Хохлова Ирина
«Экспериментально-исследовательская деятельность в ДОУ». Из опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад из опыта работы «Экспериментально-исследовательская деятельность в ДОУ»
Выполнила: воспитатель Хохлова Ирина Александровна
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.
Публикация «„Экспериментально-исследовательская деятельность в ДОУ“, Из опыта работы» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Опыт работы, практика
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
Стремление к постижению мира заложено в ребенке на биологическом уровне, но это стремление нужно развивать. И повезет тому ребенку, если живущие рядом с ним взрослые, пробудят в нем познавательный интерес к окружающему миру. При формировании познавательной активности воспитанников исследовательскую деятельность и экспериментирование рассматривают как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Развитие исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования.
Организация исследовательской деятельности воспитанников учреждений дошкольного образования особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы. Взрослый обучает ребенка, сообщает ему разные знания, в том числе доступно и обоснованно отвечает на его вопросы. При этом взрослый не учитель-наставник, а равноправный партнёр, соучастник деятельности.
В своей работе по исследовательской деятельности я использую наблюдения, беседы, рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий, эксперименты, занятия- исследования, самостоятельную поисковую деятельность детей. Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое я активно использую– опыты.
Опыты провожу как на занятиях, так и в свободной деятельности. Дети с огромным удовольствием исследуют материалы и узнают, что:
• бумага рвется, мнется, не разглаживается, в воде намокает и т. д.
• дерево прочное, шероховатое, в воде намокает, не тонет и т. д.
• пластмасса легкая, разноцветная, легко ломается и т. д.
• ткань мнется и разглаживается, намокает и высыхает и т. д.
• вода прозрачная, не имеет формы, умеет переливаться, испаряться и т. д.
• воздух прозрачный, умеет двигаться сам и двигает предметы и т. д.
Я вижу, что данный вид деятельности вызывает у детей восторг. Опыт – это весело и увлекательно, но в тоже время в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждению, умозаключению, уточняются их знания о свойствах и качествах объектов, об их изменениях. Их провожу как в образовательной деятельности, так и в проектной деятельности, а также в режимных моментах.
По способу применения опыты, эксперименты делятся на демонстрационные и фронтальные, однократные или циклические (цикл наблюдений за водой, за ростом растений, помещённых в разные условия и т. д.) Демонстрационные проводит воспитатель, а дети следят за его выполнением. Эти эксперименты проводятся тогда, когда исследуемый объект существует в единственном экземпляре, когда он не может быть дан в руки детей или он представляет для детей определённую опасность (например, при использовании горящей свечи).
Положительные стороны демонстрационного метода:
1. Практически исключены ошибки при проведении опытов.
2. При демонстрации всего одного объекта воспитателю легче распределить внимание между объектом и детьми, установить с ними контакт, следить за качеством усвоения знаний.
3. Во время демонстрационных наблюдений проще следить за соблюдением дисциплины.
4. Уменьшен риск нарушений правил безопасности и возникновения непредвиденных ситуаций.
5. Проще решаются вопросы гигиены.
Демонстрационные эксперименты имеют и слабые стороны:
1. Объекты находятся далеко от детей, и дети не могут рассмотреть мелкие детали.
2. Каждому ребенку объект виден под каким-то одним углом зрения.
3. Ребенок лишен возможности осуществлять обследовательские действия,
рассматривать объект со всех сторон.
4. Восприятие осуществляется в основном с помощью одного (зрительного, реже двух анализаторов; не задействованы тактильный, двигательный,
вкусовой и иные анализаторы.
5. Сравнительно низок эмоциональный уровень восприятия.
6. Сведена до минимума инициатива детей.
7. Затруднена индивидуализация обучения.
Фронтальный метод–это, когда эксперимент проводят сами дети. Эксперименты этого типа компенсируют недостатки демонстрационных экспериментов. Но они тоже имеют свои «плюсы» и «минусы».
Сильные стороны фронтальных экспериментов выражаются в том, что дети могут:
1. Хорошо видеть мелкие детали;
2. Рассмотреть объект со всех сторон;
3. Использовать для обследования все анализаторы;
4. Реализовать заложенную в них потребность к деятельности;
5. Работать в индивидуальном ритме, уделять каждой процедуре столько
времени, сколько требуется при своем уровне подготовленности и сформированности навыков.
6. Эмоциональное воздействие фронтальных игр, экспериментов намного выше, чем демонстрационных;
7. Процесс обучения индивидуализирован.
Слабые стороны фронтального метода:
1. Труднее найти много объектов.
2. Во время фронтального эксперимента труднее следить за ходом процесса
познания, за качеством усвоения знаний каждым ребенком.
3. Труднее установить контакт с детьми.
4. Постоянно возникает несинхронность в работе детей.
5. Повышается риск ухудшения дисциплины.
6. Повышается риск нарушения правил безопасности и возникновения
различных непредвиденных или нежелательных ситуаций.
В целом чем разнообразнее и интенсивнее экспериментально-исследовательская деятельность, тем больше новой информации получит ребёнок, тем быстрее и полноценнее идёт его развитие.
Цели, которые я преследую при организации исследовательской деятельности детей :
Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворяя детскую любознательность.
Развивать у детей познавательные способности (анализ, классификация, сравнение, обобщение);
Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно –исследовательской деятельности : в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата.
Расширить представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.
Развитие элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях природы.
Развитие представлений о свойствах предметов (свойствах воды, песка, глины, воздуха, камня, света и т. д.).
Развитие у детей умения пользоваться приборами-помощниками при проведении экспериментов (увеличительные стёкла, чашечные весы, лейка и др.)
Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
Построение предметно – развивающей среды для использования исследовательской деятельности включает в себя :
обустройство уголка экспериментирования, подбор оборудования и материалов, подбор игр – экспериментов, разработка перспективного планирования по экспериментальной деятельности, оформление картотеки игр экспериментов по экспериментальной деятельности.
Результаты должны быть ощутимыми. Чего же именно добиваюсь я, проводя такие занятия в своей группе? У детей улучшается речь, они используют больше слов в своем активном словаре. Ценность окружающего мира, природы становится выше, поскольку в тесном взаимодействии с объектами живой природы ребенок учится понимать потребности растений и животных и сопереживать им. Работая в команде, разграничивая сферы деятельности, выполняя каждый свою задачу и сводя воедино все данные для общего результата, дети начинают эффективнее общаться. Мир в представлении юных экспериментаторов уже не состоит из отдельных вещей и явлений, он превращается в целостную структуру. Иными словами, дошкольник начинает объективнее оценивать все, что его окружает, от предметов до людей, а это очень поможет ему в будущей взрослой жизни.
В группе мною была создана необходимая для проведения исследований «мини-лаборатория», оснащённая специальным оборудованием, разнообразными материалами и т. д.
В мини- лаборатории имеется:
- различные приборы: увеличительные стекла, магниты, лупы, микроскоп, песочный стол;
- разнообразные сосуды из различных материалов: стекла, металла, пластмассы;
- природные материалы: листья, песок, глина, земля, семена;
- гайки, скрепки, винтики, гвоздики, проволоки;
- медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт;
- бросовый материал: пластмасс, кусочки ткани, кожа, меха;
- мука, соль, сода, свечи, фонарики, шарики;
Постепенно «лабораторию» мы пополняем новыми материалами для экспериментирования, поддерживая интерес детей, позволяя им вновь воспроизвести опыт, утвердиться в своих представлениях.
Так как интерес к экспериментированию у детей возникает с раннего возраста, занятия по детскому экспериментированию я начинала проводить с детьми группы раннего возраста. В раннем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов. Они с удовольствием исследуют глину и песок, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, превращают снег в воду, а воду - в льдинки.
С помощью игровых персонажей я предлагаю детям простейшие проблемные ситуации: Утонет ли резиновый мяч? Утонет ли камушек? Как спрятать от лисы колечко в воде? В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи. В группе раннего возраста дети осваивают действия по переливанию, пересыпанию различных материалов и веществ.
Знакомятся со свойствами некоторых материалов и объектов неживой природы: воды; солнечных лучей; льда; снега. Узнают об источниках света, о том, что если светить на предмет, то появится тень; о том, что разные предметы и животные издают разные звуки и др.
Подвожу детей к пониманию таких природных явлений, как дождь.
Наблюдая сильный дождь из окна, дети видели, как стекает вода по стёклам, какие лужи остаются после дождя на дорогах. Чаще всего дождь идёт тогда, когда на небе появляются тучи, но бывает иногда и при хорошей погоде, когда светит солнышко, такой дождик называют «грибной». Он тёплый и быстро проходит. Использовала пальчиковую гимнастику:
Сколько знаю я дождей?
Сосчитайте поскорей:
Дождик с ветром,
Дождь грибной,
Дождик с радугой-дугой,
Дождик с солнцем,
Дождик с градом,
Дождик с рыжим листопадом.
Для показа взаимосвязи живой и неживой природы, обратила внимание, какая становиться зелень после дождя, как легко дышится.
Провели простейший опыт с водой : - «Почему осенью бывает грязно?»
Сделали вывод: При соединении воды с землёй образуется грязь, поэтому после дождя на улице грязно.
В группе раннего возраста я проводила проект на тему «Волшебная водичка», а исследовательская работа «Волшебная водичка» заняла первое место в районном экологическом конкурсе «Юные экологи Брянщины» в номинации «Исследовательская работа». Так же мной была создана и проведена разработка непрерывной образовательной деятельности по экспериментированию «Водичка, водичка…». Основными задачами разработки были : знакомство детей с водой и ее свойствами посредством опытно – экспериментальной деятельности : жидкая, льётся; подводить малышей к различным способам решения проблемной ситуации и найти самый лучший вариант её решения; развитие познавательной активности детей, речи, мышления, воображения, любознательности, наблюдательности; поддержание детской индивидуальности и инициативности в процессе деятельности; побуждение к активному участию; воспитание интереса к познанию окружающего мира.
Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Детям нравятся занятия, на которых вместе со взрослыми они совершают свои первые открытия.
У детей 3-4 лет появляются первые попытки работать самостоятельно, но визуальный контроль со стороны взрослого необходим – для обеспечения безопасности и для моральной поддержки, так как без постоянного поощрения и выражения одобрения деятельность трёхлетнего ребёнка быстро затухает.
В младшей группе, я проводила развлечение с участие детей «В стране фокусов». Целью этого мероприятия было вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы; познакомить детей со свойствами воды (цвет, запах);активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия; развивать навыки проведения первых опытов; развивать мышление, речь, кругозор и любознательность детей; рассказать о значении воды для всего живого; развивать у детей познавательный интерес, самостоятельность, наблюдательность, способность сравнивать; умение работать в группе; воспитывать бережное отношение к воде. Для этого использовали следующие опыты : «Прозрачная вода», «Разноцветная вода», «Кипящая вода».
Так же с помощью иллюстраций выяснили: где в природе встречаются вода, кроме того, для чего и как мы её используем, подвела к понятию – воду нужно беречь, не тратить её напрасно, не забывать вовремя закрывать кран.
Также с детьми младшей группы я проводила так называемые «Песочные занятия», которые способствуют развитию речи, мелкой моторики, памяти, воображения. Подобрала формочки и совочки, миниатюрные игрушки, предметы (камешки, ракушки, веточки) и персонажи, встречающиеся в реальном и сказочном мире. Известно, что пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Чем выше двигательная активность пальцев, тем лучше развита речь. Сравнивая отпечатки взрослой и детской руки, внутренней и внешней стороны кисти, кулачков, косточек, мы одновременно делали массаж кисти.
Были организованы с детьми игры на песке.
Например, игра «Следопыты» - эта игра развивала пространственное воображение, она связана с распознаванием отпечатков на влажном песке.
Игра «Узоры на песке» - эта игра развивала фантазию, воображение, закрепляла знания о круглой, квадратной форме.
Игра «Картины на стекле» - эта игра развивала речь и воображение детей, привлекала детей к деятельности творческого характера; развивала мелкую моторику.
С детьми 4-5 лет мы узнаём не только, из чего сделаны предметы (из бумаги, дерева, ткани, глины и т. д., но и их разновидность: из бумаги - салфеточная, обёрточная и расширяю словарь детей.
Внесла игру «Кто назовёт больше качеств и свойств?» с целью ознакомления детей с материалами предметов с использованием алгоритмов. В работе использую различные коллекции: «Бумаги», «Ткани», «Пуговицы», «Фантики»; емкости: пластиковые бутылки, банки, стаканы (разной формы, величины, мерки, воронки; а также материалы:
- природные (жёлуди, шишки, семена, сучки, листья, крупа, зерно, опилки, древесная стружка);
- бросовый (пробки, палочки, трубочки для коктейля и т. п.).
- неструктурированные материалы: песок, вода, измельчённый пенопласт (для проведения опытов).
В своих опытах дети используют лупы, микроскопы, зеркала, магниты, бинокль, верёвки, песочные часы, мелкие вещи из различных материалов (дерева, пластмассы, металла, резины).
В нашем ДОУ проходил семинар – практикум для педагогов ДОУ, посвященный «Году науки и технологий». Одним из этапов семинара была познавательно-развлекательная программа «В стране наук», где принимали участие педагоги и дети. Я, в роли профессора Почемучкина показала ряд опытов, которые, по - моему мнению были интересны не только детям безусловно, но и педагогам.
В режимных моментах, я провела ряд опытов дающих возможность детям, увидеть и почувствовать воздух:
- мы дышим воздухом (в стакан с водой дуем через соломинку, появляются пузырьки)
- можно ли поймать воздух?
- может ли воздух быть сильным?
- движение воздуха.
Из опытов дети узнают, что воздух есть везде, он прозрачный, легкий, не заметный. Воздух нужен для дыхания всем живым существам: растениям, животным, человеку.
Так на прогулке на участке, замечаем, что на дорожках травы нет. Почему? Пробуем капнуть палочкой, и убеждаемся, что на дорожках земля твердая, а рядом – на обочине – рыхлая. Пришли к выводу: раз такую почву не может раскопать сильный человек, значит и слабым растениям трудно через нее пробиться.
В средней группе начала проводить эксперименты по выяснению причин отдельных явлений, например: «Почему этот камешек нагрелся сильнее?» — «Потому что он имеет черный цвет»; «Этот платочек высох быстрее. Почему?» — «Потому что мы его повесили на батарею».
Работа в лаборатории требует соблюдение правил техники безопасности. Они очень просты и легко запоминаются:
С песком:
Если сыплешь ты песок –
Рядом веник и совок.
С водой:
Коль с водой имеем дело,
Рукава засучим смело.
Пролил воду – не беда:
Тряпка под рукой всегда.
Фартук – друг: он нам помог,
И никто здесь не промок.
Экспериментальная деятельность дает детям возможность тесного общения, проявления самостоятельности, самоорганизации, свободу действий и ответственность, позволяет осуществлять сотрудничество как со взрослыми, так и со сверстниками. После каждого эксперимента приучаемся к самостоятельности при уборке рабочего места.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.
Чтобы выявить отношение родителей к исследовательской активности детей, провела анкетирование родителей. Разработала консультации на тему «Экспериментальная деятельность дома», «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к экспериментированию», «Как помочь маленькому исследователю», «Занимательные опыты на кухне». Так же подготовила картотеку элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома. Например, «Цветные льдинки» (лед можно увидеть не только зимой, но и в любое другое время года, если воду заморозить в холодильнике).
Результатом этой работы служат интересные рассказы детей и родителей о том, как они вместе изготавливали дома мыло, слайм, делали вулкан и т. п.
Стараюсь привлекать родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе. Родители помогают в оборудовании уголка экспериментирования, пополнении необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях. Мною была запланирована работа по привлечению родителей в детское экспериментирование. Так как пандемия внесла в нашу работу коррективу и не было возможности пригласить их в детский сад, то я предложила родителям провести эксперименты в домашних условиях. Родители с удовольствием приняли участие.
Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и от нас, педагогов. Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, о том, что специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.
Я уверена, что систематические занятия по развитию детского экспериментирования во всех его видах и формах - являются необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.
Я не остановлюсь на достигнутом и буду продолжать работу в этом направлении, так как детям очень интересно экспериментирование и меня радует то, что я вижу результаты своего труда. Воспитанники коммуникабельные, целеустремлённые, раскрепощённые, умеют свободно общаться со взрослыми и сверстниками. Так же хочется отметить положительное влияние исследовательской деятельности на эмоциональную сферу ребёнка, на формирование трудовых навыков и укрепления здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.
И как сказал В. А. Сухомлинский, «Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал».