Приложение МААМ

Роль игры в формировании математических представлений у детей дошкольного возраста

Ирина Барулина
Роль игры в формировании математических представлений у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Роль игры в формировании математических представлений у детей дошкольного возраста»

Цель доклада:

Раскрыть значение игры в развитии математических представлений у дошкольников и обосновать её необходимость как ведущей формы организации обучения.

План доклада:

1. Игровая деятельность как основа познавательного развития дошкольников.

Темочки:

2. Значение игры в формировании математических представлений.

3. Виды игр, применяемых для развития математических навыков.

4. Методические аспекты использования игры в образовательной деятельности.

5. Рекомендации педагогам по организации игрового обучения.

Содержание доклада

1. Игровая деятельность как основа познавательного развития дошкольников

Игра — ведущая деятельность дошкольного возраста. Через игру дети исследуют мир, учатся устанавливать причинно-следственные связи, находят решения и формируют первые навыки коммуникации.

• Игровая деятельность является мостиком между реальной жизнью ребёнка и образовательной задачей, позволяя легче усваивать новый материал.

• Познавательный компонент в игре обогащает мышление, развивает память и внимание.

Исследования психологов и педагогов (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Н. Н. Поддьяков) подтверждают, что игра способствует формированию высших психических функций.

2. Значение игры в формировании математических представлений

Математика на начальных этапах познания ребёнка связана с его жизненным опытом: счёт предметов, сравнение их величин, расположение в пространстве.

Игры на развитие математических представлений:

• Обогащают словарный запас (названия чисел, геометрических фигур, понятий «больше/меньше», «право/лево» и т. д.).

• Формируют пространственные представления.

• Развивают логическое мышление через решение элементарных задач.

• Учат устанавливать количественные и качественные отношения между предметами.

Особенность использования игры в математическом развитии заключается в её возможности сделать сложные понятия доступными и интересными.

3. Виды игр, применяемых для развития математических навыков

В зависимости от цели обучения и возраста детей используются разные виды игр:

1. Сюжетно-ролевые игры.

• Ребёнок «покупает товары» в магазине, считая монеты.

• «Поездка на автобусе» с подсчётом пассажиров.

2. Дидактические игры.

• «Собери фигуру» (лепка и рисование геометрических форм).

• «Разложи по порядку» (выстраивание числового ряда).

3. Подвижные игры.

• Игра «Найди фигуру»: ребёнок ищет в комнате круг, квадрат и другие фигуры.

• «Быстрый счёт»: педагог называет числа, а дети выполняют соответствующие движения (например, прыгнуть столько раз).

4. Конструкторские игры.

• Создание сооружений из блоков по заранее заданному числовому алгоритму.

4. Методические аспекты использования игры в образовательной деятельности

Принципы проведения игр:

1. Доступность. Игра должна соответствовать возрасту и уровню знаний детей.

2. Системность. Использование игр на каждом этапе усвоения математических знаний.

3. Последовательность. Постепенное усложнение задач.

4. Мотивация. Игра должна вызывать интерес и поддерживать желание участвовать.

Методы и приёмы:

• Применение проблемных ситуаций в игре: «Как узнать, где больше снежков — в одной корзинке или в другой?».

• Включение игровых персонажей (зайчик, медвежонок, которые нуждаются в помощи детей.

• Совмещение разных видов деятельности: игра+творчество (рисование, конструирование).

5. Рекомендации педагогам по организации игрового обучения

1. Планируйте игры с учётом образовательной программы и индивидуальных особенностей детей.

2. Используйте разнообразные материалы: карточки, кубики, счётные палочки, конструкторы.

3. Вовлекайте детей активно: предлагайте им объяснять свои действия, рассуждать, делать выводы.

4. Сотрудничайте с родителями: информируйте их о значении игр, предлагайте домашние задания в игровой форме.

5. Проводите анализ и самооценку: какие игры наиболее эффективно помогли детям усвоить материал?

Заключение

Игра — неотъемлемый компонент формирования математических представлений у дошкольников.

Именно через игру ребёнок:

• Не только усваивает сухие знания, но и учится мыслить логически, видеть красоту математических закономерностей.

• Погружается в увлекательный мир чисел и форм, что формирует позитивное отношение к математике.

Важная задача педагогов — использовать игру как ресурс, позволяющий сделать процесс обучения комфортным и эффективным. Только через эмоциональное вовлечение мы можем обеспечить качественное познавательное развитие наших воспитанников.

Приложение:

• Памятки с примерами игр.

• Литература: Л. С. Выготский «Игра и её роль в психическом развитии ребёнка»

Н. Н. Поддьяков «Познавательная деятельность дошкольников».

Публикации по теме:

Использование инновационных технологий в формировании элементарных математических представлений 1 СЛАЙД «Использование инновационных технологий в формировании элементарных математических представлений» Подготовила воспитатель МДОУ «Вольновского.

Роль игры-драматизации в формировании творческой активности детей старшего дошкольного возрастаРоль игры-драматизации в формировании творческой активности детей старшего дошкольного возраста Введите в мир театра малыша, И он узнает, как сказка хороша Проникнется и мудростью, и добротой, И с чувством сказочным пойдет он жизненной.

Дидактические игры на липучках по формированию математических представлений у детей дошкольного возрастаДидактические игры на липучках по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста Дидактические игры на липучках «Математический аквариум» Цель игры: - развитие вычислительных навыков у детей дошкольного возраста в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль игры в формировании математических представлений у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 24 января 2025 в 12:03
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль игры в формировании математических представлений у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Барулина (УИ 1164542) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
28 января 2025 вторник
День лего-конструирования!
Знакомимся с художником Куинджи
29 января 2025 среда
Слава русским первооткрывателям!
Торжественное открытие акции ко Дню Победы!
Материалы для подготовки празднования 9 мая

День открытия 2025 года - Года защитника Отечества!
*
Развиваемся, играя!
Изучаем транспорт и машины!
Знакомимся с писателем и его героями!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД