Гулина Людмила Михайловна
Использование мнемотехники в развитии связной речи детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Использование мнемотехники в развитии связной речи детей 4–5 лет
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №6 «Рябинка»
«Использование мнемотехники в развитии связной речи детей 4-5 лет»
Гулина Л. М., воспитатель,
1 квалификационная категория
г. Моршанск
2022
Темочки:
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
В настоящее время все чаще у детей дошкольного возраста наблюдаются такие проблемы, как: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания. Дети не способны связно, последовательно, рассказывать о различных событиях, пересказывать художественные произведения.
В связи с этим, актуальной становится необходимость совершенствования методов и приемов, развития речи детей. Одним из таких направлений является технология мнемотехники. Данная технология применяется, для того, чтобы выработать навык грамотной обработки информации, а также развивать речь без умственного и нервного напряжения.
Мнемотехника – система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, развитие связной речи.
Начинается работа с простейших мнемоквадратов, последовательно переходит к мнемодорожкам, и позже – к мнемотаблицам.
Наиболее трудный вид монологической речи - это описание. Здесь поможет мнемотехника.
Например, чтобы описать фрукт или овощ с опорой на мнемотаблицу, надо:
1. Озвучить для ребенка вопрос, показывая на квадрат, в котором данный вопрос написан.
2. Уточнить, понятно ли почему в этом квадрате нарисовано такое изображение. Если ребенку не понятно, объяснить ему в простой форме.
3. Привести пример описания.
4. Попросить ребенка, чтобы теперь он Вам описал какой — то овощ или фрукт, опираясь на таблицу.
Успешность составления рассказа - описания зависит не только от уровня речевой подготовленности, но и от умения ребенка выделять наиболее существенные признаки объекта.
В средней группе мы постепенно подводим детей к составлению небольших самостоятельных рассказов – описаний и продолжаем обучать детей пересказу литературных произведений.
Наступила зима. Всюду белый, пушистый снег. Холодно на улице. Дети оделись тепло, и пошли гулять. Они покатались на санках, лыжах, поиграли в снежки, слепили веселого снеговика. Хорошо зимой!
1. Выразительно читаем текст с опорой на изображение.
2. Читаем рассказ еще раз, указывая на изображение в таблице, чтобы у ребенка возникла взаимосвязь «слово – картинка».
3. Обсуждаем изображение, задавая вопросы: «Как ты считаешь, а про какое время года идет речь?»; «Ты запомнил, снег где?»; «А какой он (снег?»; «А погода, какая?»; «Как оделись дети?»; «Чем они занимались на улице?»; «По их мнению, зимой хорошо или плохо?»
4. Потом читаем рассказ еще один раз.
5. Просим пересказать ребенка рассказ с опорой на картинки.
Т. е. Алгоритм работы по пересказу литературного произведения, следующий:
-Чтение воспитателем текста и демонстрация картинок.
-Ответы на вопросы по содержанию (языковой разбор текста).
-Демонстрация и разбор каждой ячейки мнемотаблицы.
-Повторное чтение рассказа с опорой на мнемотаблицу.
-Коллективный пересказ.
-Самостоятельный пересказ текста.
-Анализ самостоятельных пересказов детей.
Огромную роль в речевом развитии ребенка играет поэзия. Заучивание стихотворений на разных возрастных этапах имеет свои особенности. В среднем возрасте увеличивается объем стихотворения. Они становятся более сложными по содержанию и форме.
Принцип построения мнемотаблицы для заучивания стихов остается прежним, но картинки также становятся более схематичными, не всегда цветными, и зачастую предложенными детьми. Заучивания стихов с использованием мнемотехники происходит по следующему алгоритму
Алгоритм для того, чтобы выучить стихотворение:
1. Выразительно прочитать стихотворение.
2. Прочитать стихотворение еще раз, показывая изображение в мнемотаблице.
3. Уточнить все ли слова знакомы малышу. Если что — то не понятно, или не знакомо, стоит объяснить в простой и доступной форме.
4. Далее надо прочитать по строчке с опорой на мнемотаблицу, а ребенок должен повторить, смотря на таблицу.
5. И последнее, ребенок «читает» мнемотаблицу сам. То есть воспроизводит то, что запомнил.
Таким образом, применение технологии мнемотехники в среднем возрасте приводит к накапливанию определенного запаса слов, который содержит все части речи; к овладению ребенком основными грамматическими формами. Развиваются сложные формы предложений, состоящие из главных и придаточных. В речи отражаются различные связи, выраженные через союзы.
Происходит совершенствование диалогической и монологической речи, что отражается в овладении пересказом, описательным и начальными элементами творческого рассказа. Можно сказать, что Использование мнемотехники является одним из самых эффективных методических приемов при формировании связной речи дошкольников.