Ольга Реунова
Нетрадиционные формы работы с родителями как эффективный способ взаимодействия ДОУ и семьи
▼ Скачать + Заказать документы
Нетрадиционные формы работы с родителями как эффективный способ взаимодействия ДОУ и семьи
«От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
/В. А. Сухомлинский/
В Законе «Об образовании» указано, что родители являются первыми педагогами - главными воспитателями своих детей. Чтобы грамотно воспитывать ребёнка, необходимо единство воспитательных воздействий на него со стороны всех взрослых, учёт возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка, понимание того, что он должен знать и уметь в этом возрасте и т. д. Задача педагогов дошкольного учреждения - помочь родителям в воспитании детей. Укрепление и развитие взаимодействия детского сада и семьи обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания ребёнка, формирование основ полноценной, гармонической личности.
Публикация «Нетрадиционные формы работы с родителями как эффективный способ взаимодействия ДОУ и семьи» размещена в разделах
Ведь как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в дошкольных учреждениях, какой бы высокой ни была квалификация работников дошкольного учреждения, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. Всестороннее гармоническое развитие детской личности требует единства, согласованности всей системы воспитательнообразовательных воздействий взрослых на ребенка. Поэтому крайне важно, чтобы основной составной частью работы дошкольных учреждений была пропаганда педагогических знаний среди родителей.
Семья и детский сад - дают ребенку определенный социальный опыт, но только во взаимодействии друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека, в большой мир. Поэтому педагогическому коллективу необходимо быть чутким к запросам семьи и компетентным в решении современных задач воспитания и образования.
Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций.
Взаимодействие педагогов и родителей - это многообразие организации их совместной деятельности и общения. Содержание работы с родителями реализуется через традиционные и нетрадиционные формы. Остановимся подробнее на нетрадиционных формах общения педагога с родителями дошкольников. Они подразделяются на 4 вида:
1. Информационно-аналитические
2. Познавательные
3. Досуговые
4. Наглядно-информационные
Информационно-аналитические формы общения с родителями направлены на выявление интересов, запросов родителей через проведение социологических опросов, анкет, тестирования.
Кроме анкетирования, в работе с родителями помогает «Почта доверия» - это сделанный педагогами почтовый ящик, куда родители кладут записки со своими проблемами, идеями, предложениями, вопросами на любую тему воспитания, образования ребенка. Эти вопросы обсуждаются на родительских собраниях или заседаниях родительского клуба, либо в виде консультаций как в письменной форме, так и в устной индивидуальной формах. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями и эффективна, когда нехватка времени мешает встретиться с родителями лично.
Познавательная форма знакомит родителей с возрастными и психологическими особенностями детей. А именно:
- Педагогический совет с участием родителей, который позволяет привлечь родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета их индивидуальных потребностей.
- Педагогические ситуации. Обсуждение ситуаций активизирует родителей и делает общение с педагогами и специалистами полезным для обеих сторон.
-Посещение семьи. Воспитатель посещает семьи своих воспитанников. Каждое посещение имеет свою цель.
Цель первого посещения семьи — выяснить общие условия семейного воспитания. Повторные посещения планируются по мере необходимости и предусматривают более частные задачи, например, проверку выполнения рекомендаций, которые были ранее даны воспитателем; знакомство с положительным опытом семейного воспитания; выяснение условий подготовки к школе.
- Педагогические беседы с родителями. Это наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей. Цель: оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам. Ведущая роль здесь отводится воспитателю, он заранее планирует тематику и структуру беседы.
Рекомендуется при проведении беседы выбирать наиболее подходящие условия и начинать ее с нейтральных вопросов, затем переходить непосредственно к главным темам.
- Тематические консультации. Консультации близки к беседам, главное их отличие в том, что педагог, проводя консультацию, стремится дать родителям квалифицированный совет.
- "Круглый стол" с родителями. Цель: в нетрадиционной обстановке обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания. На заседание "круглого стола" приглашались родители, письменно или устно выразившие желание участвовать в обсуждении той или другой темы.
Дни открытых дверей - наглядное знакомство родителей с жизнью детей в детском саду осуществляется также при организации, которые проводятся у нас 2-3 раза в год в назначенные числа. В эти дни родители могут без предварительной договоренности побывать в детском саду. Деятельность родителей включает наблюдение за проведением занятий, играми детей, режимными моментами, но не только, они могли и поиграть с детьми, не отказывались и от участия. После просмотра проводится небольшая коллективная беседа, родители задают вопросы, делятся впечатлениями.
- Первые визиты в детский сад. Перед тем как ребенок начнет посещать детский сад, родители должны прийти на занятия и познакомиться с педагогами, другими детьми и вообще с детским садом.
- Конференции родителей и воспитателей. Конференция – это формальные собрания, предназначенные для того, чтобы обсуждать успехи детей и давать возможность родителям делиться своими идеями и проблемами. Конференции можно использовать для совместного планирования индивидуализированных программ (обучение грамоте, развитие речи).
[b]Досуговая форма [/b]для установления эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Это участие родителей в совместных мероприятиях, проводимых в детском саду. Например:
- Непосредственно образовательная деятельность с участием родителей. Цель: познакомить родителей со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ. Воспитатель при проведении занятия включает в него элемент беседы с родителями (ребенок может рассказать что-то новое гостю, ввести его в круг своих интересов). Родитель принимает непосредственное участие в деятельности.
Выставки совместного творчества являются одной из результативных форм работы с родителями. Родители проявляют интерес, увлекаются, создают много разнообразных совместных с детьми поделок, рисунков, фотогазет, активно участвуют в выставках.
Ежегодно у нас в саду проходят выставки рисунков на разные темы «Соблюдаем правила ПДД», «Мой родной край» и другие; выставки поделок из природного материала «Осенняя фантазия»; стенгазеты «Моя семья», «Мы за здоровый образ жизни».
Очень интересно проходят совместные праздники, особенно тепло, проходят праздники, посвященные Дню матери. Но не только с родителями, еще привлекаем старшее поколение, например, на праздник «День Победы».
Наглядно-информационная форма используется для ознакомления с работой детского сада, особенностями воспитания и развития, о формах и методах работы с дошкольниками.
В детском саду создан групповой альбом «Наша дружная семейка», который находится в родительском уголке, начиная с 2017 года. В альбом внесены интересные случаи ребенка в группе, вклеиваем фотографии с участием ребенка в конкурсах, детские поступки, достижения и рисунки. Родители с интересом рассматривают альбом, и у них появляется стимул для дальнейшего пополнения альбома интересными событиями в группе с участием родителей.
Группа мессенджеров (система мгновенного обмена сообщением, что позволяет оперативно педагогам оповестить родителей о том или ином событии.
Также поддерживать контакт с родителями помогают некоторые формы письменного общения.
- Брошюры помогают родителям узнать о детском саде и дать общую информацию о нем, информация о создании безопасных условий дома.
- Газеты. Газета выпускается раз в месяц, чтобы постоянно обеспечивать семьи информацией об особых мероприятиях, изменениях в программе и др.
- Неформальные записки. Воспитатели могут посылать с ребенком короткие записки домой, чтобы информировать семью о новом достижении ребенка или о только что освоенном навыке, поблагодарить семью за оказанную помощь; здесь могут быть записи детской речи, интересные высказывания ребенка и др.
В детском саду имеется папка, которую мы назвали «Копилка добрых дел». Для чего она нужна? Так как мы нередко привлекаем наших родителей к оказанию посильной помощи (в покраске, посадке цветов и деревьев, принятие участие в конкурсах, выставках). Хочется выразить слова благодарности за их помощь, поэтому все слова благодарности хранятся в папке.
В результате анализа записок «Почты доверия», результатов анкетирования, можно сделать вывод, что нетрадиционные формы работы с родителями являются более эффективными, нежели традиционные. Родители активнее участвуют в жизни детского сада и сами проявляют инициативу.
В ходе работы с родителями каждый раз убеждаемся, что главное, чтобы подход к работе не носил формальный характер. Необходимо применять как можно больше новых современных приемов и методов.
Мы не останавливаемся на достигнутом пути, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек - таков мир, который он создает вокруг себя.
Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.