Екатерина Андреенко
Картотека игр с детьми дошкольного возраста с целью формирования адекватной самооценки
▼ Скачать + Заказать документы
«Имя»
Цель: восприятие ребёнком своего имени и самого себя.
Взрослый предлагает ребёнку придумать себе новое имя. Проведите с ребёнком беседу. Может он хочет оставить своё.
Методические рекомендации. Узнайте, нравится или не нравится ребёнку его имя, почему он хочет, чтобы его звали по-другому. Отказ ребёнка от своего имени говорит, что он недоволен собою или хочет быть лучше, чем есть сейчас.
«Танец»
Цель: формирование самовыражения индивидуальности.
Взрослый предлагает ребёнку выразить в танце какой-либо образ. Лучше, если он придумает образ сам.
Методические рекомендации. При затруднении можно ребёнку предложить следующие темы: станцуй «бабочку», «зайчика», «лошадку», «цветок», «птичку» и т. п.
Важно, чтобы ребёнок именно танцевал, т о есть выполнял танцевальные движения, а не изображал чувства мимикой.
«Я и семья»
Цель: формирование адекватного проявления личностного отношения к конкретным людям.
Взрослый просит ребёнка рассказать о каком-либо члене семьи – бабушке, папе, дедушке, - высказывая своё мнение, подчёркивая положительные черты характера.
Методические рекомендации. Можно попросить ребёнка также рассказать о себе, выделяя положительные и отрицательные качества. Затем предложите ребёнку сделать рисунок на эту же тему и обсудите его. Что нарисовал, где расположен сам ребёнок и т. д. Стоит обратить внимание на размеры нарисованных фигур, на то, есть ли разница в мимике, жестах, в цветовом решении?
«Волшебное зеркало»
Цель: формирование уверенности в себе.
Взрослый предлагает ребёнку посмотреть в «волшебное» зеркало.
Методические рекомендации. В эту игру можно играть как с одним ребёнком, так и в группе. Выбирается «зеркало» - это может быть другой ребёнок или взрослый. Ребёнок смотрится в «зеркало», которое повторяет все его движения, жесты, мимику. Эта игра будет полезна для ребёнка, не уверенного в себе, поможет ребёнку почувствовать себя более раскованно, свободно, увидеть себя со стороны, «раскрыться».
«Поймай мяч»
Цель: развитие способности к самораскрытию, самоконтролю, умения видеть в других людях прекрасное.
Взрослый предлагает детям сесть в круг. Дети по очереди бросают друг другу небольшой мячик, называя при этом какое-либо достоинство того человека, кому этот мяч бросается.
Методические рекомендации. Важно, чтобы в процессе игры каждому участнику удалось услышать о себе что-то хорошее и поймать мяч.
«Я разный»
Цель: помочь поверить в себя, свои возможности.
Взрослый предлагает ребёнку нарисовать себя в трёх рисунках: какой он был раньше, какой он сейчас и каким бы он хотел стать (какой он будет).
Методические рекомендации. Для проведения игры потребуются лист бумаги, разделённый на три части, цветные карандаши. После рисования можно обсудить рисунки: в чём их разница, что необходимо, чтобы стать таким, каким хочется, что для этого нужно.
«Закончи предложение»
Цель: формирование у ребёнка адекватной оценки своих качеств.
Взрослый предлагает детям по очереди закончить каждое из предложений.
Я хочу…
Я умею…
Я смогу…
Я добьюсь…
Методические рекомендации. Можно попросить ребёнка объяснить тот или иной ответ.
«Глаза в глаза»
Цель: формирование дружелюбного отношения друг к другу, умения проявлять внимание и заботу.
Взрослый предлагает детям разбиться на пары, дети берутся за руки. Взрослый говорит: «Глядя только в глаза и чувствуя руки друг друга, попробуйте молча передать такие эмоции («я грустный, помоги мне»; «мне весело, давай поиграем!»; «я не хочу с тобой дружить!»).
Методические рекомендации. Обсудите с детьми, какая эмоция передавалась и воспринималась ими лучше?