Мария Крохмалюк
Доклад инструктора по физическому воспитанию на семинар «Физическое развитие ребенка в раннем возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд № 1
Здравствуйте, уважаемые родители, разрешите представиться – меня зовут Крохмалюк Мария Владимировна, работаю в нашем детском саду инструктором по физическому воспитанию. Нам бы хотелось обратить Ваше внимание на важность физического развития ребенка раннего возраста.
Слайд № 2
Публикация «Доклад инструктора по физическому воспитанию на семинар „Физическое развитие ребенка в раннем возрасте“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функций мозга. Доказано, что функции коры головного мозга не только фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни.
Слайд № 3
Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка (раздать буклеты можно-необходимо-нельзя)
Слайд № 4
Полноценная двигательная активность (в ее доступных формах) является залогом успешного оздоровления детей. Различные виды двигательных упражнений являются к тому же физиологически обоснованными средствами развития общей выносливости. Такие упражнения, как быстрая ходьба, бег, прыжки, содействуют повышению умственной и физической работоспособности, улучшению эмоционального состояния, полноценному физическому и психическому развитию детей, укреплению их здоровья.
Слайд № 5
Малыши с года до трех всегда найдет себе активное занятие. Большинство детей не могут усидеть на месте: им срочно нужно познавать мир не пешком, а именно бегом. В этом возрасте кроху уже можно и нужно приучать к простым физическим упражнениям, приобщать к спорту, развивать мелкую и крупную моторику во время подвижных игр.
Возраст от года до трех в психологии называют «ходячим детством». Важнейший двигательный навык этого периода — ходьба. Когда ребенок открывает для себя возможность самостоятельно и свободно перемещаться в пространстве, для него начинается новая жизнь, открывается мир с неограниченными перспективами.
Двигается ребенок пока что неуклюже, поскольку его координация движений еще далека от совершенства. Он делает широкие шаги (один шаг ребенка — это половина шага взрослого, поднимает руки в стороны, чтобы держать равновесие, переваливается, как уточка, быстро набирает скорость, но пока что не справляется с «тормозами». К трем годам малыш с легкостью осваивает двигательные навыки: бег, прыжки, смена направления движения, повороты, ходьба спиной вперед, подъем по лестнице и т. д.
Слайд № 6, № 7
В этот период необходимо поддержать зов природы и дать малышу свободу действий.
Слайд № 8
В основу двигательной активности ложатся: ходьба, различные игры с мячом, флажками, другими игрушками, а также лазание, преодоление препятствий и, конечно же, самая эффективная форма проведения гимнастики с ребёнком раннего возраста – игра.
Слайд № 9, № 10, № 11
Для начала это могут быть простые и интересные задания: подойди и посмотри, что спрятано у меня в руке, за спиной, за подушкой, за креслом. Малыш, отыскивая любимую игрушку, будет стараться преодолевать препятствия, расположенные у него на пути. Например, перелезает через подушку, подползает под низкий столик и т. д… Постепенно игры становятся сложнее. Поскольку дети в этом возрасте очень восприимчивы и склонны к подражанию, показывайте упражнения сами, сравнивайте с движениями животных, персонажей из сказок. Усложнять задания надо постепенно, только после того, как малыш овладеет более простыми движениями.
Слайд № 12
Для профилактики и коррекции плоскостопия целесообразно использовать в повседневной жизни ребенка «дорожки здоровья» состоящие из губок, пуговиц, бусинок, палочек. Желательно такой вид закаливания проводить после дневного сна. Систематичность этих упражнений способствует оздоровлению детского организма, повышению иммунитета ребенка, поднимает его настроение, позволяет с легкостью перейти из состояния сна в бодрствование.
Слайд № 13
Главной задачей гимнастики для глаз для детей - дошкольников является формирование у малышей правильного представления о том, что о зрении необходимо заботиться. Очень много информации ребёнок получает зрительно, поэтому глаза даже у малышей испытывают очень большие нагрузки.
Основная цель, которую преследует гимнастика для глаз для детей всего дошкольного периода — тренировка мышц органов зрения. Именно от них зависит, насколько хорошо будет видеть ребёнок в дальнейшем и не будет ли у него проблем с глазками в школе. Эти упражнения призваны:
успокоить нервную систему ребёнка;
помочь мозгу переработать информацию, полученную через органы зрения;
облегчить глазкам нагрузку, снять усталость, дать им отдохнуть;
замедлить и даже вовсе остановить падение зрения.
Теперь несколько слов о дыхательной гимнастике. Дыхание является важнейшей функцией организма. Важное место в оздоровлении детей раннего возраста занимают дыхательные упражнения, которые обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую дыхательных путей, укрепляют дыхательную мускулатуру.
Правильное речевое дыхание необходимо для развития речи, поскольку дыхательная система - это ни что иное как энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и голос. При проведении игр направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо знать и помнить, что дыхательные упражнения быстро утомляют его и при этом могут вызвать головокружение. Поэтому игры должны ограничиваться по времени 3-5 минут с перерывами на отдых. Для развития дыхания ребенка используются множество дыхательных игр сдувать снежинки, бумажки, пушинки со стола, с руки; дуть на легкие шарики, карандаши и т. д…
Слайд № 14, № 15
Учёные установили, что уровень развития интеллекта ребёнка находится в прямой зависимости от развития мелкой моторики. Развитие мелкой моторики тесно взаимосвязано с развитием речи в раннем возрасте. Это объясняется тем, что участки мозга, отвечающие за развитие речи и движения пальцев, находятся рядом. Развивая мелкую моторику у детей, мы стимулируем развитие речи. Это происходит потому, что при выполнении мелких движений пальцами рук в кору головного мозга поступают сигналы, которые активизируют клетки мозга, отвечающие за формирование речи ребёнка. Вот почему следует начинать заниматься развитием мелкой моторики с самого раннего возраста. Этим вы будете воздействовать на активные точки, связанные с корой головного мозга.
Развитие мелкой моторики – это одно из самых важных направлений развития детей в возрасте 2 лет. И не случайно! Развивая детские пальчики, мы не только помогаем ребенку научиться виртуозно владеть своими руками, но и:
- стимулируем развитие речи у ребенка (зоны мозга, ответственные за мелкие движения пальцев тесно связаны с зонами мозга, отвечающими за речь человека; давно доказано, что деятельность по развитию мелкой моторики рук стимулирует также и развитие речи у детей);
- помогаем развивать интеллект ребенка в целом;
- готовим руку ребенка к освоению таких важных навыков, как письмо, рисование, умение пользоваться ножницами, одевание и выполнение других действий, для которых важны ловкие пальцы.
Все дети без исключения обожают играть! Думаю что эти игры на развитие мелкой моторики для детей 2 лет вам обязательно пригодятся! (раздать буклеты «Развитие мелкой моторики»)
Слайд № 16
Основные правила для занятий с детьми от одного до трех лет:
1. Все упражнения выполняются в игровой форме, во время занятий можно включать веселые детские песенки.
2. Заниматься как можно чаще, но только по желанию ребенка. Не стоит ставить целью сделать все упражнения сразу, можно разделить программу на несколько занятий в течение дня или сегодня сделать одну часть, а завтра, другую.
Если подобные игры будут доставлять ребенку удовольствие, он скоро сам начнет заниматься и повторять упражнения без вашего участия.
3. Важно, особенно в первое время, делать упражнения вместе с ребенком.
Слайд № 17
Раздать буклеты «Здоровый образ жизни»