Шевченко Лариса
Консультация «Как воспитать в детях бережное отношение к природе»
Муниципальное профессиональное сообщество воспитателей, работающих с детьми среднего дошкольного возраста.
«Как воспитать в детях бережное отношение к природе»
Подготовила:
воспитатель МБДОУ ДС № 37
Шевченко Л. М.
Цель:
Совершенствование работы в детском саду по формированию у дошкольников основ экологической культуры.
Задачи:
Публикация «Консультация „Как воспитать в детях бережное отношение к природе“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
*расширить представления педагогов об экологическом воспитании детей;
*уточнить знание нормативных актов, в которых отражены аспекты экологического воспитания, образования, просвещения;
* проанализировать работу педагогов по воспитанию в детях бережного отношения к природе;
1 слайд Тема: «Как воспитывать в детях бережное отношение к природе»
2 слайд Одним из важных вопросов экологического воспитания дошкольников является воспитание гуманных чувств в процессе приобщения детей к природе. Поэтому когда ребёнок познаёт мир, важно, чтобы в сферу его деятельности входили и объекты природы (комнатные растения, животные, природный материал, за которыми он мог бы наблюдать, ухаживать, эмоционально сопереживать им.
Критериями сформированности осознанного и активного гуманного отношения к природе являются следующие :
• понимание необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека
• освоение норм поведения в природном окружении и соблюдении их в практической деятельности и в быту
- проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценить действия других людей по отношению к природе).
3 слайд Воспитательно-образовательная работа с детьми по этому направлению. В нашем детском саду осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности.
Скажите, в каких видах деятельности мы используем экологическое воспитание?
образовательная деятельность,
• чтение художественной литературы,
• театрализованная деятельность
• развлечение
• прогулок,
• наблюдений,
• игр (сюжетно-ролевые, дидактические, развивающие, подвижные)
• индивидуальных бесед с детьми,
• работа с родителями и т. д.
4 слайд В процессе этой работы мы опираемся на то, что необходимо формировать у детей интерес к природным объектам, доброжелательное отношение к живым существам, эмоциональную отзывчивость на общение с ними. Следует учить детей нормам и правилам поведения в окружающей обстановке.
Приобщение детей к природе, прежде всего, начинается с ознакомления детей с названиями животных, насекомых, растений, кустарников, деревьев и т. д., с формирования целостной картины о них. Это осуществляется на формировании целостной картины мира. С помощью игрушек и картинок я знакомлю дошкольников с домашними животными – кошкой, собакой, коровой и т. д. Здесь часто использую фольклорные произведения, рассказы, стихи, беседую с ребятами по их содержанию о том, как нужно обращаться с животными, заботиться о них. При этом непосредственно провожу беседы с родителями по этому вопросу, рекомендую им привлекать детей к уходу за домашними питомцами.
На занятиях мы транслируем детям не только свое отношение к природе, но и свои знания. Предлагаю проверить, насколько хорошо вы знаете секреты природы. Паук усиленно плетет паутину (к сухой погоде)
1. Стрижи и ласточки низко летают (дождь предвещают)
2. Лягушки квакают (перед дождем)
3. Кошка свернулась клубочком (к похолоданию)
4. Воробьи в пыли купаются (к дождю)
5. Мыши выходят из-под постилки снега (За сутки до оттепели)
6. Из березы течет много сока (к дождливому лету)
7. Цветы перед дождем (пахнут сильнее).
5 слайд Во время прогулок идет формирование эстетического и доброжелательного отношения к окружающей природе в процессе наблюдений, я подвожу ребят к пониманию того, что нельзя без надобности рвать растения, топтать траву и цветы, ломать веточки деревьев.
Показываю, как нужно правильно ухаживать за растениями.
6 слайд Здесь мы с детьми организуем увлекательные занятия: «У цветочной клумбы», где детям рассказываю о том, что необходимо заботиться о цветочках, нельзя их рвать и топтать; «Птицы зимой» — воспитывается желание заботиться о зимующих птицах, стимулируются добрые чувства по отношению к ним; «Веселые воробьи»; «Солнышко на травке», где я учу детей заботиться о растениях и птицах.
7-8 слайд Одним из структурных компонентов прогулки являются дидактические игры. Их я использую и как средство воспитания гуманных чувств у дошкольников. «Какой цветок?», «Найди дерево», «Угадай по описанию птичку», «Угадай по описанию животное» и др.
На каждой прогулки использую организованные мною подвижные игры и игровые упражнения которые уточняют знания детей о различных объектах (птички летают и т. д.) Ребята с удовольствием участвуют в играх «Садовник и цветы», «Жуки», «Собачка и воробьи», «Птички, раз! Птички, два!», «Цыплята», «Козлята и волк», «Листопад».
Разумеется, одних знаний не достаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе – необходимо включать их в посильную для их возраста практическую деятельность – создать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой.
9– 10 слайд Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту. Для этого совместно с родителями провожу различные акции: «Накорми зимующих птиц», «Подарим птицам дом», «Огород на окне», «Цветы на клумбе» и т. д.
12 слайд.
Предлагаю немного поиграть
Игра «Земля, вода, воздух, огонь». (Закрепление знаний об обитателях суши и воды; уточнение правил безопасного поведения на природе). Игроки становятся по кругу, в центр встает ведущий. Он бросает мяч игроку, произнося при этом одно из четырех слов: «земля», «вода», «воздух», «огонь». Если водящий произносит слова «земля», «вода» или «воздух», поймавший мяч называет того, кто обитает в указанной среде. Если водящий произносит слово «огонь», поймавший мяч называет правило поведения при пожаре.
Воспитатель или педагог- это творческая профессия. А какое творчество без фантазии и выдумки. Следующее задание творческое. Каждой команде надо нарисовать пословицу так, чтобы противоположная команда смогла ее «прочитать».
1. Весна красна цветами, а осень пирогами.
2. Яблоко от яблоки недалеко падает.
3. Готовь сани летом, а телегу зимой.
4. Увидел грача-встречай весну.
5. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.