Ирина Барулина
Роль игры в формировании математических представлений у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Роль игры в формировании математических представлений у детей дошкольного возраста»
Цель доклада:
Раскрыть значение игры в развитии математических представлений у дошкольников и обосновать её необходимость как ведущей формы организации обучения.
План доклада:
1. Игровая деятельность как основа познавательного развития дошкольников.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Математика, логика и сенсорика. Игры, дидактические пособия
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
2. Значение игры в формировании математических представлений.
3. Виды игр, применяемых для развития математических навыков.
4. Методические аспекты использования игры в образовательной деятельности.
5. Рекомендации педагогам по организации игрового обучения.
Содержание доклада
1. Игровая деятельность как основа познавательного развития дошкольников
Игра — ведущая деятельность дошкольного возраста. Через игру дети исследуют мир, учатся устанавливать причинно-следственные связи, находят решения и формируют первые навыки коммуникации.
• Игровая деятельность является мостиком между реальной жизнью ребёнка и образовательной задачей, позволяя легче усваивать новый материал.
• Познавательный компонент в игре обогащает мышление, развивает память и внимание.
Исследования психологов и педагогов (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Н. Н. Поддьяков) подтверждают, что игра способствует формированию высших психических функций.
2. Значение игры в формировании математических представлений
Математика на начальных этапах познания ребёнка связана с его жизненным опытом: счёт предметов, сравнение их величин, расположение в пространстве.
Игры на развитие математических представлений:
• Обогащают словарный запас (названия чисел, геометрических фигур, понятий «больше/меньше», «право/лево» и т. д.).
• Формируют пространственные представления.
• Развивают логическое мышление через решение элементарных задач.
• Учат устанавливать количественные и качественные отношения между предметами.
Особенность использования игры в математическом развитии заключается в её возможности сделать сложные понятия доступными и интересными.
3. Виды игр, применяемых для развития математических навыков
В зависимости от цели обучения и возраста детей используются разные виды игр:
1. Сюжетно-ролевые игры.
• Ребёнок «покупает товары» в магазине, считая монеты.
• «Поездка на автобусе» с подсчётом пассажиров.
2. Дидактические игры.
• «Собери фигуру» (лепка и рисование геометрических форм).
• «Разложи по порядку» (выстраивание числового ряда).
3. Подвижные игры.
• Игра «Найди фигуру»: ребёнок ищет в комнате круг, квадрат и другие фигуры.
• «Быстрый счёт»: педагог называет числа, а дети выполняют соответствующие движения (например, прыгнуть столько раз).
4. Конструкторские игры.
• Создание сооружений из блоков по заранее заданному числовому алгоритму.
4. Методические аспекты использования игры в образовательной деятельности
Принципы проведения игр:
1. Доступность. Игра должна соответствовать возрасту и уровню знаний детей.
2. Системность. Использование игр на каждом этапе усвоения математических знаний.
3. Последовательность. Постепенное усложнение задач.
4. Мотивация. Игра должна вызывать интерес и поддерживать желание участвовать.
Методы и приёмы:
• Применение проблемных ситуаций в игре: «Как узнать, где больше снежков — в одной корзинке или в другой?».
• Включение игровых персонажей (зайчик, медвежонок, которые нуждаются в помощи детей.
• Совмещение разных видов деятельности: игра+творчество (рисование, конструирование).
5. Рекомендации педагогам по организации игрового обучения
1. Планируйте игры с учётом образовательной программы и индивидуальных особенностей детей.
2. Используйте разнообразные материалы: карточки, кубики, счётные палочки, конструкторы.
3. Вовлекайте детей активно: предлагайте им объяснять свои действия, рассуждать, делать выводы.
4. Сотрудничайте с родителями: информируйте их о значении игр, предлагайте домашние задания в игровой форме.
5. Проводите анализ и самооценку: какие игры наиболее эффективно помогли детям усвоить материал?
Заключение
Игра — неотъемлемый компонент формирования математических представлений у дошкольников.
Именно через игру ребёнок:
• Не только усваивает сухие знания, но и учится мыслить логически, видеть красоту математических закономерностей.
• Погружается в увлекательный мир чисел и форм, что формирует позитивное отношение к математике.
Важная задача педагогов — использовать игру как ресурс, позволяющий сделать процесс обучения комфортным и эффективным. Только через эмоциональное вовлечение мы можем обеспечить качественное познавательное развитие наших воспитанников.
Приложение:
• Памятки с примерами игр.
• Литература: Л. С. Выготский «Игра и её роль в психическом развитии ребёнка»
Н. Н. Поддьяков «Познавательная деятельность дошкольников».