елена чембарова
Художественная литература, как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у детей чувства бесконечной любви к Родине». В. А. Сухомлинский
2 слайд Исторически сложилось, так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. К большому сожалению, дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций.
Ребёнок не рождается патриотом, он им становится.
Публикация «Художественная литература, как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Литературная деятельность
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
3 слайд Высокие патриотические чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания.
4 слайд Патриотизм – сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ. Это уважение к защитникам Отчизны, уважение к Государственному Гимну, Флагу, Гербу Родины.
Цель патриотического воспитания в детском саду состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре родной страны.
Задачи патриотического воспитания :
• воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу;
• формирование бережного отношения к родной природе и всему живому;
• воспитание уважения к труду людей;
• развитие интереса к народным традициям и промыслам;
• формирование элементарных знаний о правах человека;
• расширение представлений о России, ее столице;
• знакомство детей с символами государства: гербом, флагом, гимном;
• развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;
• формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям.
(«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов- авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, языке, живописи». Дмитрий Сергеевич Лихачев (филолог, культуролог, искусствовед. На протяжении всех лет своей деятельности являлся активным защитником культуры, пропагандистом нравственности и духовности.)
5 слайд Эти задачи патриотического воспитания мы в своей работе стараемся решать разнообразными педагогическими средствами, но одним из важнейших средств является книга. Художественное слово входит в мир ребёнка с младенчества, обогащая его мир, делая его интересным и полным необычных открытий.
В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные качества, представления о добре и красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, пословицами, сказками, песнями, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.
Каждый жанр русского народного творчества – кладезь народной мудрости. И в каждом – огромный запас положительной энергии, направленный на созидание, а не на разрушение. Практика показывает, что использование фольклора на занятиях позволяет детям сравнить «как было» и «как есть», «как нужно» и «как не нужно» поступать в определенных случаях.
6 слайд В своей работе с детьми мы используем:
Потешки – развлекают малыша, создают у него веселое настроение, наставляют, дают простейшие знания о мире людей, природном мире, мире животных, описываются их повадки, малыши улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому. При этом мы сопровождали показами взрослого. Ребенок еще плохо может выразить в речи то, что чувствует, но уже стремится к звукоподражанию, к повторам жестов, а через это – до него доходит смысл потешки, который имеет нравственную подоплеку – как нужно сделать так, чтобы было хорошо и правильно?
Так, процесс умывания мы сопровождали такими потешками как: «Водичка, водичка, умой мое личико…», «Чистая водичка умоет Максиму личико, Насте ладошки, пальчики Антошке». И сразу же воспитывали аккуратность, опрятность, приучали к чистоте. При причесывании: «Расти, коса, до пояса, не вырони ни волоса. Расти, косонька, до пят, все волосики в ряд…»
Во время кормления: «Умница Женечка, ешь кашу сладеньку, вкусную, пушистую, мягкую, душистую».
Читая потешку «Пошёл котик на торжок» воспитывали у детей желание делиться друг с другом.
Потешка «Сорока-сорока» воспитывает трудолюбие, желание помогать ближнему.
7 слайд Пословицы и поговорки называют жемчужиной народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. В них глубоко раскрывается характер народа, его природный ум, уверенность в своей правоте и силе.
С древнейших времен народ воспитывал в ребенке любовь к Родине, готовность к борьбе, желание защищать свой народ от беды, непримиримое отношение к предательству. Важнейшие события исторической жизни закреплялись в народной памяти посредством пословиц.
Пословицы мы использовали во всех процессах воспитательной работы.
8 слайд Считалки - это истории придуманный для детей, это способ осуществления объективной справедливости. Как бы сама судьба, а не авторитет взрослого, распоряжается распределением ролей. Ребенок в игре должен быть находчивым, сообразительным, памятливым, ловким, добрым и даже благородным. Все эти качества в детском характере развивают считалки. Чаще всего считалки используется при проведении подвижных игр на свежем воздухе. Вот где воспитывается и воля, и благородство, и доброта!
Мирилки- Именно их дети легко запоминают, позволяют сказать слова примирения после ссоры. Умение прощать, мириться- важный навык, которому порой и нам взрослым надо бы поучиться. Проговаривая мирилки, дети могут сцепиться мизинчиками, взяться за руки, обняться и проговорить слова примирения:
Заклички – небольшая песенка для распевки группы детей или стихотворное обращение к явлениям природы. Это обращение к солнцу, радуге, дождю, птицам, к улитке, это — передразнивание птиц, слова при скакании на одной ноге: когда в ухо попадала вода и надо было, чтобы она вылилась. Просьбы и пожелания детей звучат как приказы. Дождю велят: «Поливай ковшом», солнцу: «Выгляни в окошечко!», радуге: «Не давай дождя, давай солнышка!». Требовательная закличка возникла в те далекие времена, когда народ еще думал, что словом можно влиять на природу. С той поры заклички изменились — стали игрой, и используется на прогулке, для закрепления знаний детей о явлениях природы.
9 слайд Самым ярким и любимым жанром детей остается русская народная сказка.
Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор: развивают речь, фантазию, воображение. Развивают нравственные качества : доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Воспитательная ценность народных сказок в том, что в них запечатлены черты русского трудового народа, свободолюбие, настойчивость, упорство в достижении цели. Они воспитывают гордость за свой народ, любовь к Родине. Сказка осуждает такие свойства человеческого характера как лень, жадность, упрямство, трусость, и, одобряет трудолюбие, смелость, верность.
В сказке всегда происходит борьба добра и зла. Добро всегда получает награду за свои поступки. Хорошие сказочные герои те, кто почитает родителей, уважает старших, тот, кто добр, справедлив, скромен и честен обязательно выходят победителями, какие бы препятствия им не приходилось преодолевать. Знакомясь с отрицательными героями, ребенок учится распознавать опасность и находить силы для ее преодоления.
Положительные герои помогают восстановить справедливость и утвердиться добру над злом. Сказка формирует образ положительного героя и учит не бояться трудностей. Женщины в русских народных сказках всегда необыкновенно красивы и умны. Ум, красота, трудолюбие, находчивость присутствуют в русских красавицах. Мужчины в русской народной сказке обычно сочетали в себе благородные человеческие качества: такие как мужество, честность, бесстрашие, милосердие и добропорядочность.
(Сказка «Гуси- лебеди» Сказка привлекает занимательным сюжетом, даёт пример помощи в беде, пример торжества добра над злом. Но она ещё и поучительна: хочешь, чтобы к тебе хорошо относились, умей сам уважать других.
«Морозко» любить свою семью; ответственно относиться к труду; быть терпеливым и вежливым.
«Колобок» распознавать подхалимство; жить своей головой; не доверять посторонним, коварным, расчетливым людям; не уходить из дома самовольно.
Сказка «Царевна-лягушка» Эта сказка прославляет труд, доброту и подлинную красоту человеческих отношений. Она учит нас терпению, учит не судить о людях по внешнему виду, а оценивать их по делам, по внутренним достоинствам.
Сказка «Маша и медведь» Предостерегает, что в лес одним нельзя ходить - можно попасть в беду, а уж если так случилось - не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации.
Сказка «Петушок- золотой гребешок» На примере героев сказки воспитываются чувства ответственности за своих друзей, желания прийти на помощь в трудную минуту.
Сказка «Крошечка - Хаврошечка». Сказка воспитывает в людях добро, учит взаимовыручке, взаимопомощи, помогает завести настоящих друзей. А также учит смелости и честности.
«Репка» воспитывать трудолюбие и взаимовыручку; взаимодействовать с окружающими людьми; решать проблемы сообща.
«Петушок - золотой гребешок» испытывать чувство ответственности за своих близких и друзей; развивать желание прийти на помощь в трудную минуту.
«Волк и семеро козлят» быть осторожным; прислушиваться к советам взрослых.)
10 слайд Дети нашей группы с удовольствием участвуют в спектаклях, исполняют роли любимых героев. Сами показывают кукольный театр, разыгрывая сюжеты любимых сказок. Очень охотно дети воспринимают сюжеты, разыгранные с помощью настольного театра. Переживая сюжет от первого лица, ребенок лучше понимает мотивы поведения персонажей.
11 слайд Особым древним жанром устного народного творчества, с которым воспитанников знакомим в старшем дошкольном возрасте, являются былины.
Содержание былин вплотную подводит к патриотическому воспитанию. Героические сюжеты восхищают детей и будоражат их воображение яркой гиперболой, напевностью, легендарностью героев (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеше Попович, Садко, Змей Горыныч, Соловей-Разбойник и др.)
В центре сюжета обычно героический подвиг богатыря, основного героя произведений этого жанра, битва (а чаще поединок) с врагами русской земли. Богатырь побеждает несметные полчища врагов или вражеского богатыря-великана. Его победа имеет решающее значение для судьбы народа и государства. В образе богатыря воплощается мощь русского народа (богатырь всегда побеждает противника, народное представление об идеальном герое. Богатырь - это всегда воин-патриот.
12 слайд У каждого богатыря свой облик, свои поступки, своё место в кругу былинных персонажей, но их характеры как бы взаимно дополняют друг друга, создавая целостный, монументальный образ безупречного воина, способного не только отважно биться с врагом, но и самостоятельно принимать решения в сложных ситуациях.
13 слайд Писатели-классики (произведения А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, С. А. Есенина, М. М. Пришвина и других русских писателей) так же обращаются к нравственным ценностям : добро и зло, истина и красота, справедливость и совесть, дружба и любовь. Что обуславливает возможность использования литературных текстов с целью воспитания у детей различных нравственных качеств, в том числе- патриотизма.
Произведения о природе- мы изучаем с целью ознакомить детей с красотой родной страны (что является также частью формирования патриотического отношения к родному краю). Рассказы Паустовского К. Г., Пришвина М. М., Бианки В. В. и многих — других- это яркие зарисовки из жизни натуральной природы и ее обитателей. Персонажи естественны и их переживания, описанные авторами, близки и понятны детям.
14 слайд Произведения о войне- являются важной составляющей патриотического воспитания. Стихи С. Михалкова, С. Васильева, А. Твардовского-о подвигах и мужестве солдат партизан, защищавших Родину, не жалевших себя в борьбе-являются высокохудожественным средством воспитания.
15 слайд Сила ритмического поэтического слова действует на сознание детей вдохновляюще. А слушая рассказы А. Гайдара, Л. Кассиля, А. Митяева и др. дети сопереживают и волнуются за героев.
16 слайд Рассказы о стране и родном городе-это отдельный вид специальной детской литературы, который рекомендуется для решения задач патриотического воспитания дошкольников. Истринская земля богата местами, связанными с историей русской литературы. Здесь бывали и творили такие выдающиеся писатели и поэты России, как А. Чехов, М. Лермонтов, А. Блок, А. Белый и др. В тяжелые фронтовые годы история нашего края была связана с такими широко известными именами, как А. Сурков и И. Эренбург. Так, например, не многие знают, что всем известная фронтовая песня «Бьётся в тесной печурке огонь» («В землянке») родилась в конце ноября 1941 года после очень трудного фронтового дня под Истрой. Под впечатлением пережитого за тот день сражений под Истрой Алексей Сурков написал письмо жене, которая находилась тогда на Каме. В нём было шестнадцать «домашних» стихотворных строк.
17 слайд В творчестве известного поэта, нашего земляка, Владимира Вигского, прославляется героизм нашего народа в годы войны, и воспевается любовь и гордость к отечеству, к своей малой Родине.
Радуга в небе зависла,
Пьет первозданный покой.
Милая, милая Истра –
Город, рожденный рекой!
18 слайд Чтение произведений о Родине является частью патриотического воспитания. Стихотворение о необъятной России, о её красоте, природе и бескрайних полях. Но для яркого запоминания и усвоения одного лишь устного знакомства недостаточно. В дошкольном возрасте сохраняется наглядно-образное мышление, поэтому, чтобы у детей сложилось представление о явлении (будь то понятие государственных символов, красоты родной природы, военной героики) – нужна опора на визуальные впечатления.
19 слайд Воспитательная сила художественной литературы направлена на формирование у дошкольника образа героя, защитника своего государства, воспитание чувства гордости за историю страны, потребности защищать Родину, формирование желания быть защитником земли, на которой родился и вырос.
20-24 слайд Одной из эффективных форм патриотического воспитания дошкольников является проведение праздников - День матери, День защитника Отечества, Масленица. И тематических досугов - От зерна до каравая, Викторина по сказкам К. И. Чуковского. Целью таких мероприятий является формирование у дошкольников патриотических чувств. Ребята не только показали свои силу и смекалку, но и прочитали стихи и спели песни.
25 слайд Так же в было проведено занятие на РМО «Путешествие по стране книг», на котором дети побывали на остановках «Сказочной», «Былинной», «Пословицы».
26 слайд Ещё одним ярким и интересным средством нравственно-патриотического воспитания является народно-прикладное искусство России. Нельзя оставаться равнодушными, увидев работы народных мастеров знаменитых промыслов: Хохломы, Дымково, Городца, Гжели, Каргополя.
Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача. Решение которой в дошкольном возрасте только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.