Светлана Меркульева
Доклад «Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Многие маамовцы совмещают любимую работу и учебу. Поэтому я решила опубликовать свой доклад и презентацию защиты ВКР. Возможно кому-то пригодится.
Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста Слайд : 1
Публикация «Доклад „Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. От того, как формируются навыки здорового образа жизни в детстве, во многом зависит, насколько раскроется потенциал личности в будущем. Поэтому, важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность систематических занятий физической культурой и спортом.
Проблема укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни детей нашла отражение в многочисленных исследованиях психологов, педагогов, социологов, физиологов.
Однако анализ психолого-педагогической литературы показал, что в современном дошкольном образовании, несмотря на многообразие комплексных и парциальных программ воспитания и обучения детей дошкольного возраста, в которых ставятся задачи по приобщению детей к здоровому образу жизни, отсутствует комплексность в использовании методов и приемов, позволяющая целенаправленно формировать представления о ЗОЖ.
Следовательно, процесс формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста сопровождается противоречием между степенью разработанности данного вопроса в психолого-педагогической и методической литературе и отсутствием комплексности в использовании методов и приемов, обеспечивающих эффективное решение данной задачи.
Указанное противоречие позволило определить проблему исследования: каков комплекс методов и приемов обеспечивающий эффективность формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста? Слайд: 2.
Были определены цель исследования, объект и предмет исследования Слайды : 3
Так же была выдвинута гипотеза исследования Слайд:4
В соответствии с целью были поставлены задачи исследования Слайд: 5.
Улучшение состояния здоровья нового поколения – важнейшая задача современности, в комплексном решении которой невозможно обойтись без усилий дошкольного учреждения и семьи. Вместе с тем, уже в дошкольном возрасте у ребенка должны быть сформированы представления о здоровом образе жизни.
Для этого на теоретическом этапе исследования мы обратились к анализу ключевых понятий исследования: «представления», «здоровье» и «здоровый образ жизни», «представления о здоровом образе жизни», которые широко используются в системе понятий современного образования.
В Большой современной энциклопедии по педагогике составленной Е. С. Рапацевич отмечается, что представлениями называются возникающие в памяти человека конкретные образы предметов и явлений внешнего мира и их свойств, которые он когда-то раньше воспринимал. В основе представлений лежит предшествующий опыт человека : нет ни одного представления, которое не было бы раньше в той или другой своей части восприятием. Следовательно, представления являются одной из важных форм субъективного отражения объективного мира.
Дальнейший анализ психолого-педагогической литературы показал, что по степени обобщенности различают единичные, общие и схематизированные представления, а по степени проявления волевых усилий произвольные и непроизвольные. Представлениям, по мнению исследователей, присущи такие основные свойства, как наглядность, фрагментарность, неустойчивость и обобщенность.
В отечественной педагогике проблема сохранения и укрепления здоровья ребенка рассматривается многими исследователями: В. Г. Алямовской, Ю. Ф. Змановским, А. В. Юматовой, Н. В. Нежиной и др. Понятие «здоровый образ жизни» является одним из важнейших производных категории «здоровье», так как в современных условиях именно образ жизни непосредственно влияет на индивидуальное здоровье человека.
По мнению Ю. П. Лисицына и Э. Н. Вайнера, здоровый образ жизни определяется как способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным особенностям данного человека и конкретным условиям жизни.
Несмотря на то, что на сегодняшний день единых представлений о структуре ЗОЖ в научной литературе не выработано, нами выявлены классические слагаемые здорового образа жизни Слайд : 6
Анализ программ воспитания и обучения позволил уточнить понятие «представления о здоровом образе жизни старших дошкольников», которое рассматривается как наличие знаний и представлений об элементах здорового образа жизни : Слайд: 7
В процессе анализа учебной и методической литературы были определены методы и приемы формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста, к ним относятся:
- словесные методы, которые включают рассказы педагога, беседы, объяснения, ознакомление с художественной литературой и направлены на сообщение дошкольникам необходимых сведений о здоровье и здоровом образе жизни, уточнение и систематизацию имеющихся представлений.
- Наглядные методы, которые включают наблюдения, демонстрацию, просмотр видеоматериалов и иллюстраций, выставки работ по изобразительной деятельности, так как непосредственное восприятие объектов, явлений во время наблюдений способствует развитию у дошкольников восприятия и мыслительной деятельности.
- Практические методы, включающие опыты, игры, упражнения, продуктивную деятельность детей.
С целью подтверждения выдвинутой нами гипотезы было организовано экспериментальное исследование, которое осуществлялось на базе МБДОУ № 58 «Солнышко», г. Белово. Исследование проводилось с ноября 2013 года по март 2014 года. В эксперименте участвовали дети старшей группы в количестве 20 человек.
Была поставлена цель констатирующего эксперимента слайд 8
и подобраны методы исследования с опорой на материалы Слайд 9 Е. Н. Васильевой, Л. Г. Касьяновой и разработок И. М. Новиковой.
В результате проведенного эксперимента были получены результаты Слайд: 10
Высокий уровень представлений о зож – 10% (2 человека)
Средний уровень – 40% (8 детей)
Низкий уровень – 50% (10 детей)
На основе полученных результатов был подобран комплекс методов и приемов и составлен перспективный план работы по формированию представлений о зож.
Во время формирующего эксперимента с детьми старшего дошкольного возраста было проведено 10 занятий, в соответствие с программой воспитания и обучения детей дошкольного возраста, направленных на формирование представлений о здоровье человека и мотивации здорового образа жизни, где использовались отобранные методы и приемы.
Во время занятий и вне их, с детьми велась работа, которая была построена на принципах систематичности, последовательности, с учетом возрастных особенностей развития детей.
Так, например нами было проведено познавательное занятие «Уход за зубками» целью которого, состояла в развитии навыков и культуры ежедневного, самостоятельного ухода за собой и воспитания желания иметь красивые, здоровые зубы. В ходе занятия с помощью наглядного материала Слайд 11, беседы и игр дошкольники познакомились с правилами ухода за зубами. Узнали о необходимости ежедневно чистить зубы и ополаскивать рот после приема пищи, а так же о продуктах, которые полезны или вредны для зубов Слайд 12.
Вне занятия проводился эксперимент «Роль языка и зубов в произношении звуков речи»; целью беседы «Здоровые зубки» было формирование представлений детей о необходимости ухода за зубами; просмотр мультфильма «Птичка Тарри» произвел на дошкольников сильное впечатление, а смелый поступок маленькой птички стал предметом обсуждения.
Такой порядок работы с дошкольниками проводился на протяжении всего формирующего эксперимента : тему занятия поддерживала беседа с детьми, проводимая вне занятия, дидактическая игра для закрепления материала в игровой форме, наблюдение или опыт, просмотр иллюстраций или мультфильма по данной теме.
Для успешного усвоения детьми правил здорового образа жизни необходимо, чтобы все они неукоснительно выполнялись взрослыми, как в дошкольном учреждении, так и в семье. Поэтому важным условием формирования представлений о ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста повышения является преемственность в работе родителями по решению данной задачи. За время эксперимента с родителями была проведена следующая работа: Слайд:13
1. В приемной старшей группы для родителей оформлена папка-раскладушка и уголок «Айболит», в котором размещена информация о важнейших направлениях ЗОЖ (как провести выходные дома с пользой, почему полезен лук, как защититься от простуды и т. д.)
2. Открытый день здоровья познакомил родителей дошкольников с оздоровительными ресурсами ДОУ; фотовыставка «Будьте здоровы» и консультация «Пейте отвары из трав – будьте здоровы» организовывалась совместно с родителями. Слайд 14.
После завершения формирующего эксперимента были определены цель и задачи контрольного эксперимента Слайд: 15
Методики констатирующего этапа эксперимента использовались вторично и были получены результаты, которые показывают, что проведение формирующего эксперимента позволило повысить уровень представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Слайд: 16.
Результаты констатирующего эксперимента показали, что только 50% детей группы старшего дошкольного возраста имели высокий и средний уровень представления о здоровье и здоровом образе жизни. Результаты контрольного эксперимента показывают, что подобранный комплекс методов и приемов способствовал осознанию ребенком важности здоровья, дети охотно изучали пути поддержания организма в тонусе и охраны своего здоровья, так же дошкольники осознали важность соблюдения режима дня, гигиены, правил дорожного движения и здорового образа жизни.
После проведения формирующего эксперимента уровень представлений о здоровом образе жизни стал значительно выше, а именно 90% детей с высоким и средним уровнем.
Сравнительный анализ констатирующего и контрольного эксперимента показал, что задачи исследования решены, цель достигнута и гипотеза подтверждена. Слайд: 17 Спасибо за внимание!