Галина Сорокина
Доклад на общем родительском собрании ГБДОУ. «Ознакомление с окружающим детей групп раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Ознакомление с окружающим детей групп
раннего возраста»
Ранний возраст – важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей, определяющих дальнейшее его развитие. В этот период складываются такие ключевые качества, как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность. Истоки многих проблем, с которыми сталкиваются педагоги (сниженная познавательная активность, нарушения в общении, замкнутость и повышенная застенчивость, или напротив, агрессивность и гиперактивность детей, следует искать в раннем детстве. Коррекция и компенсация этих деформаций в дошкольном возрасте представляют существенные трудности и требуют больших затрат, чем их предотвращение.
Публикация «Доклад на общем родительском собрании ГБДОУ, „Ознакомление с окружающим детей групп раннего возраста“» размещена в разделах
Основные задачи воспитания и образования детей раннего возраста предполагают:
• Обеспечение эмоционального комфорта ребенка, преодоление симбиотической связи его матери и способствование развитию самостоятельности и независимости;
• Привлечение внимания детей к сверстникам, обучение их ориентировке на действие партнеров, налаживание гуманных, доброжелательных отношений между детьми;
• Способствование развитию познавательных процессов (внимание, память, мышление);
• Обогащение их жизни новыми впечатлениями и положительными эмоциями.
Педагогическая работа с детьми раннего возраста имеет свою специфику и во многом отличается от приемов, использующихся в работе с детьми дошкольного возраста. В раннем возрасте содержание совместной деятельности ребенка и взрослого становится усвоение культурных способов употребления предметов. Взрослый служит для ребенка не только источником внимания и доброжелательности, но и образцом человеческих действий с предметами. Особый интерес детей проявляется к людям, действующим в окружающем мире, выполняющим какую-то работу, разговаривающим и общающимся друг с другом. Наблюдая действия взрослых, малыш не только познает действительность, но и приобретает необходимые ориентировки в окружающем.
Системное ознакомление с окружающим является первым условием развития детей. При этом ставится задача формирования достоверного и целостного восприятия окружающего.
С этой целю, в системе ознакомления с окружающим следует выделить стержневое звено. Таким звеном является сведения о человеке и гуманистической направленности его действий. Предметная среда, животный и растительный мир раскрывается детям в связи с человеком и его жизнью.
При этом гуманизация процесса воспитания осуществляется целенаправленной организацией развивающей предметной пространственной среды, обеспечением познавательного общения со взрослым, активным и деятельностным участием самого ребенка в процессе освоения первых знаний об окружающем.
Программное содержание и перспективное планирование.
Формировать у детей 2-го года жизни элементарные знания о ближайшем окружении.
О близких людях : Мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра и их участии в жизни ребенка. «Мама кормит Ваню»; «Папа гуляет с Ваней»; «Сестренка играет с Ваней»; «Бабушка поет Ване песенку» и т. п.
О самом себе:
О своем имени : «Кто у нас Ваня?», «Ты кто, как тебя зовут?», «Да, ты – Ваня!» и т. п. ;
О действиях в окружающем: «Что Ванечка делает? Моет руки, ест, играет, одевается, купается» и т. п. ;
О самочувствии: «Ваня хочет есть», «Ваня устал, хочет спать» и т. п. ;
О желаниях: «Пойдем гулять»; «Будем играть»; «Дай конфетку» и т. п.
О пище: (хлеб, молоко, яблоко, морковка и т. п.).
Об игрушках: Мишка, зайка, кукла, машина, мяч, матрешка, пирамидка, шарики, кубики, барабанчик.
О предметах быта: Стол, стул, кроватка, чашка, ложка, одеяло, подушка и т. п.
О личных вещах: Полотенце, рубашка, штанишки, платье, туфли, шапка, шарф, шубка, сапожки и т. п.
О животных и птицах: Живущих рядом (собака, кошка, рыбка, попугай и т. п.).
О растениях дома: (цветы в горшках; цветы в вазе; посадки в ящиках и т. п.) и вблизи дома (трава, цветы, деревья).
О погодных явлениях: На чувственном уровне (солнце – тепла; дождь – мокро; ветер – холодно и т. п.).
О некоторых ситуациях общественной жизни: (например, «тетя-продавщица»; «дядя- шофер»; «дядя-доктор» и т. п.).
Расширять знания детей 3-го года жизни об окружающем мире.
О человеке:
Его внешних физических особенностях (у каждого есть голова, руки, ноги, лицо; на лице – глаза, нос, рот и т. п.);
Его физических и эмоциональных состояниях (проголодался – насытился; устал- отдохнул; заболел –вылечился; опечалился – обрадовался; заплакал – засмеялся и т. п.);
Деятельность близких ребенку людей («Мама моет пол»; «Бабушка вяжет носки»; «Папа помогает маме» «Дедушка читает газету» и т. п.).
О предметах: действия с ними и их названии:
Предметы домашнего обихода (одежда, посуда, мебель и т. п.);
Игрушки;
Орудия труда (веник, метла, лопата, ведро, лейка и т. п.).
О живой природе:
Растительный мир (деревья, трава, цветы, овощи, фрукты и т. п.);
Животный мир: домашние животные (кошка, собака, корова, лошадь, козаЮ свинья, петушок, курочка, гусь и т. п.); и их детеныши (котенок, щенок, теленок, козленок, цыпленок, поросенок и т. п.); дикие животные (лиса, волк, медведь, заяц, белка и т. п.); птицы (воробей, ворона, голубь, сорока и т. п.)
О неживой природе:
О воде (льется, теплая- холодная; в воде купаются; водой умываются, в воде стирают и т. п.);
О воде в природе (бегут ручьи; тают сосульки; река; пруд).
О явлениях природы:
Времена года (осень, зима, весна, лето) и их особенности (зимой – холодно, метель, снег, лед; летом – жарко; весной – светит солнце, бегут ручьи, весенняя капель; осень – ветер, холодный дождь);
Сезонные изменения в живой природе (Осенью на деревьях листья желтеют и опадают, листопад, вянет трава. Зимой деревья без листьев. Весной трава начинает зеленеть, распускаются первые цветы- подснежники; на деревьях появляются первые листочки);
Погодные явления и отношение к ним людей (Дождь – сыро, гулять нельзя; ветер – необходимо теплее одеваться; лето – при жарком солнце надевают панаму; осенью, если идет холодный дождь, необходимо взять зонт. Летом – теплый дождь, бывает радуга, теплой одежды не надевают, потому что жарко. Зима холодно. Люди надевают шубы, шарфы, рейтузы, теплые сапоги, меховые шапки, чтобы не замерзнуть и. т. д.).
Развивать в детях гуманные чувства: доброжелательное и бережное отношений ко всему живому.
Знакомить с явлениями общественной жизни и некоторыми профессиями (доктор лечит; шофер ведет машину; повар готовит пищу; парикмахер стрижет волосы; дворник подметает и т. д.).
Итак, ребенок не просто познает мир, но и учится любить его. Так на эмоционально-чувственной, ориентировочной основе начинается «диалог» между взрослым и ребенком. Следует помнить, что ребенка, прежде всего, привлекает реальный мир, но он начинает знакомиться с ним через игрушки, являющиеся имитацией предметов.