Ольга Кожевина
Рабочая программа инструктора по физическому воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
1. Целевой раздел программы :
1.1. Пояснительная записка
Создание здорового образа жизни для ребенка в детском саду является первой основой его полноценного воспитания и развития. Здоровый, нормально физически развивающийся ребенок обычно бывает подвижным, жизнерадостным, любознательным. Он много играет, двигается и с удовольствием принимает участие во всех делах.
Публикация «Рабочая программа инструктора по физическому воспитанию» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Физкультура. Программы рабочие и дополнительные
- Темочки
Дошкольники испытывают острую потребность в движении. В случае неудовлетворения этой потребности, ограничения активности двигательной деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными и капризными. Все эти новые черты современного дошкольного детства учитываются в содержании педагогического процесса в рабочей программе педагога.
Рабочая программа по развитию детей обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 2 до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому развитию. Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с Программой «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой (2014г). Составители программы основывались на важнейшем дидактическом принципе — развивающем обучении и научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Развитие выступает как важнейший результат успешности воспитания и обучения детей. С учетом обозначенных подходов программа представляет собой современную вариативную программу, в которой комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания, обучения и развития ребенка от рождения до 7 лет.
Используются парциальные программы :
1. Глазырина Л. Д. «Физическая культура – дошкольникам». М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001
2. Утробина К. К. «Занимательная физкультура в детском саду для детей 5-7 лет: конспекты нетрадиционных занятий и развлечений в спортивном зале». М. : Изд. ГНОМ и Д, 2003
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
• Конституция РФ, ст. 43, 72.
• Конвенция о правах ребенка (1989 г.).
• Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
• Закон Свердловской области от 15 июля 2013 г. N 78-ОЗ "Об образовании в Свердловской области".
• СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
• Устав МАДОУ «Слободо – Туринский детский сад «Родничок».
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
• Образовательная программа МАДОУ.
В данной рабочей программе представлена модель занятий, разработанная на основе данных о возрастных, индивидуальных и психофизиологических особенностях детей 2 младшей, средней, старшей, подготовительной группы.
В условиях дошкольного образования и с учетом его специфики данная модель выбрана как наиболее соответствующий требованиям системного подхода и овладения детьми новыми
двигательными действиями. Структурной моделью такой системы являются тематические блоки.
1.2. Цель и задачи основной образовательной программы ДОУ
Главная цель образовательного процесса в ДОУ: обеспечить условия обогащенного, многогранного развития и воспитания каждого ребенка в разных видах деятельности.
Задачи:
1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, формирование у них основ двигательной и гигиенической культуры, представлений о здоровом образе жизни;
2. Воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
3. Развитие эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;
4. Содействие развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи;
5. Стимулирование творческой активности, воображения воспитанников, желания включаться в творческую деятельность;
6. Обеспечение полноценного художественно-эстетического развития детей, формирование основ их общей культуры;
7. Взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей, оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития воспитанников.
1.3. Принципы и подходы в организации образовательного процесса
Принципы и подходы к формированию Программы :
1. Принцип развивающего образования, который реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития.
2. Принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики).
3. Принцип полноты, необходимости и достаточности (содержание программы позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале).
4. Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.
5. Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
6. Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.
7. Принцип решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
8. Принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми, с учетом положения, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
9. Принципа гуманизации, который означает признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка, признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка, уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.
10. Принципы дифференциации и индивидуализации в образовательном процессе обеспечивают развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями, осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития.
11. Принцип непрерывности образования требует связи всех ступенек дошкольного образования для обеспечения к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при обучении в начальной школе; соблюдение принципа преемственности требует не только и не столько усвоения детьми определенного объема информации, знаний, сколько формирования у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др.
12. Принцип системности, который означает, что Программа представляет собой целостную систему высокого уровня (все компоненты в ней взаимосвязаны и взаимозависимы).
13. Принцип этнокультурной соотнесенности дошкольного образования, который реализуется через приобщение детей к истокам русской народной культуры, одновременно Программа предполагает воспитание уважения к другим народам, интерес к мировому сообществу.
1.4. Содержание психолого-педагогической работы
Основные цели и задач
1.6. Планируемые результаты освоения программы
Целевые ориентиры
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образо-вательной программы в виде целевых ориентиров.
Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в ФГОС ДО, следует рассматривать как социально - нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Это ориентир для педагогов и родителей, обозначающий направленность воспитательной деятельности взрослых.
Таким образом, целевые ориентиры Программы базируются на ФГОС ДО и целях и задачах, обозначенных в пояснительной записке к Программе, и в той части, которая совпадает со Стандартами, даются по тексту ФГОС ДО.
Особенности осуществления образовательного процесса
Работа по физическому воспитанию осуществляется по следующим направлениям:
-Сохранение и укрепление здоровья;
-Развитие основных физических качеств : быстроты, силы, выносливости, ловкости;
-Обучение жизненно необходимым двигательным умениям и навыкам.
Физическое воспитание в ДОУ осуществляется на основе Основной общеобразовательной программы муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида «Родничок».
Образовательный процесс осуществляется на всем протяжении пребывания детей в дошкольной образовательной организации.
Конечным результатом освоения Образовательной программы является сформированность интегративных качеств ребенка (физических, интеллектуальных, личностных) :
Физические качества : ребенок физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни
Общие показатели физического развития.
Сформированность основных физических качеств и потребности в двигательной активности.
• Двигательные умения и навыки.
• Двигательно-экспрессивные способности и навыки.
• Навыки здорового образа жизни.
Планируемые результаты:
Первая младшая группа:
• Укрепление физического и психического здоровья детей:
• Воспитание культурно-гигиенических навыков;
• Сформированность начальных представлений о здоровом образе жизни;
• Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
• Накопление и двигательного опыта детей;
• Овладение и обогащение основными видами движения;
• Сформированность у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Вторая младшая группа:
• Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
• Воспитание культурно-гигиенических навыков;
• Сформированность начальных представлений о здоровом образе жизни;
• Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
• Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
• Сформированность у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Средняя группа:
• Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
• Воспитание культурно-гигиенических навыков;
• Сформированность начальных представлений о здоровом образе жизни;
• Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
• Накопление и обогащение двигательного опыта детей;
• Овладение основными видами движения;
• Сформированность у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Старшая группа:
• Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
• Воспитание культурно-гигиенических навыков;
• Сформированность начальных представлений о здоровом образе жизни;
• Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
• Накопление и обогащение двигательного опыта детей;
• Овладение основными видами движения;
• Сформированность у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Подготовительная группа:
• Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
• Воспитание культурно-гигиенических навыков;
• Сформированность начальных представлений о здоровом образе жизни;
• Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
• Накопление и обогащение двигательного опыта детей;
• Овладение основными видами движения;
• Сформированность у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
2. Часть, формируемая участниками образовательного процесса
1.1. Пояснительная записка.
В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. Поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте.
На состояние здоровья наших детей оказывает существенное влияние неблагоприятные социальные факторы, экологические, климатические условия, а именно:
•наследственность;
•неблагоприятная экологическая обстановка;
•электронно-лучевое и «метало -звук», облучение детей (компьютерные
игры, длительное пребывание перед телевизором, постоянно звучащая громкая музыка) ;
•образ жизни (который оказывает наибольшее влияние на состояние здоровья) .
Поэтому было решено создать кружок физического развития «Здоровейка». Для организации и проведения работы было взято за основу пособие для воспитателей и инструкторов по физкультуре автора В. Н. Зимонина «Расту здоровым», некоторые методики автора Н. Э. Власенко «Фитбол-гимнастика в физическом воспитании детей дошкольного возраста».
Дополнительная образовательная программа «Здоровейка» направлена на:
- общее укрепление детского организма;
- осуществление своевременной коррекции растущего организма;
- формирование и закрепление навыка правильной осанки;
- укрепление иммунной системы.
Новизна.
Существующая для дошкольного образования программа по физическому воспитанию не позволяет инструкторам по физической культуре в полной мере учитывать индивидуальные физиологические особенности детского организма. Предложенная система физических упражнений внесё т существенный вклад в комплексное развитие детей дошкольного возраста и предотвратит такие заболевания опорно- двигательного аппарата как:
- плоскостопие;
- искривление позвоночника.
Новизна предложенной программы заключается ещё и в том, что помимо коррекции нарушений осанки, развития дыхательной системы, силовой выносливости мышц туловища, укрепления сводов стопы, делается акцент на общее укрепление организма (самомассаж, точечный самомассаж).
Педагогическая целесообразность
Программа «Здоровейка» является составной частью воспитательно-образовательного процесса и содействует формированию, оздоровлению, реабилитации и развитию ребёнка, способствует социально - психологической адаптации в будущем.
Отличительные особенности данной образовательной программы : дополнительная образовательная программа носит комплексный характер и включает в себя:
-дыхательная гимнастика;
- физминутки для глаз;
- самомассаж (игровой);
- точечный массаж;
- фитбол-гимнастика;
- элементы детской аэробики.
1.2. Цель и задачи дополнительной образовательной программы «Здоровейка»
Цель программы :
Осуществление контроля за физическим развитием ребёнка с учётом возрастных и физиологических возможностей, связанных с формированием опорно-двигательного аппарата, тщательной коррекции отклонений в физическом развитии и максимальному приближению двигательных умений и навыков каждого ребёнка к его возрастной норме.
Задачи программы :
1. Оздоровительная:
- развитие двигательных способностей;
- формирование правильной походки;
- закрепление правильного свода стопы;
- тренировка мышц стопы;
- обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
- коррекция осанки, укрепление мышечного корсета;
- воспитание физических качеств : быстроты, ловкости, выносливости.
2. Образовательная:
- формирование потребности физического самосовершенствования, умение самостоятельно заниматься физическими упражнениями;
- всестороннее гармоничное развитие личности, укрепление здоровья, нормальное физическое воспитание;
- приобретение знаний в области физкультуры здорового образа жизни;
3. Воспитательная :
- прививать навыки здорового образа жизни;
- воспитание интереса к систематическим занятиям;
- согласование своих действий с товарищами;
- умение преодолевать трудности.
1.3 Принципы в образовательном процессе.
В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:
1. Принцип единства диагностики и коррекции - определение методов коррекции с учетом диагностических данных.
2. Безусловное принятие ребенка со всеми его индивидуальными чертами характера, физическими и психическими возможностями и особенностями личности.
3. Принцип компенсации - опора на сохранные, более развитые психические процессы.
4. Принцип системности и последовательности в подаче материала - опора на разные уровни организации психических процессов.
5. Соблюдение необходимых условий для развития личности ребенка: создание комфортной ситуации, поддержание положительного эмоционального фона.
6. Предположение построения образовательного процесса на адекватных возрасту и заключению МПК формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Принципы взаимодействия с детьми:
• сам ребенок – молодец, у него - все получается, возникающие трудности – преодолимы;
• постоянное поощрение всех усилий ребенка, его стремление узнать что-то новое и научиться новому;
• исключение отрицательной оценки ребенка и результатов его действий;
• сравнение всех результатов ребенка только с его собственными, а не с результатами других детей;
• каждый ребенок должен продвигаться вперед своими темпами и с постоянным успехом.
1.4. Содержание психолого-педагогической работы
Педагогические условия.
1. Образовательный процесс строится с учетом возрастных и психологических особенностей каждого ребенка, его биологического возраста, базовых потребностей, ведущей деятельности, гигиенических требований к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста при организации непосредственно образовательной деятельности.
2. Оздоровительное направление в образовательном процессе пронизывает все виды деятельности:
- дифференциация содержания образования и организационных структур с учетом уровня здоровья и развития детей;
- правильное распределение физических и интеллектуальных нагрузок;
- ориентация на зону ближайшего развития ребенка;
- создание условий для самореализации ребенка в образовательном процессе;
- создание психолого-педагогических условий развития двигательной сферы;
- применение психологических средств и методов;
3. Индивидуализация содержания образования (осуществляется в соответствии с результатами комплексной диагностики).
4. Использование здоровьесберегающих технологий в ходе образовательного процесса.
5. Психологически комфортная организация образовательного процесса.
6. Создание оптимальных здоровьеразвивающих условий для самореализации.
7. Внедрение ИКТ в образовательный процесс.
Гигиенические условия.
1. Сохранение и укрепление здоровья дошкольников, воспитание культуры здоровья возможно при обеспечение оптимальных гигиенических условий:
- санитарно-гигиеническое состояние помещения зала;
- воздушно-тепловой режим;
- допустимый уровень шума;
- соответствующее требованиям освещение;
- правильный выбор инвентаря для воспитанников.
Психологические условия.
1. Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях.
2. Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей).
3. Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития.
4. Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности.
5. Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности.
6. Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения.
7. Поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
Развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности; интереса и любви к спорту.
1.5. Возрастные особенности детей
Старший возраст – это развитие очень важного периода, который начинается в пять лет и завершается к семи годам. На седьмом году продолжается становление новых психических образований, появившихся, в пять лет. Идет процесс активного созревания организма. Интенсивно развивается координация мышц кисти. Общее физическое развитие тесно связано с развитием тонкой моторики ребенка. Тренировка пальцев рук является средством повышения интеллекта ребенка, развития речи и подготовки к письму.
Этот период во многом предопределяет будущий моральный облик ребенка и исключительно благоприятен для педагогических воздействий. В процессе усвоения нравственных норм формируются сочувствие, заботливость, активное отношение к событиям жизни. Существует тенденция преобладания общественно значимых мотивов над личными мотивами. Самооценка ребенка достаточно устойчивая, возможно ее завышение, реже занижение. Дети более объективно оценивают результат деятельности, чем поведения.
Важным показателем самосознания детей 5–7 лет является оценочное отношение к себе и другим. Положительное представление о своём возможном будущем облике впервые позволяет ребёнку критически отнестись к некоторым своим недостаткам и с помощью взрослого по- пытаться преодолеть их. Поведение дошкольника, так или иначе, соотносится с его представлениями о самом себе и о том, каким он должен или хотел бы быть.
Старшие дошкольники могут самостоятельно организовывать подвижную игру и доводить её до конца; играть в игры с элементами соревнования между группами детей. Внимание взрослого направлено на воспитание у детей нравственных качеств: справедливого отношения к играющим сверстникам, умения поддержать и проявить взаимопомощь.
1.6. Планируемые результаты освоения дополнительной образовательной программы «Здоровейка».
• Повышение уровня физического развития.
• Разучивание специальных упражнений на восстановление нормальных функций опорно-двигательного аппарата.
• Улучшение функций дыхания, сердечно - сосудистой системы.
• Укрепление мышечного корсета.
• Совершенствование техники выполнения упражнений для опорно-двигательного аппарата.
• Выполнение и совершенствование индивидуальных упражнений.
• Достижение удовлетворительного эффекта в повышении функциональных возможностей организма и общефизической подготовки.