорог.
Форма знаков этой группы различная: треугольник, ромб, круг,
квадрат, шестигранник.
3. Запрещающие знаки: вводят или отменяют определённые ограничения движения.
Форма знаков: круг красного, белого или синего цвета с красной
каймой.
4. Предписывающие знаки: вводят или отменяют определённые режимы движения.
Форма знаков: круг синего цвета.
5. Информационно-указательные знаки: информируют об особенностях режима движения или о расположении на пути следования населённых пунктов и других объектов.
Форма знаков: квадраты и прямоугольники преимущественно
синего цвета (также белого, зелёного, жёлтого).
6. Знаки сервиса: информируют о расположении соответствующих объектов сервиса.
Форма знаков: прямоугольник синего цвета.
7. Знаки дополнительной информации (таблички) : применяются для уточнения или ограничения действий других знаков.
Форма знаков: прямоугольники белого цвета.
8. Знаки особых предписаний: вводят или отменяют определённые режимы
движения.
Форма знаков: квадраты и прямоугольники синего цвета.