Ольга Жарикова
Доклад «Интеграция в системе специально организованных занятий»
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад по теме :
«Художественно -эстетическое воспитание детей
дошкольного возраста. Интеграция в системе
специально организованных занятий».
В любом виде деятельности- будь то музыкальное занятие, развлечение или просто беседа, немаловажное значение имеет внимание ребёнка, т. е. направленность и сосредоточенность сознания на каком нибудь предмете или явлении. Как известно, у дошкольников внимание неустойчивое. Удержание его требует от педагога поиска новых приёмов и методов, практических наработок.
Одним из самых важных принципов в воспитании дошкольников является наглядность обучения.
Публикация «Доклад „Интеграция в системе специально организованных занятий“» размещена в разделах
Практика работы с детьми в детском саду доказала необходимость использования как можно большего количества приёмов развития зрительного восприятия.
Современный ребёнок дошкольного возраста подвижен, динамичен, свободен. Он умудряется сочетать сразу несколько видов деятельности, организуя свою жизнь, и обращать их в игру. Склонность и интерес дошкольника к полидеятельности заставляет задуматься о формах организации педагогического процесса в детском саду. Художественно-эстетическое воспитание не становится исключением.
Рассматривая ребёнка как субъект деятельности в разных жизненных сферах которые стимулируют формирование наиболее важных психических новообразований возраста и обеспечивают эмоциональное благополучие ребёнка, его самореализацию в различных видах «культурных практик» (это идущие от взрослого виды деятельности). Реализация данного принципа возможна при организации дошкольной программы по оптимальной модели,
включающей следующие блоки:
Совместная партнёрская деятельность взрослого с детьми.
Свободная самостоятельная деятельность детей.
Для реализации выделенных характеристик необходимо пересмотреть устоявшееся в современной дошкольной педагогике разделение на игру и учебные занятия. Такое разделение приводит к нарушению целостности образовательного процесса. А вот структура: игра и родственные ей виды, такие как продуктивная, познавательно-исследовательская и коммуникативная деятельность или «культурная практика». Такое построение образовательного процесса влечёт за собой смену позиций педагога и ребёнка в процессе взаимодействия. Воспитатель и воспитанники занимают партнёрские позиции.
Свобода стимулирует активность и самостоятельность, способность принимать
решения с опорой на имеющийся опыт и знания. Партнёрская позиция предполагает подбор вариативного содержания и способов его выполнения.
Позиция учебно-игрового партнёрства широко используется в практике современных детских садов.
Развитию самостоятельной деятельности детей способствует интеграция
искусств, поскольку у детей появляется широкая возможность целостного представления или создания художественного образа. При разнообразии выразительных средств художественного образа, ребёнок получает возможность более глубоко и разносторонне познать действительность, погрузиться в мир прекрасного - музыки, литературы, фольклора, театра, архитектуры, живописи, танца. Интеграция даёт ребёнку возможность выбирать
средства для выражения художественного образа: на бумаге, или в движении, в слове или в музыкальных звуках, а выбор — всегда следствие инициативности
и самостоятельности.
Приоритетным направлением работы детского сада является художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Эффективность этого направлении во многом определяется комплексным использованием всех средств эстетического цикла: театра, музыки, художественной литературы, рисования.
Интеграция в системе специально организованной деятельности объединяет эти средства и поэтому очень актуальна, так как:
-интегрированные занятия способствуют глубокому проникновению детей в смысл слова, в мир красок и звуков;
-помогают формированию грамотной устной речи, её развитию и обогащению;
-развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства;
-воздействуют на психические процессы, которые являются основой формирования художественно-творческих и музыкальных способностей ребёнка.
Интегрированная деятельность позволяет уменьшать количество специально организованных занятий и увеличить время для других видов деятельности.
Чтобы уменьшить количество занятий, их объединили в интегрированные по цели и тематике :
-познавательное и рисование.
-музыка и рисование.
-речевое и рисование.
Включение в занятие трёх видов деятельности- слушание музыки, познавательное, рисование-проводят три педагога. Они не нарушают принципов диалектики, сохраняют специфику разных видов искусства.
Интегрированная деятельность, проводимая в системе, эффективна, даёт высокие результаты. Повышает продуктивную деятельность детей в обучении
рисованию и рассказыванию. Цель её : научить ребёнка видеть мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Воспринимать окружающее через мир музыки и живописи.
Это побудило нас к выбору темы тряпичная кукла. Разработанные занятия
расцениваются как один из видов познавательной деятельности- ознакомление с различными видами искусства (народное творчество, театральное искусство, история костюма и т. д.) Итогом работы, потребовавшей длительного, трудоёмкого подготовительного этапа, явилось создание в детском саду уголка прикладного творчества. И как следствие, появилась необходимость проведения занятий -бесед, которые позволяют в доступной форме знакомить ребёнка с историей игрушки, способами её изготовления, способствовать развитию эмоционального отклика на увиденное. В ходе деятельности задействованы три педагога: Воспитатель, педагог ИЗО, музыкальный руководитель.