Александра Мартянова
Доклад из опыта работы «Инновационные технологии в театральной деятельности детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 1 «Теремок»
Доклад из опыта работы «Инновационные технологии в театральной
деятельности детей дошкольного возраста»
Выполнила: воспитатель
I квалификационной категории
Мартянова А. В.
Октябрь
2020
Публикация «Доклад из опыта работы „Инновационные технологии в театральной деятельности детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
«Теaтрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые»
(В. А. Сухомлинский).
Говоря об инновационных технологиях в театрализованной деятельности дошкольников, начнем с актуальности предлагаемой темы, которая заключается в следующем: по мнению многих педагогов, посредством театрализации, происходит не только приобщение детей дошкольного возраста к искусству, но и знакомство с необъятной вселенной во всей её прекрасной вариативности, пополнение активного словаря и формирование звуковой культуры речи. Нельзя отрицать тот факт, что именно театрализованная направленность в деятельности является свежей струёй в развитии чувств и эмоциональных откровений ребенка. Ведь здесь он и раскрепощается, и формулирует свои творческие инициативы, и получает искомое. Всё это способствует раскрытию индивидуально - личностного потенциала: ребенок наряду с выражением своих эмоций становится способным самостоятельно добывать знания о решении внутренних противоречий.
Я, как педагог заинтересована в театрализации как в необходимом компоненте речевой деятельности своих воспитанников. Работая над формулировкой данной проблемы, осознаешь острую необходимость использования в детской деятельности театрализации, создающей комфортные условия для целостного развития ребенка.
Цель моей работы создать условия для развития творческой активности детей используя новые инновационные технологии и обеспечить становление партнёрских отношений между семьёй и ДОУ в театрализованной деятельности детей дошкольного возраста.
Театрализованная деятельность позволяет решать такие педагогические задачи, как:
способствовать более целостному восприятию и глубокому пониманию дошкольниками изучаемого материала, повышать познавательную мотивацию, вовлекая их в активную самостоятельную деятельность, формировать потребности к поиску и выявлению своих оригинальных находок;
позитивное отношение к применению и освоению нововведений, направленных на расширение кругозора дошкольниками;
дать знания для интеллектуального и духовно-нравственного развития дошкольников, способствующие успешному развитию у детей эрудиции, фантазии, умению логично рассуждать и делать выводы;
воспитывать элементарные общепринятые нормы взаимоотношения со сверстниками и взрослыми через игровые действия;
совершенствовать у дошкольников приобретенные игровые навыки и умения для развития игровой активности;
способствовать использованию в практике современных требований к организации игр дошкольников и формировать у дошкольников нравственную культуру миропонимания.
Безусловно, театрализованная деятельность устанавливает стабильную заинтересованность личности в литературных произведениях, в театре, а также способствует становлению способностей в этих областях, не говоря уже о коммуникативных способностях: красиво и чётко излагать свои мысли и чувства в общении, грамотно и спокойно отстаивать своё мнение.
Для осуществления театрализованной деятельности в ДОУ необходимы различные виды театров, которые способны удивить ребенка интересной игрушкой, привлечь его внимание игрой, занимательным сюжетом, выразительной интонацией, движениями.
Дети с удовольствием используют в игре различные виды театра.
Я в свою очередь стараюсь приобщить детей к процессу театральной деятельности. Возникает вопрос о выборе художественного текста для той или иной постановки, текста, который не только бы соответствовал возрасту воспитанников, но и решал бы определенные нравственные, эстетические или другие проблемы. Нам на помощь всегда готовы прийти как русские народные сказки, где хорошо прослеживается общение рассказчика и слушателя (из уст в уста, так и детская художественная классика (К. Чуковский, С. Михалков, С. Маршак, Ю. Мориц, С. Черный, И. Токмакова и многие другие). Не стоит, однако, забывать и о современной детской литературе, которая очень внимательна к детской психологии, что проявляется и в учете возрастных особенностей, и в изображении самого ребенка, и в выявлении интересов современных детей. Но даже правильный выбор текста не всегда отвечает многочисленным запросам образовательного процесса в целом и области «речевой развитие» в частности.
Своеобразие и новизна опыта состоит в использовании театрализованной деятельности в образовательном процессе ДОУ в инновационных технологиях, а не только в виде развлечений, праздников, игр-драматизаций в свободной деятельности детей.
Накапливая творческий опыт, дети при поддержке взрослых, становятся авторами исследовательских, творческих, приключенческих, игровых, практико-ориентированных проектов. Еще одна инновационная технология «Синквейн» в образовательной области «Речевое развитие» применяется мною в театрализованной деятельности.
Темы проектов, синквейнов могут быть самыми различными, главные их условия – интерес детей, что обеспечивает мотивацию к успешному обучению.
Воспитанники нашего учреждения очень любознательны, стремятся к познанию и исследованию чего-то нового, неизведанного.
Чтобы удовлетворить интерес детей, создаются проекты различной направленности, вовлекая и заинтересовывая родителей. Использование современных инновационных технологий повышает качество воспитательно-образовательного процесса, делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для ребят любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение.
Применение театрализованной деятельности как образовательного инструмента расширяет возможности обучения детей, позволяет надолго удерживать внимание ребенка. Поскольку нетрадиционное занятие строится на принципах:
- постоянная обратная связь,
- диалогизация образовательного процесса,
- оптимизация развития (активная стимуляция)
- эмоциональный подъем,
- добровольное участие (свобода выбора,
- погружение в проблему,
- свободное пространство, гармонизация развития.
Инновационная идея заключается в важности заинтересовать родителей воспитанников перспективами формирования театрализованной деятельности в ДОУ, приобщая их к жизни детского сада и делая их полноправными партнерами в своей работе. Когда детям ещё не хватает полноценных знаний, умений и навыков.
Мною были отмечены большие изменения в состоянии речевых возможностей и коммуникативных функций. Одновременно происходит гармоничное развитие всех психических процессов, необходимых для успешного обучения: внимания, памяти, мышления и воображения. Особое внимание уделяется раскрытию эмоциональной стороны ребенка, раскрытию его творческо - актерского потенциала.
При помощи инновационных технологий в театрализованной деятельности дети свободно :
— передают образы с помощью вербальной и невербальной стороны речи;
— воплощают свои замыслы собственными силами и организовывают деятельность других детей;
— контролируют внимание;
— понимают и эмоционально выражают различные состояния персонажа с помощью интонации;
— выразительно читают диалогический стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужными интонациями.
— принимают позы в соответствии с настроением и характером изображаемого героя;
— изменяют свои переживания, выражения лица, походку, движения в соответствии с эмоциональным состоянием.
— умеют составлять предложения с заданными словами.
— произносят скороговорки в разных темпах, шепотом.
— произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.
Также могут иметь представления
— о сценическом движении;
— о выразительном исполнении с помощью мимики, жестов, движений;
— об оформлении спектакля (декорации, костюмы).
Также владеть навыками
— культурного поведения в театре;
— определения состояния персонажа по схематическим рисункам;
— подбора собственных выразительных жестов;
— психологического настроя на выполнение предстоящего действия;
— произнесения небольших монологов;
— произнесения развернутых диалогов в соответствии с сюжетом инсценировки.
Зеркальный уголок для работы над мимикой и артикуляционным аппаратом, костюмы маски, элементы грима; декорации; театральный уголок в группе; куклы для разных видов театров.
Использование современных инновационных технологий повышает качество воспитательно-образовательного процесса, делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для ребят любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение.