МААМ-картинки

Художественная литература, как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников

елена чембарова
Художественная литература, как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у детей чувства бесконечной любви к Родине». В. А. Сухомлинский

2 слайд Исторически сложилось, так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. К большому сожалению, дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций.

Ребёнок не рождается патриотом, он им становится.

Публикация «Художественная литература, как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников» размещена в разделах

3 слайд Высокие патриотические чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания.

4 слайд Патриотизм – сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ. Это уважение к защитникам Отчизны, уважение к Государственному Гимну, Флагу, Гербу Родины.

Цель патриотического воспитания в детском саду состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре родной страны.

Задачи патриотического воспитания :

воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу;

• формирование бережного отношения к родной природе и всему живому;

воспитание уважения к труду людей;

• развитие интереса к народным традициям и промыслам;

• формирование элементарных знаний о правах человека;

• расширение представлений о России, ее столице;

знакомство детей с символами государства: гербом, флагом, гимном;

• развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;

• формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям.

(«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов- авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, языке, живописи». Дмитрий Сергеевич Лихачев (филолог, культуролог, искусствовед. На протяжении всех лет своей деятельности являлся активным защитником культуры, пропагандистом нравственности и духовности.)

5 слайд Эти задачи патриотического воспитания мы в своей работе стараемся решать разнообразными педагогическими средствами, но одним из важнейших средств является книга. Художественное слово входит в мир ребёнка с младенчества, обогащая его мир, делая его интересным и полным необычных открытий.

В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные качества, представления о добре и красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, пословицами, сказками, песнями, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.

Каждый жанр русского народного творчества – кладезь народной мудрости. И в каждом – огромный запас положительной энергии, направленный на созидание, а не на разрушение. Практика показывает, что использование фольклора на занятиях позволяет детям сравнить «как было» и «как есть», «как нужно» и «как не нужно» поступать в определенных случаях.

6 слайд В своей работе с детьми мы используем:

Потешки – развлекают малыша, создают у него веселое настроение, наставляют, дают простейшие знания о мире людей, природном мире, мире животных, описываются их повадки, малыши улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому. При этом мы сопровождали показами взрослого. Ребенок еще плохо может выразить в речи то, что чувствует, но уже стремится к звукоподражанию, к повторам жестов, а через это – до него доходит смысл потешки, который имеет нравственную подоплеку – как нужно сделать так, чтобы было хорошо и правильно?

Так, процесс умывания мы сопровождали такими потешками как: «Водичка, водичка, умой мое личико…», «Чистая водичка умоет Максиму личико, Насте ладошки, пальчики Антошке». И сразу же воспитывали аккуратность, опрятность, приучали к чистоте. При причесывании: «Расти, коса, до пояса, не вырони ни волоса. Расти, косонька, до пят, все волосики в ряд…»

Во время кормления: «Умница Женечка, ешь кашу сладеньку, вкусную, пушистую, мягкую, душистую».

Читая потешку «Пошёл котик на торжок» воспитывали у детей желание делиться друг с другом.

Потешка «Сорока-сорока» воспитывает трудолюбие, желание помогать ближнему.

7 слайд Пословицы и поговорки называют жемчужиной народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. В них глубоко раскрывается характер народа, его природный ум, уверенность в своей правоте и силе.

С древнейших времен народ воспитывал в ребенке любовь к Родине, готовность к борьбе, желание защищать свой народ от беды, непримиримое отношение к предательству. Важнейшие события исторической жизни закреплялись в народной памяти посредством пословиц.

Пословицы мы использовали во всех процессах воспитательной работы.

8 слайд Считалки - это истории придуманный для детей, это способ осуществления объективной справедливости. Как бы сама судьба, а не авторитет взрослого, распоряжается распределением ролей. Ребенок в игре должен быть находчивым, сообразительным, памятливым, ловким, добрым и даже благородным. Все эти качества в детском характере развивают считалки. Чаще всего считалки используется при проведении подвижных игр на свежем воздухе. Вот где воспитывается и воля, и благородство, и доброта!

Мирилки- Именно их дети легко запоминают, позволяют сказать слова примирения после ссоры. Умение прощать, мириться- важный навык, которому порой и нам взрослым надо бы поучиться. Проговаривая мирилки, дети могут сцепиться мизинчиками, взяться за руки, обняться и проговорить слова примирения:

Заклички – небольшая песенка для распевки группы детей или стихотворное обращение к явлениям природы. Это обращение к солнцу, радуге, дождю, птицам, к улитке, это — передразнивание птиц, слова при скакании на одной ноге: когда в ухо попадала вода и надо было, чтобы она вылилась. Просьбы и пожелания детей звучат как приказы. Дождю велят: «Поливай ковшом», солнцу: «Выгляни в окошечко!», радуге: «Не давай дождя, давай солнышка!». Требовательная закличка возникла в те далекие времена, когда народ еще думал, что словом можно влиять на природу. С той поры заклички изменились — стали игрой, и используется на прогулке, для закрепления знаний детей о явлениях природы.

9 слайд Самым ярким и любимым жанром детей остается русская народная сказка.

Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор: развивают речь, фантазию, воображение. Развивают нравственные качества : доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Воспитательная ценность народных сказок в том, что в них запечатлены черты русского трудового народа, свободолюбие, настойчивость, упорство в достижении цели. Они воспитывают гордость за свой народ, любовь к Родине. Сказка осуждает такие свойства человеческого характера как лень, жадность, упрямство, трусость, и, одобряет трудолюбие, смелость, верность.

В сказке всегда происходит борьба добра и зла. Добро всегда получает награду за свои поступки. Хорошие сказочные герои те, кто почитает родителей, уважает старших, тот, кто добр, справедлив, скромен и честен обязательно выходят победителями, какие бы препятствия им не приходилось преодолевать. Знакомясь с отрицательными героями, ребенок учится распознавать опасность и находить силы для ее преодоления.

Положительные герои помогают восстановить справедливость и утвердиться добру над злом. Сказка формирует образ положительного героя и учит не бояться трудностей. Женщины в русских народных сказках всегда необыкновенно красивы и умны. Ум, красота, трудолюбие, находчивость присутствуют в русских красавицах. Мужчины в русской народной сказке обычно сочетали в себе благородные человеческие качества: такие как мужество, честность, бесстрашие, милосердие и добропорядочность.

(Сказка «Гуси- лебеди» Сказка привлекает занимательным сюжетом, даёт пример помощи в беде, пример торжества добра над злом. Но она ещё и поучительна: хочешь, чтобы к тебе хорошо относились, умей сам уважать других.

«Морозко» любить свою семью; ответственно относиться к труду; быть терпеливым и вежливым.

«Колобок» распознавать подхалимство; жить своей головой; не доверять посторонним, коварным, расчетливым людям; не уходить из дома самовольно.

Сказка «Царевна-лягушка» Эта сказка прославляет труд, доброту и подлинную красоту человеческих отношений. Она учит нас терпению, учит не судить о людях по внешнему виду, а оценивать их по делам, по внутренним достоинствам.

Сказка «Маша и медведь» Предостерегает, что в лес одним нельзя ходить - можно попасть в беду, а уж если так случилось - не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации.

Сказка «Петушок- золотой гребешок» На примере героев сказки воспитываются чувства ответственности за своих друзей, желания прийти на помощь в трудную минуту.

Сказка «Крошечка - Хаврошечка». Сказка воспитывает в людях добро, учит взаимовыручке, взаимопомощи, помогает завести настоящих друзей. А также учит смелости и честности.

«Репка» воспитывать трудолюбие и взаимовыручку; взаимодействовать с окружающими людьми; решать проблемы сообща.

«Петушок - золотой гребешок» испытывать чувство ответственности за своих близких и друзей; развивать желание прийти на помощь в трудную минуту.

«Волк и семеро козлят» быть осторожным; прислушиваться к советам взрослых.)

10 слайд Дети нашей группы с удовольствием участвуют в спектаклях, исполняют роли любимых героев. Сами показывают кукольный театр, разыгрывая сюжеты любимых сказок. Очень охотно дети воспринимают сюжеты, разыгранные с помощью настольного театра. Переживая сюжет от первого лица, ребенок лучше понимает мотивы поведения персонажей.

11 слайд Особым древним жанром устного народного творчества, с которым воспитанников знакомим в старшем дошкольном возрасте, являются былины.

Содержание былин вплотную подводит к патриотическому воспитанию. Героические сюжеты восхищают детей и будоражат их воображение яркой гиперболой, напевностью, легендарностью героев (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеше Попович, Садко, Змей Горыныч, Соловей-Разбойник и др.)

В центре сюжета обычно героический подвиг богатыря, основного героя произведений этого жанра, битва (а чаще поединок) с врагами русской земли. Богатырь побеждает несметные полчища врагов или вражеского богатыря-великана. Его победа имеет решающее значение для судьбы народа и государства. В образе богатыря воплощается мощь русского народа (богатырь всегда побеждает противника, народное представление об идеальном герое. Богатырь - это всегда воин-патриот.

12 слайд У каждого богатыря свой облик, свои поступки, своё место в кругу былинных персонажей, но их характеры как бы взаимно дополняют друг друга, создавая целостный, монументальный образ безупречного воина, способного не только отважно биться с врагом, но и самостоятельно принимать решения в сложных ситуациях.

13 слайд Писатели-классики (произведения А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, С. А. Есенина, М. М. Пришвина и других русских писателей) так же обращаются к нравственным ценностям : добро и зло, истина и красота, справедливость и совесть, дружба и любовь. Что обуславливает возможность использования литературных текстов с целью воспитания у детей различных нравственных качеств, в том числе- патриотизма.

Произведения о природе- мы изучаем с целью ознакомить детей с красотой родной страны (что является также частью формирования патриотического отношения к родному краю). Рассказы Паустовского К. Г., Пришвина М. М., Бианки В. В. и многих — других- это яркие зарисовки из жизни натуральной природы и ее обитателей. Персонажи естественны и их переживания, описанные авторами, близки и понятны детям.

14 слайд Произведения о войне- являются важной составляющей патриотического воспитания. Стихи С. Михалкова, С. Васильева, А. Твардовского-о подвигах и мужестве солдат партизан, защищавших Родину, не жалевших себя в борьбе-являются высокохудожественным средством воспитания.

15 слайд Сила ритмического поэтического слова действует на сознание детей вдохновляюще. А слушая рассказы А. Гайдара, Л. Кассиля, А. Митяева и др. дети сопереживают и волнуются за героев.

16 слайд Рассказы о стране и родном городе-это отдельный вид специальной детской литературы, который рекомендуется для решения задач патриотического воспитания дошкольников. Истринская земля богата местами, связанными с историей русской литературы. Здесь бывали и творили такие выдающиеся писатели и поэты России, как А. Чехов, М. Лермонтов, А. Блок, А. Белый и др. В тяжелые фронтовые годы история нашего края была связана с такими широко известными именами, как А. Сурков и И. Эренбург. Так, например, не многие знают, что всем известная фронтовая песня «Бьётся в тесной печурке огонь» («В землянке») родилась в конце ноября 1941 года после очень трудного фронтового дня под Истрой. Под впечатлением пережитого за тот день сражений под Истрой Алексей Сурков написал письмо жене, которая находилась тогда на Каме. В нём было шестнадцать «домашних» стихотворных строк.

17 слайд В творчестве известного поэта, нашего земляка, Владимира Вигского, прославляется героизм нашего народа в годы войны, и воспевается любовь и гордость к отечеству, к своей малой Родине.

Радуга в небе зависла,

Пьет первозданный покой.

Милая, милая Истра –

Город, рожденный рекой!

18 слайд Чтение произведений о Родине является частью патриотического воспитания. Стихотворение о необъятной России, о её красоте, природе и бескрайних полях. Но для яркого запоминания и усвоения одного лишь устного знакомства недостаточно. В дошкольном возрасте сохраняется наглядно-образное мышление, поэтому, чтобы у детей сложилось представление о явлении (будь то понятие государственных символов, красоты родной природы, военной героики) – нужна опора на визуальные впечатления.

19 слайд Воспитательная сила художественной литературы направлена на формирование у дошкольника образа героя, защитника своего государства, воспитание чувства гордости за историю страны, потребности защищать Родину, формирование желания быть защитником земли, на которой родился и вырос.

20-24 слайд Одной из эффективных форм патриотического воспитания дошкольников является проведение праздников - День матери, День защитника Отечества, Масленица. И тематических досугов - От зерна до каравая, Викторина по сказкам К. И. Чуковского. Целью таких мероприятий является формирование у дошкольников патриотических чувств. Ребята не только показали свои силу и смекалку, но и прочитали стихи и спели песни.

25 слайд Так же в было проведено занятие на РМО «Путешествие по стране книг», на котором дети побывали на остановках «Сказочной», «Былинной», «Пословицы».

26 слайд Ещё одним ярким и интересным средством нравственно-патриотического воспитания является народно-прикладное искусство России. Нельзя оставаться равнодушными, увидев работы народных мастеров знаменитых промыслов: Хохломы, Дымково, Городца, Гжели, Каргополя.

Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача. Решение которой в дошкольном возрасте только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Центр нравственно-патриотического воспитания дошкольниковЦентр нравственно-патриотического воспитания дошкольников Ребёнку от рождения не даётся важная составляющая становления будущей личности, такая как, чувство любви к своей Родине, уважение народных.

Центр нравственно-патриотического воспитания в группеЦентр нравственно-патриотического воспитания в группе Здравствуйте, мы с Мариной Александровной Блавацкой очень хотим рассказать про наш патриотический уголок. Наша группа имеет направленность.

Фотоотчет «Сказка как средство нравственно-эстетического воспитания дошкольников»Фотоотчет «Сказка как средство нравственно-эстетического воспитания дошкольников» Фотоотчет: «СКАЗКА КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ». Основная цель моей педагогической деятельности –.

Консультация для родителей «Детская художественная литература в экологическом воспитании дошкольников в семье»Консультация для родителей «Детская художественная литература в экологическом воспитании дошкольников в семье» Перед проведением консультации предложить родителям ответить на следующие вопросы: 1. Как вы покупаете книги своему ребенку?На что обращаете.

План работы по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольников» Актуальность темы Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников (консультация для педагогов)Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников (консультация для педагогов) Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры, соизмеримой.

Проект по формированию основ нравственно-патриотического воспитания «Памятники Победы»Проект по формированию основ нравственно-патриотического воспитания «Памятники Победы» Проект по формированию основ нравственно-патриотического воспитания «Памятники Победы» Цель проекта: Формирование у детей дошкольного.

Проект «Русские народные сказки в системе нравственно-патриотического воспитания детей»Проект «Русские народные сказки в системе нравственно-патриотического воспитания детей» Проект. Русские народные сказки в системе нравственно-патриотического воспитания детей • Проект краткосрочный, практико-ориентированный,.

Уголок нравственно-патриотического воспитания в средней группеУголок нравственно-патриотического воспитания в средней группе Совместно с родителями мы организовали в группе уголок нравственно-патриотического воспитания. Актуальность: Д. С. Лихачев : «Любовь к.

Уголок нравственно патриотического воспитания в подготовительной группеУголок нравственно патриотического воспитания в подготовительной группе В нашем детском саду прошел смотр-конкурс уголков по нравственно патриотическому воспитанию. Цель смотра- конкурса: -активация деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Художественная литература, как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников
Опубликовано: 24 апреля 2021 в 06:38
+24Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Художественная литература, как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем елена чембарова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД