Татьяна Панченко
Сообщение из опыта работы «Методы и приемы руководства театральной деятельностью в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Театр – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей. Он воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Театрализованная деятельность позволяет уберечь ребенка от эстетической глухоты, решать многие педагогические задачи, касающиеся формированию выразительности речи, интеллектуального и художественно – эстетического воспитания. Она также является источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям.
Публикация «Сообщение из опыта работы „Методы и приемы руководства театральной деятельностью в ДОУ“» размещена в разделах
Методы театрализованной деятельности :
1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге.
2. Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей. Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей. Детям младшего и среднего дошкольного возраста боле близок и понятен этот метод, т. к. им знаком воспитатель, те эмоции, которые он выражает, а не автор произведения, который написал произведение. По интонациям он понимает одобрение или осуждение со стороны взрослого, поэтому на первых порах я со своими детьми рассказываю сказки. При чтении или рассказывании чего-либо я пытаюсь выразить искренность и неподдельность своих чувств к прочитанному или рассказанному, но при этом предоставляю детям возможность высказаться, проявить эмоциональную активность, стараюсь не подавить робкого ребёнка, превратив его только в зрителя.
3. Инсценирование. Этот метод можно использовать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением. С детьми среднего возраста мы инсценировали такие простые сказки как «Теремок», «Репка», а уже к концу года «Гуси-лебеди»
4. Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей.
Методические приемы :
Методические приемы должны соответствовать возрасту и особенностям развития малышей.
Наглядные приёмы (картинки, демонстрация, атрибуты).
Зрительный канал восприятия у малышей является ключевым для восприятия информации.
1Картинки
Любой вид театрализации должен сопровождаться иллюстрациями. Если это теневой театр животных, то для начала ребята должны увидеть те образы, которые затем будут представлены тенями. А когда теневой театр используется на этапе закрепления темы о животных, то есть дети хорошо знают ряд представителей фауны, их образы в виде теней можно угадывать.
2Демонстрация
В младшем дошкольном возрасте у детей ещё слишком мало опыта, чтобы придавать своим персонажам индивидуальные черты. И чтобы малыши могли его накопить, я показываю, как действует тот или иной персонаж. К тому же демонстрация является мотивационным приёмом, побуждающим ребят к повторению манипуляций с куклами или имитации движений. Например, в одной из первых разучиваемых сюжетно-ролевых играх «Водители» я показываю ребятам, как ездят машинки, какие звуки они издают. А на этапе усложнения игры, когда дети сами имитируют водителей, сидя на стульях, демонстрирую движения руками, держащими «руль», и ногами, нажимающими на «педали». И в том, и в другом примерах дети с удовольствием повторяют образец.
В театрализации важно направлять детей в работе над образом, и демонстрация помогает сделать это наиболее эффективно
3Атрибуты
Исходя из видов театра, с которыми знакомятся дети во второй младшей группе, обязательным реквизитом для театрализации с младшими дошколятами является:
• фланелеграф с наборами фигурок на липучках, соответствующими изучаемым темам (фрукты, овощи, дикие и домашние животные, персонажи сказок «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок» и т. д.);
• стенд для теневого театра;
• настольная ширма (может быть в виде леса или избушки — наиболее распространённого антуража для постановок);
• пальчиковые, перчаточные куклы (дети, старик, старуха, животные);
• куклы из бумаги и природные материалы (шишки, жёлуди, а также композиции из этого сырья) для настольного театра;
• маски (людей, животных);
• элементы костюмов героев сказок (кофта для Деда, платочек для бабки, сарафан для девочки, жёлтый мешок с зелёной отделкой для «Репки» и пр.);
• кубики, мягкие модули для создания объёмных декораций (например, домика).
Весь этот реквизит группируется в театральном уголке в группе.
Речевые приёмы
Слово взрослого в работе с детьми, только осваивающими речь, должно быть содержательным, понятным и выразительным. В театрализованной деятельности эти принципы реализуются при помощи четырёх языковых приёмов.
Объяснение
Этим речевым приёмом я иллюстрирует все задания, используя простые предложения с понятными словами (если встречаются незнакомые, новые, то отдельно разъясняю их суть, без оборотов и с обязательной подходящей по смыслу эмоциональной окрашенностью. Важным условием доступного объяснения является сочетание с демонстрацией. Например, объяснить малышам второй младшей группы, как сделать тень зайчика, можно так: «Ставим ладошку так (показывает положение ладони параллельно стенду для теневого театра, сгибаем все пальчики, кроме указательного-второго и среднего-третьего, и придерживаем их большим (показываю)». После разъяснения дети повторяют манипуляции.
Беседа
Традиционно беседа применяется для мотивации ребят, включения в тему деятельности. Во второй младшей группе в беседу включаются вопросы, требующие развёрнутых ответов, например, «Кто такой кукловод?», «Почему теневой театр так называется?» и пр.
Сказки
Ещё один словесный приём, используемый для мотивации ребят. В своей практике я обращаюсь к сказкам не только в качестве материала для постановок, но и с целью решить важную воспитательную задачу: приучить малышей к порядку. Обычно после работы с фланелеграфом или пальчиковыми куклами дети оставляют все материалы там, где закончили с ними играть. Поэтому своим малышам я рассказываю историю «Про Фею кукол». «В одном городе жила-была девочка Машенька. Она была весёлая, добрая, особенно любила Машенька показывать разные сказки маленькими куколками, которые надевала на пальчики. Но очень не нравилось ей складывать куколки в коробочку после игры. Однажды Машенька услышала, что её мама плачет. Когда девочка спросила, в чём дело, то мама ответила, что ей вдруг стало очень грустно. Тогда девочка решила развлечь маму сказкой «Три медведя», но куколок своих Маша так и не нашла героев сказки среди игрушек. И тут её любимый плюшевый медведь, увидев, как его хозяйка расстроилась, рассказал, что игрушки забрала Фея кукол — она всегда уносит к себе в замок игрушки, которые живут в беспорядке. Маша оглядела комнату, увидела разбросанные игрушки, вещи и поняла, почему Фея рассердилась. Тогда девочка навела порядок, всех куколок положила в их любимую коробку, а когда всё было готово, увидела она на подоконнике недостающих персонажей. Взяла куколок и пошла веселить маму, которая очень быстро перестала грустить и даже стала играть вместе с Машенькой. «Xорошо, – подумала девочка, – когда никто не сердится!».
После этой истории дети без лишних слов собирают игрушки и даже группируют их по сказкам.
Стихотворения и загадки
Рифмованные строки обладают свойствам привлекать внимание малышей. Кроме того, они помогают ввести детей в тему занятия. Загадки помогают, когда дети смогут находить ответ, опираясь на личный опыт.
Это интересно. Загадки для работы с детьми младшего дошкольного возраста я стараюсь подбирать с ответами по рифме, чтобы у малышей был ещё один ориентир для ответа — рифма.
Игровые приёмы
Эти способы взаимодействия с детьми в 3 года являются наиболее актуальными. С их помощью удаётся комплексно подходить к решению задач театрализации.
Практические приёмы
Под этой группой средств взаимодействия с малышами понимаются творческие способы осмысления сюжета театрализации :
• рисунки;
• аппликации;
• поделки.
При этом использоваться они должны в рамках имеющихся у малышей навыков: рисунка, как правило, в виде раскрашивания картинок (красками в первой младшей группе и/или карандашами во второй, аппликации из крупных деталей, заготовленных заранее (к примеру, наклеить персонажей сказки «Репка» по порядку того, как они присоединялись к «сбору урожая»). Поделки в первой младшей выполняются в одном материале, к примеру, каштаны-персонажи сказки «Три медведя», а во второй сырьё может комбинироваться, например, малыши представляют жителей леса из каштанов и желудей, скреплённых зубочистками.
Театрализованная деятельность детей в средней группе значительно усложняется в связи с их возросшими возможностями. Теперь я предоставляю ребятам сюжеты на выбор: дети могут их показывать в настольном театре, проигрывать в драматическом театре, также предлагаю их в виде этюдов и всевозможных игр. Приемы работы над ролью также существенно меняются: активно использую творческие задания (покажи как курочка просит у хозяюшки маслица», вовлекаю в диалоги например в играх инсценировках про парикмахерскую) и импровизацию, включаясь в которые ребенок призовет на помощь воображение, даст свой взгляд на ситуацию, поразмыслит.
В работе с воспитанниками, я включаю театрализованные игры (импровизация, драматизация, инсценировка, обыгрывание) практически во все режимные моменты. Например, начиная утреннюю зарядку, дети здороваются с солнышком, далее проводятся игры импровизации «Встало утром солнышко», «Ветерок», «Цветочек» и др., что позволяет активизировать речевое развитие детей, улучшить интонационную выразительность и формировать связную речь. Приобретенный во время игры опыт, как показывают наблюдения, дошкольники успешно используют в самостоятельной деятельности.
Ежедневной традицией в группе является чтение художественной и познавательной литературы, позволяющей в образной форме познакомить детей с театральным искусством, разнообразными детскими произведениями (фольклорными, авторскими, которые могут стать основой для последующих драматизаций.
На занятиях мы с детьми не только знакомимся с текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и с жестами, мимикой, движениями, костюмами.
Развитию творческой активности детей способствуют не только занятия по театрализованной деятельности, но и индивидуальная работа с каждым ребёнком.
Для развития уверенности в себе и социальных навыков поведения, я стараюсь так организовать театрализованную деятельность детей, чтобы каждый ребёнок имел возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого я использую разнообразные приё мы:
- выбор детьми роли по желанию;
- назначение на роли наиболее робких, застенчивых детей;
- распределение ролей по карточкам;
- проигрывание ролей в парах.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, поскольку каждая сказка имеет нравственную направленность. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем и выражает своё отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания.