МААМ-картинки

Здоровьесберегающие технологии в специализированном Доме ребёнка

Людмила Морозова
Здоровьесберегающие технологии в специализированном Доме ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы

Моё выступление о здоровьесберегающих технологиях предназначена для воспитателей, а также других сотрудников ОГБУЗ «Специализированный дом ребёнка «Милосердие» (далее СДР, использующих их в воспитательном процессе. Где описаны основные виды здоровьесберегающих технологий, их актуальность, а также, как их можно внедрять в образовательный, воспитательный и оздоровительные процессы в СДР.

Публикация «Здоровьесберегающие технологии в специализированном Доме ребёнка» размещена в разделах

Цель: раскрыть смысл необходимости внедрения здоровьесберегающих технологий в СДР и описать механизмы осуществления этой деятельности.

Здоровье человека всегда будет актуальной темой. Его невозможно удержать лекарствами. Есть более действенное средство - движение. Физические упражнения непременно должны войти в образ жизни каждого человека, который думает о том, что нужно сохранять на всю жизнь работоспособность, здоровье и полноценную жизнь.

Ранний и младший возраст - это решающий этап в формировании основ психического и физического здоровья детей. Именно в эти годы интенсивно формируются органы и развиваются функциональные системы организма. В последние годы замечена устойчивая тенденция снижения уровня здоровья детей, все больше детей показывают нарушение речевого и психического развития. Это все делает необходимым поиск механизмов, которые бы помогли изменить ситуацию.

Главная задача воспитателей - подготовить детей к будущей самостоятельной жизни, предоставив ему необходимые условия для получения и закрепления устойчивых навыков, умений, знаний, воспитав в нем необходимые привычки. Но, может ли каждый педагог или просто взрослый человек относиться равнодушно к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников, к его заметному ухудшению? Одним из ответов и выступает востребованность среди педагогов здоровьесберегающих технологий.

Здоровьесберегающие технологии - это :

• организованная совокупность приемов, программ, методов организации процесса образования, которая не причиняет ущерба здоровью детей;

• качественная характеристика педтехнологий по критерию их действия на здоровье участников педпроцесса;

технологическая база здоровьесберегающей педагогики.

Цель здоровьесберегающей технологии - предоставить каждому ребёнку высокий уровень здоровья, дав ему необходимый багаж умений, знаний, навыков, которые нужны для здорового образа жизни, заложив в нем культуру здоровья.

Эта цель достигается путем решения многих задач педагогом в ходе своей деятельности. Воспитатели учат детей культуре здоровья, как следует ухаживать за своим телом, т. е. разумному отношению к личному здоровью, безопасному поведению.

Задачи здоровьесберегающих технологий :

1. Объединить усилия всех членов коллектива (воспитатель, медперсонал) для эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы, профилактики нарушений осанки и плоскостопия;

2. Обучить воспитанников безопасному поведению в условиях чрезвычайных ситуаций на площадке при прогулках, в городе и в природных условиях;

3. Осуществить преемственность между СДР и соседним детским садиком посредством физкультурно-оздоровительной работы.

Здоровьесберегающие технологии в целом делятся на 4 группы:

I. Технологии сохранения и стимулирования здоровья детей.

• Динамические паузы (физкультминутки, включающие пальчиковую, дыхательную, гимнастику для глаз и артикуляционную гимнастику);

• Спортивные и подвижные игры;

• Тренажеры, контрастная дорожка.

II. Технологии обучения ЗОЖ.

• Физкультурные занятия;

• Гимнастика после сна;

• Точечный массаж;

• Спортивные праздники, развлечения;

• СМИ (ситуативные малые игры - подражательная ролевая имитационная игра);

• День здоровья.

III. Технологии музыкального воздействия.

• Музыкотерапия;

• Сказкотерапия.

IV. Технология коррекции поведения.

Педагог, ощущающий себя стражем здоровья детей, который воспитывает культуру здоровья детей, сам должен быть здоровым, иметь валеологические знания, не переутомлен работой, уметь оценивать объективно свои недостатки и достоинства, связанные с профессией.

Чтобы реализовать обогащенное физическое развитие и оздоровление детей в СДР применяются нетрадиционные приемы.

В каждой группе оборудован "Уголок здоровья". В нем должны находиться традиционные пособия (массажеры, массажные коврики, спортивный инвентарь, а также нестандартное оборудование, изготовленное своими руками:

• "Сухой аквариум". Он способствует снятию напряжения и усталости, расслабляет мышцы плечевого пояса.

• Пробковый коврик. Ходьба по такому коврику делает массаж стоп ног.

• Вертушки, султанчики. Необходимы для развития речевого дыхания, чтобы тренировать работу легких, увеличивать их объем.

• Массажеры, в том числе самодельные. Известно, что на ладонях рук есть много точек, массажируя которые можно воздействовать на разные точки организма.

• Коврики здоровья. Нужны для массажа ступней ног, который способствует развитию координации движений.

Оздоровительную гимнастику нужно проводить ежедневно после сна, босиком под музыку.

В оздоровительные режимы группы должны входить спектры медико-восстановительных методик:

• гимнастика для глаз (снимает статическое напряжение глазных мышц, улучшает кровообращение);

• мимические разминки;

• пальчиковая гимнастика (влияет на развитие мелкой моторики, стимулирует развитие речи, внимания, пространственного мышления, помогает развить быстроту реакции);

• дыхательная гимнастика (укрепляет и развивает грудную клетку);

• точечный массаж;

• упражнения и игры для коррекции и профилактики осанки и плоскостопия.

Здоровьесберегающая деятельность формирует в результате у ребенка мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие.

Реализация поставленных целей на практике

Динамические паузы. Организует и проводит воспитатель во время занятий, 2-5 минут. Сюда входят элементы дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз. Правильное дыхание помогает избежать гайморита, астмы, неврозов, избавляет от насморка, головной боли, простуды, расстройства ЖКТ, сна, помогает быстро восстановить работоспособность после физического и умственного утомления.

Чтобы дыхание было полноценным, должны быть соблюдены следующие правила:

• Дышать нужно только через нос, ритмично и равномерно;

• Стараться наполнять легкие воздухом по максимуму на вдохе, а на выдохе максимально выдыхать;

• Занятия должны быть прекращены при возникновении малейшего дискомфорта;

• Дыхательная гимнастика должна проходить в хорошо проветренном помещении, в доброжелательной обстановке;

• Комплекс упражнений воспитанники должны осваивать постепенно. Через каждую неделю прибавляется по одному упражнению.

Систематическое проведение физкультминуток способствует улучшению психоэмоционального состояния, меняет отношение к себе и своему здоровью в лучшую сторону.

Подвижные и спортивные игры. Проводить их должны воспитатели. Используются в качестве физкультурного занятия в спортзале, в игровой комнате или на прогулке.

Релаксация. Проводит воспитатель в любом подходящем помещении. Подходит для всех возрастных групп. Рекомендуется использование во время проведения релаксации спокойной классической музыки (Рахманинов, Чайковский, звуки природы).

Пальчиковая гимнастика. Рекомендована с младшего возраста с подгруппой, либо индивидуально. Проводит гимнастику воспитатель (логопед). Полезна абсолютно всем детям, но особенно необходима тем, у кого наблюдаются проблемы в развитии речи. Такую гимнастику можно проводить в любое время, в том числе во время занятий.

Гимнастика для глаз. Должна проводиться ежедневно, по 3-5 минут, в любое свободное время, на занятиях. Снимает зрительную нагрузку.

Дыхательная гимнастика. Внедряется в различных формах физкультурно-оздоровительной работы, на физкультминутках, во время занятий, а также после сна - во время общей гимнастики.

Бодрящая гимнастика. Организуется и проводится ежедневно после дневного сна, 5-10 минут. Свободная форма проведения: обширное умывание, упражнения на кроватках; ходьба по рельефным дощечкам. Проводит воспитатель.

Гимнастика ортопедическая и корригирующая. Проводится в разных формах физкультурно-оздоровительной работы. Проводит воспитатель.

Физкультурные занятия. Должны проходить в хорошо проветренном помещении, 2-3 раза в неделю, в спортзале. Ранний возраст – 5-8 минут, младший возраст - 10-15минут- проводят воспитатели.

Проблемно-игровые ситуации. Организуются в свободное время, можно во второй половине дня. Строго время не фиксируется, проводятся занятия в зависимости от поставленных педагогом задач. Занятие можно организовать даже незаметно для детей, педагог включается в игровую деятельность.

Целенаправленное формирование элементарных основ психической само регуляции детей младшего возраста может быть достигнуто через сюжетно-ролевые игры, подвижные игры и физкультминутки.

Коммуникативные игры "Познаю себя" Е. В. Харлмаповой и М. В. Карепановой. Один раз в неделю по 10 минут, начиная с младшего возраста. Сюда входят этюды, беседы и игры разного уровня подвижности, занятия рисованием, которые способствуют быстрой адаптации детей в коллективе. Проводит психолог.

Занятия из серии "Здоровье" - один раз в неделю по 10-15 минут. Проводят во второй половине дня, начиная с младшего возраста. Организуют и проводят воспитатели.

Самомассаж. Проводится в разных формах физкультурно-оздоровительной работы, либо во время физкультминуток с целью профилактики простудных заболеваний.

Психогимнастика. Проводит психолог. Один раз в неделю, начиная с младшего возраста по 10-15 минут.

Технология воздействия сказкой. Сказка - это зеркало, которое отражает настоящий мир через призму личного восприятия. В ней может быть все, чего не может быть в жизни. На занятиях по сказкотерапии с ребятами можно создавать словесные образы. Вспоминая старые образы и придумывая новые, дети расширяют свой образный репертуар, внутренний мир ребенка становится богаче. Это настоящий шанс понять и принять себя и мир, измениться в нужном направлении и повысить самооценку.

Так как чувства существуют положительные и отрицательные, то и образы у детей возникают и радостные, и пугающие. Одна из важнейших целей занятий - отрицательные образы преобразовать в положительные. Чтобы мир ребенка стал красивым и радостным. Спокойное состояние нервной системы дает ребенку здоровье.

Сказку может рассказывать взрослый или это может быть групповое рассказывание, когда рассказчик не один человек, а группа детей.

Технологии музыкального воздействия. Реализуются в разных формах физкультурно-оздоровительной работы. Применяются с целью снятия напряжения, повышения эмоционального настроения и т. д. Занятия могут проводить воспитатель (музыкальный руководитель).

Дополнительно используются методы закаливания:

• Умывание водой после дневного сна;

• Полоскание рта и полоскание горла отварами трав (ромашка, шалфей, календула, которые обладают антисептическим действием на слизистую оболочку дыхательных путей, либо раствором морской соли. Проводиться должно ежедневно после обеда, в течение 2 недель поочередно;

• Хождение босиком вместе с воздушными ваннами может проводиться на физкультурных занятия и после дневного сна.

В здоровый образ жизни входит адекватная физическая активность, личная гигиена, рациональное питание, здоровый психологический климат в коллективе, внимательное отношение к личному здоровью, отсутствие вредных привычек.

Здоровье сберегающие технологии, которые применяются в работе

• Консультации, беседы, рекомендации по поводу профилактики болезней, пользе дополнительных прогулок и занятий спортом, по поводу соблюдения личной гигиены;

• Оформления папок-передвижек;

• Личный пример воспитателя;

Акции: дни здоровья, спортивные праздники;

• Буклеты, памятки из серии "Пальчиковая гимнастика", "Как правильно закаливать ребенка?";

• Выпуск газеты в учреждении и т. д.

• Создание условий здоровьесберегающего воспитания детей подразумевает:

• Организацию деятельности детей в игровой форме;

• Организацию культуротворчества;

• Снабжение деятельности детей игрушками, оборудованием, играми, пособиями.

Эта вся работа должна проводиться комплексно, на протяжении всего дня. В этой работе должны участвовать и воспитатель, и медицинские работники: педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель.

От того, как организован режим дня ребенка, сколько внимания уделяют здоровью ребенка, зависит его настроение, психологический комфорт. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают и надо поддерживать ежедневно и закреплять.

Итак, забота о здоровье - одна из самых важных задач каждого человека. Здоровье среди всех благ на Земле - самый ценный дар, который невозможно ничем заменить, но люди о нем не заботятся так, как это необходимо. Важно понимать, что забота о детском здоровье сегодня - это полноценный трудовой потенциал всей нашей страны в ближайшем будущем.

Педагоги, врачи, все хотят, чтобы наши дети учились хорошо, становились с каждым годом сильнее, вырастали и выходили в большую жизнь людьми не просто знающими, но и здоровыми. Ведь здоровье - бесценный дар!

Список литературы:

1. Волошина Л. Организация здоровье сберегающего пространства//Дошкольное воспитание. -2004.-N1.-С. 114-117.

2. Терновская С. А., Теплякова Л. А. Создание здоровье сберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении// Методист. -2005.-N4.-С. 61-65.

3. Новые здоровье сберегающие технологии в образовании и воспитании детей. С. Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности. -N2.-С. 171-1

Публикации по теме:

От технологии к результатам. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Здоровье – величайшая социальная ценность. Проблема здоровья в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях.

Специфика работы социального педагога в доме ребёнка В настоящее время в обыденной речи и в теоретических исследованиях используются два понятия: сирота и социальный сирота. Дети-сироты - это.

Презентация «Здоровьесберегающие технологии» Здоровье - это одна из главных ценностей жизни человека. Именно поэтому проблема ухудшения здоровья населения страны и особенно детей становится.

Фотоотчет «Здоровьесберегающие технологии»Фотоотчет «Здоровьесберегающие технологии» Фотоотчет «Здоровье сберегающие технологии» с детьми среднего дошкольного возраста Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая.

Консультация для родителей на тему «Безопасное поведение ребёнка в доме» Безопасность в доме – залог жизни и здоровья малыша Ремонт в детской комнате делают родители еще до рождения ребенка. Они стараются приспособить.

Новогоднее оформление группы в доме ребёнкаНовогоднее оформление группы в доме ребёнка В нашем доме ребёнка есть традиция каждый сезон отражать в каскадах, панораме, в выносном материале, в оформление улицы. Зимний сезон в.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУЗдоровьесберегающие технологии в ДОУ Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ- один из популярных видов современных инновационных технологий,.

«Здоровьесберегающие технологии». Презентация Здоровьесберегающие технологии в детском саду «Здоровый дух в здоровом теле - вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний,.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Консультация для воспитателей. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Подготовила воспитатель Пензина Ирина. Целью здоровьесберегающих технологий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Здоровьесберегающие технологии в специализированном Доме ребёнка
Опубликовано: 27 января 2019 в 21:16
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Здоровьесберегающие технологии в специализированном Доме ребёнка» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Морозова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД