Елена Иванникова
Доклад «Игры Монтессори в развитии дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Развивающими играми М. Монтессори я заинтересовалась давно, с самого начала работы в детском саду. В то время игры купить было непросто и игры Монтессори очень выручали в работе: их можно было сделать своими руками. Игры делали вместе с родителями, их помощь мне всегда помогала в работе: так появились дидактические игры «Собери бусы», «Кусочки тканей», «Шумящие коробочки», «Коробочки с запахами», виды наждачной бумаги «Определи на ощупь», виды круп в стеклянных баночках.
Публикация «Доклад „Игры Монтессори в развитии дошкольников“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Монтессори. Методика развития детей, материалы для занятий своими руками
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Игры Монтессори интересны тем, что дети могут играть в них самостоятельно, они хорошо мелкую мускулатуру пальцев рук и их можно предложить тем детям, у кого слабые пальчики. Можно занять ребенка одного, можно по 2-3 человека, получается такое объединение по интересам.
Развивающие игры М. Монтессори можно использовать как часть занятия, т. е. как дополнение к изучению темы, можно как самостоятельное, целое занятие. Область применения игр Монтессори очень широка : математические развитие, обучение грамоте, развитие речи, изо-деятельность, как вести себя в окружающем мире, т. е. социальная жизнь, опытно-исследовательская деятельность, т. е. экологическое воспитание, а также развитие вкуса, обоняния и слуха у ребенка, и первые навыки самообслуживания.
Почему мы говорим о важности сенсорного развития детей, особенно в раннем возрасте? Потому что сенсорное воспитание способствует развитию интеллекта.
Еще в начале прошлого века Мария Монтессори поняла важность этой проблемы и выделила особый сензитивный (т. е. период наибольшей восприимчивости) период сенсорного развития и разработала специальный материал, который должен удовлетворить естественную потребность ребенка в сенсорном развитии. Косвенно сенсорный материал подводит ребенка к письму и математике. Эта подготовка делится на моторную и интеллектуальную. Моторная происходит путем тренировки трех пишущих пальцев и приучению к свободному движению кисти руки. Интеллектуальная заключается в пополнении словарного запаса конкретными понятиями. Подготовка к математике еще более основательна: ребенок получает основополагающие математические понятия, такие как «большой - маленький», «длинный – короткий», «толстый – тонкий», «глубокий – мелкий».
Я работаю во 2-ой младшей группе, игры Монтессори помогают мне при обучении детей навыкам по самообслуживанию. Например: застегиванию пуговиц, кнопок, шнуровки, умывание рук и лица. На занятиях по ознакомлению с цветом использую метод Монтессори «Смешивание красок». Дети узнают не только цвет, но и оттенки, как из желтой и синей краски можно получить зеленую и т. д. Такие дети любят находить среди множества цветов и оттенков ниток, ту, которая есть у них в одежде.
Всем детям очень нравятся «Шумящие коробочки» и «Коробочки с запахом», вкусовые банки.
Колокольчик
Эти игры я использую в вечернее время, здесь идет развитие вкуса, обоняния, слуха.
Также в утренние и вечерние часы, я использую рамки – вкладыши, «найди цвет и оттенок – с нитками», игры с прищепками, кубики Никитина, катание шариков по наклонной доске, прокатывание под дугу.
Новые игры, в которые мы стали играть недавно: «Моя рука, моя нога», «Строение человека», «С утра до вечера (части суток)», «Времена года», «Собери бусы», «Ателье (найди два одинаковых кусочка ткани, «Пройди с колокольчиком»
Также начинаем осваивать работу с пластмассовой иглой в игре «Сделай прическу кукле»
Задача материала Монтессори в том, чтобы помочь достичь более высокого уровня развития чувств, поощрить, расширить и организовать его опыт, научить детей классифицировать.
Художник К. С. Петров-Водкин так отметил значимость занятий Монтессори : «У этих детей будут широко открыты и глаза, и уши, и все тело, и весь ум для восприятия мира»