Алена Сиротина
Организация работы по математическому развитию детей в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на педагогическом совете
Занятия являются основной формой организации обучения детей математике в детском саду.
СЛАЙД №2 Примерная структура традиционных занятий
Организация занятия.
Ход занятия.
Итог занятия.
Публикация «Организация работы по математическому развитию детей в ДОУ» размещена в разделах
№3 Первым компонентом в структуре любого занятия является организационный момент. Его цель – привлечь внимание детей, настроить на предстоящую деятельность. Кроме того, большинство организационных моментов проводятся в кругу, что способствует возникновению у дошкольников чувства сплочённости и единства.
№4 Речевые настройки.
- Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Сегодня нас ждут волшебные сказки, увлекательные игры и ещё много чего интересного. Я хочу, чтобы у вас всё получилось, и целый день было хорошее настроение!
№5 Занятие начинается не за партами, а со сбора детей вокруг воспитателя, который проверяет их внешний вид, привлекает внимание, рассаживает с учетом индивидуальных особенностей, учитывая проблемы в развитии (зрения, слуха и др.).
В младших группах: подгруппа детей может, например, рассаживаться на стулья полукругом перед воспитателем.
В старших группах: группа детей обычно рассаживается за столы по двое, лицом к воспитателю, так как проводится работа с раздаточным материалом, вырабатываются навыки учебной деятельности.
Организация зависит от содержания работы, возрастных и индивидуальных особенностей детей. Занятие может начинаться и проводиться в игровой комнате, в спортивном или музыкальном зале, на улице и т. п., стоя, сидя и даже лежа на ковре.
№6 Начало занятия должно быть эмоциональным, заинтересовывающим, радостным. Для активизации внимания своих воспитанников педагог может использовать в работе стихотворения, загадки, дидактические игры, костюмированные представления, демонстрацию иллюстраций, просмотр мультимедийных презентаций
В младших группах: используются сюрпризные моменты, сказочные сюжеты. Сюрпризный момент обычно выстраивается вокруг популярного и любимого детьми сказочного или литературного сюжета. Его герои создадут интересную ситуацию,которая вовлечёт детей в игру или пригласит в фантастическое путешествие:
В старших группах: целесообразно использовать проблемные ситуации. педагог рассказывает детям в начале занятия, что утром почтальон принёс письмо и посылку, адресованные им. В письме от кого либо сказано, что для того, чтобы открыть загадочную коробку и получить подарок нужно пройти испытания которыми станут математические задания.
В подготовительных группах обсуждается, чем занимались на прошлом занятии (в целях подготовки к школе).
№7 Ход занятия
Математическое занятие состоит из :
Математическая разминка (обычно со старшей группы).
Работа с демонстрационным материалом.
Работа с раздаточным материалом.
Физкультминутка (обычно со средней группы).
Дидактическая игра.
«Разминки» - это вопросы, задаваемые педагогом детям, на которые нужно дать ответ в быстром темпе. Эти разминки содержат самые различные вопросы, из самых разных областей (математика, логика, сказки и прочее). «Разминка для ума» развивает не только быстроту реакции на вопрос, но и расширяет кругозор детей, так как, не зная ответа на вопрос, педагог сообщает ребенку новую информацию. Кроме этого, задав вопросы, вы узнаете, насколько богаты и полны знания детей в той или иной области.
К демонстрационным материалам относятся :
— наборные полотна для раскладывания на них разных плоскостных изображений: фруктов, овощей, цветов, животных и т. д. ;
— геометрические фигуры, карточки с цифрами и знаками
— магнитная доска с комплектом геометрических фигур, цифр, знаков,;
— комплекты предметов одинакового и разного цвета, размера, объемные и плоскостные
— карточки и таблицы;
— модели («числовая лесенка», календарь и др.);
— логические блоки;
— панно и картинки для составления и решения арифметических задач;
— оборудование для проведения дидактических игр;
— приборы (часы, весы, счеты
Значение демонстрационного наглядного материала заключается в том, что:
с его помощью можно сделать процесс обучения интересным, доступным и понятным детям;
создать условия, чувственную опору для формирования конкретных математических представлений, для развития познавательных интересов и способностей
К раздаточным материалам относятся :
— мелкие предметы, объемные и плоскостные, одинаковые и разные по цвету, размеру, форме, материалу и т. д. ;
— карточки, состоящие из одной, двух, трех и более полос;
—наборы геометрических фигур, плоских и объемных, одинакового и разного цвета, размера;
— счетные палочки и т. д.
Значение раздаточного наглядного материала заключается прежде всего в том, что он дает возможность придать процессу обучения действенный характер, включить ребенка непосредственно в практическую деятельность.
№8 Навыки работы с раздаточным материалом (начинаем формировать со второй половины второй младшей группы, к концу средней группы желательно сформировать)
Бережное отношение к наглядному материалу.
Самостоятельная подготовка раздаточного материала к занятию.
Выкладывание пособий слева направо, сверху вниз, беря ведущей рукой по одному предмету.
Работать с раздаточным материалом только по заданию воспитателя.
№ 9 Виды физкультминуток:
Стихотворная форма (детям лучше не проговаривать, а правильно дышать) — обычно проводится во 2-й младшей и средней группах.
Набор физических упражнений для мышц рук, ног, спины и др. (лучше выполнять под музыку) — целесообразно проводить в старшей группе.
С математическим содержанием (применяются, если занятие не несет большой умственной нагрузки) — чаще применяется в подготовительной группе.
Специальная гимнастика (пальчиковая, артикуляционная, для глаз и др.) — регулярно проводится с детьми с проблемами в развитии.
№10
Игра занимает в жизни ребенка одно из главных мест. В дидактической игре, благодаря обучающей задаче, обличенной в игровую форму, ребенок непреднамеренно усваивает новые математические знания, применяет и закрепляет их.
Дети играют в самые разнообразные игры. Все виды дидактических игр являются эффективным средством математического развития детей, проводятся как на занятиях, так и вне их во всех возрастных группах, используются в индивидуальной работе.
№11 Количество частей занятия и их порядок зависят от возраста детей и проставленных задач.
В младшей группе: в начале года может быть только одна часть — дидактическая игра; во второй половине года — до трех частей (обычно работа с демонстрационным материалом, работа с раздаточным материалом, подвижная дидактическая игра).
В средней группе: обычно четыре части (начинается регулярная работа с раздаточным материалом, после которой необходима физкультминутка).
В старшей группе: до пяти частей.
В подготовительной группе: до семи частей.
Внимание детей сохраняется : 3-—4 минуты у младших дошкольников, 5—7 минут у старших дошкольников — это и есть примерная длительность одной части.
№12
Любое занятие должно быть законченным.
В младшей группе: воспитатель подводит итог после каждой части занятия. («Как хорошо мы поиграли. Давайте соберем игрушки и будем одеваться на прогулку».)
В средней и старшей группах: в конце занятия воспитатель сам подводит итог, приобщая детей. («Что мы сегодня узнали нового? О чем говорили? Во что играли?»).
В подготовительной группе: дети сами делают выводы. («Чем мы сегодня занимались?») Организовывается работа дежурных.
Необходимо оценить работу детей (в том числе индивидуально похвалить или сделать замечание).
№13 Методические требования к занятию по математике
Образовательные задачи берутся из разных разделов программы по формированию элементарных математических представлений и комбинируются во взаимосвязи.
Новые задачи подаются небольшими порциями и конкретизируются для данного занятия.
На одном занятии целесообразно решать не более одной новой задачи, остальные на повторение и закрепление.
Знания даются систематично и последовательно в доступной форме.
Используется разнообразный наглядный материал.
Демонстрируется связь полученных знаний с жизнью.
Проводится индивидуальная работа с детьми, осуществляется дифференцированный подход к отбору заданий.
Регулярно осуществляется контроль над уровнем усвоения материала детьми, выявление пробелов в их знаниях и их устранение.
Вся работа имеет развивающую, коррекционно-воспитательную направленность.
Занятия по математике проводятся в первой половине дне в середине недели.
Занятия по математике лучше сочетать с занятиями, не требующими большой умственной нагрузки (по физкультуре, музыке, рисованию).
Можно проводить комбинированные и интегрированные занятия по разным методикам, если задачи сочетаются.
Каждый ребенок должен активно участвовать в каждом занятии, выполнять умственные и практические действия, отражать в речи свои знания.
№14 Методические приемы обучения
1. наглядные приемы (показ способов выполнения действия, показ образца ответа).
2. словесные приемы (объяснение в сочетании с показом, кроме подготовительной группы; в младших группах – многократный показ на всех этапах обучения; в старшей группе – однократный показ).
3. вопросы (в младшей группе – репродуктивные, например: чего больше? грибов или белок?; в средней группе – числовые, например: чего больше? 5 грибов или 4 белки?; а также вопросы на сравнение, например: чем отличается квадрат от круга?; в старшей и подготовительных группах – подводящие к обобщению, например: как можно одним словом назвать квадрат и прямоугольник, а также поисковые, например: почему ты думаешь, что эта задача на сложение? Как получилось число 6?.
Основные ошибки, встречающиеся во время образовательной деятельности по ФЭМП:
Многословие, неточность в постановке вопросов.
Однообразие наглядного материала, заданий.
Неверное расположение материала.
Использование неэстетичного наглядного материала, не отвечающего педагогическим требованиям.
Способы поддержания хорошей работоспособности у детей на занятии
Словесная активизация.
Чередование различных видов деятельности.
Смена наглядного материала.
Физкультминутки и релаксация.
Трудный новый материал дается через 3—5 минут от начала занятия до 15— 18-й минуты.
Навыки учебной деятельности (начинаем формировать со средней группы, желательно к концу старшей группы сформировать)
Соблюдать дисциплину на занятии.
Сидеть, сохраняя правильную осанку.
Тихо вставать и садиться, подходить к доске.
Поднимать руку, только когда знаешь ответ.
Отвечать, только когда тебя спросят.
Давать ответы четко, громко, адресуя всем детям.
Внимательно выслушивать ответы товарищей и уметь их исправить, не повторяясь (дети быстро учатся замечать чужие ошибки, необходимо это правильно использовать).
Уметь внимательно слушать задание и осмысливать его.
Выполнять задания самостоятельно после указания воспитателя.
Владеть навыками работы с раздаточным и демонстрационным материалом и др.