Папки-передвижки

Практикум для педагогов «Ценности. Стыд»

Бохач Татьяна Александровна
Практикум для педагогов «Ценности. Стыд»
▼ Скачать + Заказать документы

Презентацию своего доклада я решила начать с этого (демонстрирую косточку). Что это? (косточка). Косточка чего? Какого фрукта? (персика, абрикоса, сливы). Да, это сливовая косточка. Слива сорта «Синяя птица» - для справки. Как вы думаете, какой моральной ценности символизирует косточка сливы? (стыд). Вы правы. Все помнят из детства, да и из своей педагогической практики – чтение рассказа Льва Толстого «Косточка». Где маленький мальчик Ваня испытал чувство стыда. (Демонстрация и комментарии к слайду с Ваней. Оправдание ребенка, призыв к совести читающих).

Что же такое стыд? (слайд с понятием)

Мы испытываем стыд — чувство разочарования или даже никчёмности, когда сталкиваемся с негативной оценкой себя. Он, как прожектор, высвечивает все тёмные, уродливые части нашей личности. Естественно, нам хочется поскорее спрятать то, чего мы стыдимся, будь то чувства или тайная коллекция телепузиков.

Вопрос: какие ценностные понятия очень близки по ощущениям стыда? Давайте поиграем в синонимы – ассоциации (работа с доской Смущение, Совесть, Неудобно, неловко, Скромность, смущение, жалость, бесчсестие, срам, позор – мы еще поговорим, вина). Вина! Всем вина! (шутка).

Испанский стыд – история.

На стыд очень похоже чувство вины, но между ними есть одно существенное различие. Когда вы испытываете вину, вы тяготитесь тем, что сделали, а когда стыдитесь — тем, что вы за человек.

Оба ощущения могут возникнуть, когда вы совершили что то неправильное. Но вина появляется, если вы думаете: «Я вообще то не такой, я могу это исправить». А стыд — когда мысли следующие: «Я такой, и тут ничего не поделаешь». Если ничего не предпринимать, чувство вины постепенно превращается в стыд.

А что насчет наших детей? Сейчас открыто говорят о том, как часто нам с вами в детстве прививали чувство вины. Сейчас, конечно, же мы стараемся не допустить подобное уже с нашими детьми. возможно не всегда это получается, да?.

Иду с косточкой по рядам. Метод Шумовской. Расскажи, пожалуйста, когда тебе было стыдно в детстве или может быть недавно (истории).

Какие разные бывают чувства стыда? Где есть совестливость, а где некая запуганность. Пример со слайда.

Одни аналитики говорят о базовой форме стыда, который проявляется с трёх месяцев жизни ребёнка. Предполагается, что первые признаки стыда проявляются у ребёнка когда его попытка увидеть образ матери становится неудачна, что приводит малыша в состояние тревоги, неловкости, в котором он чувствует нарушение привязанности.

Ну, а на данный момент Пристыдить — один из самых простых и действенных способов заставить ребёнка слушаться. В этом действии спрятана угроза исключить ребёнка из членов семьи, сообщества «своих», людей, заслуживающих жить. Собственно, стыд и формируется (в норме) с этой целью: заставить человека соблюдать культурные и социальные нормы, принятые в этом месте и в это время. Не будешь придерживаться правил — мы тебя выгоним, нам тут преступники не нужны.

Оказывается, можно «подвести товарищей», например, тем, что медленно ел, или одевался, или не спал — а наказывают всех. Круговая порука. Мало кто понимает, откуда взялись все эти воспитательные приёмчики «один за всех, а все за одного». Но опять и опять: обжигающее чувство стыда, когда стоишь в одних трусах перед всеми, тебя ругают и унижают, а друзья смеются, в основном от облегчения, что не их засекли в этот раз.

А сам педагог испытывает чувства стыда? Вопрос.

Конечно, что недостаточно компетентен, что он не успел что то сделать, или не так был одет (публикации в интернете – в купальнике и на отдыхе).

Публичная личность, пример для подражания. Нам не должно быть стыдно за нашего педагога, стыдно за своих воспитанников. Мы должны превзойти все ожидания.

Какая оказывается проблема вырисовывается… наша педагогическая задача

сформировать чувство ответственности за свои поступки и способность чувствовать вину, если накосячил. Как мы уже и говорили

Извечные фразы : как тебе не стыдно! Добавляйте свои.

Ты меня позоришь! Пример из жизни

Стыд становится токсичным.

А потом он боится снова сделать что-то не так, ошибиться. Параллельно растет ненависть к себе.

Наказание через отвержение

Типичные фразы: «Ты позоришь нашу семью», «Наш сын не может быть двоечником».

Как проявится травма: Люди, прошедшие через отвержение, постоянно доказывают окружающим, что достойны быть членом коллектива, стараются все делать на отлично, угождать, брать дополнительную нагрузку. Или замыкаются в себе, страдают от перфекционизма, постоянно рефлексируют. Это приводит к перегрузкам психики, эмоциональному выгоранию.

Прилюдное унижение

Типичные фразы: «Такой большой, а до сих пор…», «Вот я расскажу твоим друзьям, пусть посмеются».

Как проявится травма: Во взрослом возрасте эти люди воспринимают каждый взгляд в свою сторону, как осуждение. Им постоянно кажется, что их поведение оценивают, смеются за спиной. Из-за боязни отличаться от остальных, отсутствия попыток самореализации, формируется посредственность.

Разглашение информации, которой ребёнок поделился

Типичные фразы: «Наш-то влюбился, лучше бы об учебе думал». «А сыну тут учительница сказала…».

Как проявится травма: Если детей поднимают на смех или публично обвиняют в чем-то, используя полученную от них же информацию, они воспринимают это как предательство, учатся не доверять. Во взрослом возрасте им будет тяжело выстраивать отношения, быть откровенными. Чаще всего такие люди остаются одинокими и обиженными на мир.

Человека будто тренирует на испытание чувст стыда, на уровне рефлексов. Знаете как дрессируют собаку команде «Стыдно?». (слайд)

Как избежать травмы

Скорректировать поведение ребенка и не навредить ему поможет следующая тактика:

Осознать реакцию на детское поведение.

Если вам стыдно за поведение ребенка, нельзя перекладывать на него ответственность за это взрослое чувство, срывать негатив. Можно прямо сказать: «Такое поведение заставляет меня сердиться, а мне бы этого не хотелось» или «Здесь не принято так себя вести, давай попробуем по-другому».

Объяснить ошибку простыми словами на примерах.

Чувство стыда не дает ребенку понимания, в чем, собственно, его проступок и как вести себя в следующий раз. Одобряемому в обществе поведению нужно специально обучать в доступной для ребенка форме — например, через сказки. При этом апеллировать к его пусть и небольшому, но опыту.

Говорить о поведении, а не о самом ребенке.

В воспитательных речах нельзя переходить на личности. Вместо «Как тебе не стыдно отбирать игрушки! Какой плохой мальчик» лучше сказать «Не нужно отбирать игрушки. Смотри, сколько их — всем хватит». Стоит предложить ребенку помириться с ребятами и включиться в общую игру.

Прежде чем стыдить ребенка, нужно поставить себя на его место. Опозоренный человек испытывает лишь безысходность и запоминает: «я плохой». Это не тот эффект, к которому стремятся родители, ведь самооценку легко разрушить и очень тяжело восстановить.

-Стыдить маленького ребёнка — только пугать его, он не понимает, что вы от него хотите. Объясняйте простыми словами, называйте действия и эмоции, учите.

-Чувство стыда появляется у зрелого человека изнутри, это самый мощный ограничитель, который удерживает нас от аморальных поступков. Использовать его для коррекции поведения ребёнка — бессмысленно и жестоко.

-Выучите сами и научите ребёнка волшебной фразе, которая позволяет не сваливаться в стыд, когда вас пытаются туда загнать: «Не все оценочные суждения являются модификаторами поведения». Другими словами, не всё, что о вас говорят, должно заставлять вас измениться.

Белый стих

Я не стыжусь быть собой.

Я не стыжусь быть плохой.

Я не стыжусь ошибаться.

Я не стыжусь отличаться.

Мне не стыдно за свои промахи.

И не стыдно за свои слабости.

За свою жалость к себе и высокие требования.

Я буду нарушать правила.

Я не буду спорить и что-то доказывать.

Мне не стыдно за то, что я разная.

Иногда святая, иногда грязная.

Этот стыд не был моим выбором.

Этот стыд нам просто навязывают.

Я выбираю и мне это нравится.

Счастье в деталях.

Свободе и радостях.

Эмблема. Объяснение

Конец.

Публикации по теме:

Практикум для педагогов «Общаться позитивно — что это значит» Цель: Развитие коммуникативной компетентности педагога в общении с родителями, детьми и коллегами. Задачи: - Осознание педагогами собственных.

Семинар-практикум для молодых педагогов «Мастерство педагогического общения» Здравствуйте,Уважаемые друзья и гости моей странички! Представляю Вашему вниманию семинар-практикум для молодых педагогов! "Мастерство.

Семинар-практикум «Игры с цветом» для педагогов образовательных организацийСеминар-практикум «Игры с цветом» для педагогов образовательных организаций Цель. Информирование педагогов с эффективными методами запоминания у детей старшего дошкольного возраста на основе цветового гнозиса. Задачи. •.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Практикум для педагогов «Ценности. Стыд»
Опубликовано: 16 января 2025 в 20:51
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Практикум для педагогов «Ценности. Стыд»» (включая файлы) размещена пользователем Бохач Татьяна Александровна (УИ 2851616) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
17 января 2025 пятница
18 января 2025 суббота
Лепим, клеим и рисуем снеговиков



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД