МААМ-картинки

Доклад «Моделирование — метод для развития музыкальных способностей детей» (2 фото)

Ольга Геннадьевна Макарова
Доклад «Моделирование — метод для развития музыкальных способностей детей»
▼ Скачать + Заказать документы

«Моделирование – метод для развития музыкальных способностей детей»

Музыка дарит и родителям и детям радость совместного творчества, насыщает жизнь яркими впечатлениями. Не обязательно иметь музыкальное образование, чтобы регулярно отправляться с ребенком в удивительный мир гармонии звуков. Многие родители считают, что лучше обучение музыки получать в специальной школе. В какой-то мере они правы: ребенок научится играть и слышать музыку профессионально. Но это не единственный путь приобщения ребенка к музыке. Очень хорошо, когда на первых этапах восприятия музыки помощником становится близкий ему человек.

Публикация «Доклад „Моделирование — метод для развития музыкальных способностей детей“» размещена в разделах

Если ребенок слушает музыку в одиночестве, то он может отвлечься. Но если же эту музыку ребенок слушает вместе с родителями, то он выражает свои эмоции, радуется. Существуют самые различные методы и приемы для развития музыкальных способностей детей. Но сегодня мы остановимся на МЕТОДЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ.

Моделирование – это процесс построения моделей для и следования и изучения объектов, процессов, явлений.

Доклад «Моделирование — метод для развития музыкальных способностей детей»

Целенаправленное использование метода моделирования в системе музыкального образования дошкольников способствует активному развитию у них логического мышления. И отличается образностью и наглядной конкретностью. А на эти качества может опираться музыкальное образование.

Более правильный путь: от ощущения к пониманию. Поэтому графический символ, даже самый простой, не является первичным способом моделирования элементов музыкального языка. Начальным будет речь и движение. Самая простая графика (рисование символов) – это этап, ведущий к традиционной нотации. Поэтому она может выступать как более поздний вид моделирования по сравнению с другими.

Любое обучение заканчивается обобщением знания в понятиях.

Игра понятиями или интеллектуальная игра для детей дошкольного возраста еще недоступна в силу особенностей развития их психики. Следовательно, возможна игра на основе образов, так как, по мнению психолога Д. Брунера «основным орудием «думания» у детей служат образы и манипулирование ими». Поэтому понятийный материал, предназначенный для усвоения, должен быть организован так, чтобы дети могли устанавливать связь между видимым, слышимым, телесно ощущаемым и словом (музыкальным понятием).

Последовательность формирования музыкально-теоретического знания можно определить как первоначальное связывание звука с моторно-двигательным ощущением, затем с образом и через образ – с понятием.

В моделировании есть простота и возможности для комбинаторики, которые позволяют играть с изучаемым материалом. То, что задумывается педагогом в качестве домашней «заготовки», предполагает переиначивание и преображение. Поэтому моделирование элементов музыкального языка – это путь к творчеству. В цепочке «моделирование – игра – творчество» все звенья взаимосвязаны.

Очень важно, чтобы модель была интересна детям настолько, чтобы увлекать их. Изменение, приспособление, трансформация, вариации, добавления являются главными принципами работы над увлекательным материалом. Моделирование элементов музыкального языка лежит в основе создания

игровой модели

Главным признаком игровой модели является ее открытость для дальнейших трансформаций и импровизации.

Способы, которые возможно использовать для подобного моделирования:

Моделирование темпа.

Речевое – декламация текстов в различных темпах, от медленного до очень быстрого.

Двигательное – исполнение движений медленно, быстро, умеренно, постепенно ускоряя и замедляя.

Графическое – частота символов обозначает скорость движения:

Быстро:

Медленно:

Замедляя:

Эти и все другие способы можно использовать, превращая упражнения в игру, для представления детям любого элемента музыкальной речи.

Моделирование метра и размера.

Двигательное метрирование – используя разнообразные виды равномерного движения, сделать метр видимым и слышимым (звучащие жесты).

Речевое – это фонематическая игра слогами.

Графическое – использование рисунков, карточек или записи:

Метр:

Размер:

2\4

3\4

4\4

Использование «ритмичных» рисунков в данном случае есть необходимая ступень на пути формирования у детей: от конкретного к абстрактному.

Моделирование ритма.

Детям значительно проще представить себе ритмические отношения, если для этого использовать речь, мышечные ощущения, цвет, пространственные представления и др.

Можно попробовать расшифровать и записать барабанное послание африканских туземцев: «зум-ко-ко, зум-ко-ко, тики-тики-тики-ба-а».

Можно зашифровать какую-нибудь ритмоформулу в привычные слова и их цепочки: лимон-апельсин, банан-мандарин, звезда-небеса и т. д.

В бочке варится уха (////// /)

Из цветного петуха (////// /)

Хорошо, если дети еще озвучат свою запись ритмослогами, а затем на инструментах. Какую-то музыку можно зарисовать следующим образом:

Ля - ля - ля - ля, ля-а-а! Ля - ля - ля, ля-а-а!

Знаки и фиксации ритмов могут быть самыми разными. Интересным способом моделирования ритма при подготовке детей к его чтению по записи является моделирование его на пальцах: один палец – четвертная нота, два – восьмые и т. д. С помощью такой ритмической азбуки можно организовать игру: дети хлопают задаваемый педагогом ритм.

Моделирование звуковысотных отношений.

Речевое – подражая голосам животных и птиц, дети знакомятся с контрастными регистрами звучания. Глиссандируя голосом вверх-вниз (качели, горка, а так же произвольно спускаясь и поднимаясь голосом по «воображаемой» лестнице (топ-топ, скок-скок, дети изучают выразительные возможности регистров и своего голоса.

Пространственное – моделирование рукой в воздухе направления движения мелодической линии.

Для первоначального осознания детьми соотношения звуков по высоте можно использовать игру «обмен приветствиями»: все свободно под музыку ходят по залу. В неожиданно наступившей тишине ищут себе партнера и поют друг другу по одному звуку любой высоты. Тот, у кого звук окажется ниже, приседает.

Моделирование динамики.

Речевое – в упражнениях: крик-шепот, громкая ритмизованная речь – тихая речь – нормальная.

Двигательное – игра: показать в движениях туловища на месте, а затем двигаясь по залу, громкое звучание и тихое, а так же переходы и перепады динамики.

Графическое – использование различных рисунков для изображения контраста, или различных переходов переменной динамики в играх с инструментами и звуками речи.

Пространственное – показ руками в воздухе объемов, имитирующих степень громкости и переходы динамики.

Моделирование фактуры и партитуры.

Речевое – одноголосие и унисон (все декламируют одно и то же, двухголосие (речевой канон, многоголосие (каждый говорит свое, то, что хочет – речевой кластер).

Двигательное – одноголосие (соло, унисон (одно движение все вместе, двухголосие (каждый свое, многоголосие (кластер).

Графическое – использование условной символической записи, карточек с рисунками.

Пространственное – использование различных предметов для создания модели фактуры (карандаши, линейки, мячи и пр.) или партитуры (инструменты в нужной последовательности).

Моделирование музыкальной формы.

Пространственно-графическое – использование условной записи (геометрических фигур, цвета, карточек, предметов для обозначения разделов формы:

– двухчастная форма.

– трехчастная форма.

– рондо.

– вариации.

Подобное простейшее моделирование разделов музыкальной формы через закрепление в памяти через знакомый зрительный образ является схематичной партитурой.

Применение этого метода наиболее целесообразно, т. к. он легко усваивается детьми, ведь дети, по своей природе рождаются исследователями.

Можно использовать различные виды моделирования – предметные, схематические, цветовые и графические. Выбор вида моделирования зависит от возраста детей, уровня облученности, учёта сложности музыкального материала. Составляются специальные карточки, которые включали характеристику музыки в целом и отдельные её компоненты – мелодию, метр, ритм, тембр, регистр. Они стимулируют дошкольников, которые недостаточно свободно владеют лексическим запасом слов. Определения на карточках расположены в логической последовательности. Это даёт возможность охватить данную систему категорий в её качественном разнообразии и облегчить ориентирование школьников

Метод моделирования

1. Вызывает у детей интерес и осознанное отношение к музыкальной деятельности. Он универсален, и строится на осознанном слушании и понимании и усвоении воспринятого музыкального материала. Позволяет отразить последовательность развития музыкально-художественного образа. 2. Развивает способность музыкально-слуховых представлений, связывая воедино: слуховые, зрительные представления детей.

3. Обеспечивает освоение навыков музыкальной деятельности и значительно обогащает творческую деятельность детей, активизирует самостоятельность и инициативность.

4. Он способствует формированию у дошкольников познавательной активности, желания думать, Этот способ мобилен по своей природе: он сокращает время на передачу информации, за короткий отрезок времени важно рассказать, показать, прослушать, проанализировать и показать результат.

5. Способствующий развитию у детей связанной речи, обогащению словарного запаса. Ребёнок последовательно учится высказываться, выбирать и по-своему интерпретировать слова, образные выражения, находить красочные сравнения для своего рассказа

Фото «Моделирование — метод для развития музыкальных способностей детей»
Публикации по теме:

Консультация «Метод наглядного моделирования, как средство развития музыкальных способностей дошкольника» «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Моделирование как средство развития творческих способностей дошкольников Фотомоделирование в работе с детьми Сегодня перед воспитателями, родителями встает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый.

Значение музыкально-дидактических игр для развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста Музыкально-дидактические игры (далее МДИ) – эффективное средство познания музыкальной действительности, которое не только облегчает познавательную.

Аналитический отчет по результатам педагогической диагностики развития музыкальных способностей детей 2019 г Аналитический отчет по результатам педагогической диагностики развития музыкальных способностей детей. 2019г Цель: Определить уровень.

Моделирование как средство развития творческих способностей дошкольниковМоделирование как средство развития творческих способностей дошкольников Моделирование как средство развития творческих способностей дошкольников Содержание Введение 1. Что такое модель? 2. Виды моделирования.

Консультация для педагогов «МДИ как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов. Музыкально-дидактическая игра как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»..

Мастер-класс для музыкальных руководителей «Игры и упражнения для развития музыкальных и творческих способностей детей» Мастер класс для музыкальных руководителейХод мероприятия Каждый ребенок открыт для музыки с рождения, надо только помочь ему увидеть богатство.

Мастер-класс «Игровые методы и приемы развития музыкальных способностей и певческого голоса детей» ТМБ ДОУ «Детский сад комбинированного вида «Рябинка» Мастер – класс по теме: «Игровые методы и приемы развития музыкальных способностей.

Отчет о работе «Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста» Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей велико. Музыка, как и любое другое искусство, способно воздействовать на всестороннее.

Средства развития музыкальных способностей Средства развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста Развитие музыкальных способностей осуществляется на основе специально.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Доклад «Моделирование — метод для развития музыкальных способностей детей»
Опубликовано: 23 ноября 2019 в 12:56
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Доклад «Моделирование — метод для развития музыкальных способностей детей»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Геннадьевна Макарова (УИ 707219) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД