Ясонова Жанна
Ознакомление детей второй группы раннего возраста с природным окружением
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Ознакомления детей второй группы раннего возраста с природным окружением с использованием произведений В. Ф. Бокова (из опыта работы).
В соответствии с ФГОС региональный компонент занимает в программе большой раздел. Поэтому вопрос об ознакомлении дошкольников с поэтами и писателями родного края очень актуален.
Дошкольное детство - важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова. Дети дошкольного возраста еще не задумываются о таких понятиях, как Родина, родная земля. Однако с помощью произведений русского народного творчества, посвященных Родине, ребенок может узнать, что чувство любви к ней свойственно всем людям, что ценится и почитается всеми.
Публикация «Ознакомление детей второй группы раннего возраста с природным окружением» размещена в разделах
Произведения В. Ф. Бокова способны обогатить детей впечатлениями, воспитать интерес и любовь к литературе, родному слову, развить речь, расширить представления о животном и растительном мире, воспитать доброту, отзывчивость, нести с собой колорит народной речи, много образных выражений, сравнений, эмоциональной и поэтической лексики.
В результате целенаправленной работы дети самостоятельно накапливают чувственный опыт, на основе которого сопоставляют несложные поэтические и художественные образы. Живое наблюдение природы способствует восприятию ее в стихах. Рассматривание иллюстраций, картин о природе конкретизирует это восприятие, делает его более осмысленным. Знакомясь одновременно с иллюстрацией и поэтическим произведением, ребенок реально представляет различные способы передачи выразительности образов и воспроизводит это в своих рисунках.
Любой ребенок является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Он выбирает и воспринимает то, что будет слушать то, что ему интересно.
Мы знакомили детей с художественными произведениями В. Ф. Бокова такими как: ««Воробей», «Вот какая мама», «Мать», «Котенок», «Кошка», «Кот Котофеич». снег», «Листопад», «Снежинка пела: -Я летаю…», «Синица», «Ворона». Формировали познавательный интерес детей к истории, культуре, природе родного края через ознакомления с творчеством поэта-земляка В. Ф. Бокова.
Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными методами и приемами. Из наиболее эффективных - ознакомление дошкольников с природой. У В. Ф. Бокова много произведений и стихов о природе родного края.
Природа - неиссякаемый источник духовного обогащения ребенка.
Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, лужицы, ручейки, движущиеся облака, падающий снег. Разнообразный мир растений и животных пробуждает у детей живой интерес к природе, любознательность, побуждает их к деятельности.
Ввести ребенка в мир природы, научить его понимать её, воспитывать бережное отношение. У детей третьего года жизни формируется познавательный интерес к окружающему, чему и в большей мере способствуют наблюдения детей под руководством взрослых. Первое, с чем встречается ребенок на прогулке – это природа, с которой его нужно знакомить: помочь понять, полюбить, научить малышей ей бережно относиться к ней. Детям можно показать цветы, какие растут на клумбе, спросить какого они цвет, где большие, а где маленькие, разрешить им понюхать их и обязательно заострить внимание на том, какие все красивые. В теплый, ласковый осенний денёк обращала внимание детей на легкие белые облака, яркую синеву неба, на листья жёлтого цвета, которые, кружась, падают на землю. Читала отрывок из стихотворения В. Ф. Бокова «Листопад». Дети, стремились, повторить как кружатся листочки. Так же учила различать наиболее характерное состояние осенней погоды: тепло, холодно, идут дожди. Чтобы малыши усвоили это наблюдение, связывали с непосредственным опытом: тепло - снимают пальто, становится холодно - надевают теплую одежду. В пасмурную погоду можно поискать солнышко: «Где солнышко? Куда оно спряталось? – спрашивала. Когда идет дождь, дети обращали внимание на одежду. Читали стихи о погоде. Внимание малышей к наблюдению за птицами лучше привлечь их внимание давая корм птицам. Мы сообщали детям, что на участок прилетают разные птицы, воробей маленький, серенький, прыгает, чирикает…. Читали стихотворение В. Ф. Бокова «Воробей». Играли подвижную игру «Воробьи и ворона», дети прыгали как воробушки, степенно шагали как ворона. Побуждали детей к звукопроизношению : «Как кричат воробьи? Громко каркает ворона?»
Прогулки зимой, радуют детей. Сегодня холодно, надо одеваться теплее. Вот какой снег белый говорила, но малышу мало этого, он непременно хочет потрогать снег рукой. Зачерпывала лопаткой снег, рукой показывала его ребенку, уточняя и развивая словарный запас, рассказывала, какой снег: белый, холодный, пушистый. Гуляя с детьми обращала внимание на зимние явления. Зимой часто идет снег. Предлагала рассмотреть снежинки на пальто, как они красивы. При наблюдении за снежинками читала отрывок из стихотворения В. Ф. Бокова «Снежинка пела: Я летаю…».
Наблюдали за птицами на участке, которые прилетали к кормушкам (синица, снегирь, ворона, кормили птичек. В группе читали стихи В. Ф. Бокова «Синица», «Ворона».
О наблюдениях весной рассказывала, какое весной небо? Голубое, высокое, чистое.
Какое весной солнце? Теплое, ласковое, лучистое
Какие весной облака? Белые, мягкие, пушистые. Снег тает, и появляются проталины, текут ручейки. Пускали кораблики.
Обращала внимание на сосульки.
В группе играли в игру «капель» на развитие темпа речи
В уголок природы поставили ветки тополя, рассмотрели почки, из почек появились зеленые листочки, сажали травку. Рассматривали картинки весенние, иллюстрации, рисовали и лепили солнышко, травку, дождик.
На открытом занятии, дети показали хорошие результаты.
И в заключении хочу сказать ребенок не должен бездумно смотреть на природу, а видеть и понимать природные явления и связь между ними, причинную зависимость
Общение с природой воспитывает у ребенка чувство прекрасного
Если взрослые научат детей любоваться яркими красками неба при закате солнца, замысловатой формой хрупких снежинок, простором полей у детей разовьется чувство прекрасного, они будут радоваться красоте и глубже познают окружающий мир.