Ирина Иващенко
Доклад на педсовет «Воспитываем читателя»
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на педсовете по теме «Воспитываем читателя»
Ознакомление с художественной литературой занимает особое место в образовательном процессе дошкольного учреждения. Художественная литература является средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру.
Читательский опыт начинает закладываться в раннем детстве. Это возраст, в котором наиболее ярко проявляется способность воспринимать художественное произведение: возмущаться, радоваться, стремиться передать это в драматизации. Однако, чуткость к прочитанному сама по себе не возникает. Она зависит от того, что именно, как часто и каким образом мы читаем детям.
Публикация «Доклад на педсовет „Воспитываем читателя“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Что же мы читаем детям :
-произведения устного творчества русского народа и народов мира;
-классическая детская литература отечественная и зарубежная;
-современная литература русская и зарубежная.
Опрос родителей по теме «Приобщение ребенка к чтению художественной литературы» показало, что дома читают детям именно сказки.
Действительно, сказка ненавязчиво воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добром и злом. Она - универсальный учитель. Малыши, при восприятии литературного произведения, обращают внимание на героев, их интересует внешность персонажа, его действие, поступки. Младшие дошкольники эмоционально активно переживают все, что происходит с героем: бурно радуются торжеству добра над злом, победе персонажа. Выразительная интонация, звучные ритмы и рифмы, являются характерной особенностью детей от двух до пяти лет. Дети любят слушать и читать стихи, предпочитая их прозе. Русский фольклор составляют главным образом круг чтения у младших дошкольников.
Главная задача дошкольного учреждения открыть ребенку трех-четырех лет мир словесного искусства, воспитать интерес и любовь к книге, развить умение ее слушать и понимать, эмоционально откликаться на воображаемые события, сопереживать героям. Осуществление этой задачи связано с воспитанием у детей способностей и умений эстетически воспринимать произведения литературного искусства, с развитием их художественно- речевой деятельности.
Качественно новым этапом в литературном развитии дошкольников, является старший дошкольный возраст. Дети переходят к стадиям собственно художественного отношения к искусству, к литературному слову в частности. Дети проявляют пристальное внимание к содержанию произведения, способности и желании постигать его внутренний смысл. Возникает устойчивый интерес к книгам, тяготение к постоянному общению с ними, стремление к знакомству с новыми произведениями. Характерным становится избирательное отношение к произведениям определенного содержания и стиля (сказочным, приключенческим, природоведческим, историческим, лирическим, фантастическим). Дети стремятся поделиться с окружающими впечатлениями о прочитанном, обсудить содержание книги, поведение героев.
Общение с книгой активно развивает творческие способности и умения детей. Это реализуется в инсценировках и драматизациях, в выразительном чтении стихов, ролевых играх по литературным сюжетам, в рисовании и других видах детской деятельности.
Важнейшая задача воспитания детей, стоящих на пороге перехода к самостоятельному чтению - поддержание активного тяготения старших дошкольников к книге, развитие интереса и любви к ней.
Старшим дошкольникам необходимо читать волшебные сказки. Именно в них грань добра и зла очерчена особенно четко, а рядом с ребенком царствует чудо. С помощью волшебных сказок специалисты проводят психокоррекцию, устраняя тревожащие и угнетающие ребенка впечатления и другие состояния.
Сказка – любимый детский жанр в литературе. Она являются эффективным педагогическим средством, сочетающим в себе познавательный и воспитательный потенциал.
Главная цель общения с детьми посредством художественной литературы – предоставить каждому ребенку возможность попробовать себя в разных видах деятельности и испытать радость, чувство удовлетворения от своих усилий, обогатить свой литературный опыт. Драматизация литературных произведений или их отрывков способствует этому. Для активизации словарного запаса необходимо использовать отрывки особенно яркие, интересные с точки зрения или содержащие диалоги, которые дети с удовольствием воспроизводят.
Слушание и обсуждение сказки с последующей ее драматизацией дают детям возможность узнать традиции и обычаи народов, познакомиться с бытом и укладом их жизни. Знакомясь со сказками разных народов, дети начинают понимать, что вечные категории «добро» и «зло» не имеют национальных особенностей и черт. Содержание сказки задает ребенку социально одобряемые нормы отношений и поведения, подтверждает мудрость пословиц и поговорок, а порой и аргументирует эту мудрость, раскрывая ее на конкретных фактах.
Художественное слово необходимо использовать во всех видах деятельности детей в дошкольном учреждении и в семье, при реализации задач различных образовательных областей.
Воспитание читателя, способного воспринимать художественное слово во всем его богатстве, - процесс долгий и трудный. Но если первоначальный этап введения ребенка в книжную культуру будет успешным, то значительно сократится число молодых людей, не способных или на желающих приобщаться к духовному опыту человечества посредством книг.