Галина Ермакова
Презентация «Организация и руководство сюжетно-ролевой игрой дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад к презентации на тему :
«Организация и руководство сюжетно-ролевой игрой дошкольников»
Слайд 1
- Добрый день, уважаемые коллеги. Хочу представить вашему вниманию презентацию на тему : «Организация и руководство сюжетно-ролевой иг-рой дошкольников»
Все, кто работает с детьми, понимает, что игра имеет огромное значение для воспитания и развития личности, что она составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. При этом многие педагоги, особенно начинающие, затрудняются при планировании и организации сюжетно-ролевых игр детей, не планируют подготовительную работу для обогащения игрового и жизненного опыта дошкольников, не могут помочь детям развернуть уже начавшуюся игру.
Публикация «Презентация „Организация и руководство сюжетно-ролевой игрой дошкольников“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
Слайд 2. В чем же заключаются развивающие функции самой игры:
1. Сюжетная игра строится как цепочка условных действий с предметами.
Отсюда наша задача: сформировать эти условные действия ( например: «кормление» с помощью сюжетной игрушки - копии настоящей вещи, затем - «кормление» с помощью палочки (предмета-заместителя, в старших группах условное действие «кормления» осуществляем движения, напоминающие «кормление» ложкой – действие с воображаемым предметом.
2. Сюжетная игра строится как цепочка специфических ролевых взаимо-действий. Использование взаимодополнительных ролей – требует взаимодействия с другой ролью (мама - дочка, доктор - больной, про-давец - покупатель)
3. Сюжетная игра строится как последовательность разнообразных собы-тий. Использование «независимых» ролей – связь с другими ролями опосредованная (строитель, шофер, космонавт, пожарный)
Для того чтобы игра, возникнув, перешла на более высокий этап развития, необходимо ее грамотно организовать. Руководство сюжетно-ролевыми иг-рами детей дошкольного возраста предполагает, что педагог влияет на рас-ширение тематики этих игр, обогащает содержание, способствует овладению детьми ролевым поведением.
Слайд 3. Принципы организации сюжетно-ролевой игры
В современных психолого-педагогических исследованиях показано, что сюжетно-ролевая игра, как и любая другая деятельность не возникает у ре-бенка спонтанно, а передается другими людьми, которые уже «умеют иг-рать». Каким же образом педагог может передать ребенку умение играть, во-влечь в мир игры?
1 принцип. Воспитатель должен играть вместе с детьми.
Важным является характер поведения взрослого во время игры: он должен занимать позицию «играющего партнера», у которого превосходство заключается лишь в умении интересно играть. Стратегия воспитателя должна заключаться в том, чтобы дети были поставлены перед необходимостью ис-пользовать более сложный, новый способ построения игры. Например:
В 3-5 лет дети могут играть в игру, которую взрослый развертывает в виде цепочки ролевых диалогов. Тем самым он открывает ребенку роль, воз-можность использовать ее в качестве «строительного блока» игры.
После 5 лет дети играют в игру-придумывание, которая помогает детям освоить творческое комбинирование различных событий.
2 принцип. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом этапе игру следует разверты-вать так, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения. Чтобы успешно играть с кем-то, ребенку необходимо хорошо понимать смысл действий партнера и самому быть по-нятым другими детьми. Поэтому взрослому в совместной игре необходимо оговаривать свои действия и стимулировать к этому ребенка. Также важной является как можно более ранняя ориентация на сверстника.
3 принцип. При формировании игровых умений одновременно ори-ентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстникам.
Слайд 4.
Руководство сюжетно – ролевыми играми осуществляется в двух направле-ниях: (По Н. Я. Михайленко и Н. А. Коротковой)
• развитие игры как деятельности - означает расширение тематики детских игр, углубление их содержания. Постоянное расширение знаний детей об окружающей жизни, обогащение их впечатлений, педагогически целесо-образный подбор игрушек и игровых материалов, создает «материальную ос-нову» игры, обеспечивает развитие игры, как деятельности.
• использование игры в целях воспитания детского коллектива и лич-ности ребенка.
Всем известно, что именно в играх проявляются первые ростки дружбы, на-чинаются общие переживания, открываются большие возможности для вос-питания таких качеств как доброжелательность, вежливость, заботливость, любовь к ближнему, умение договариваться, т. е. формируется детский кол-лектив и личность каждого ребенка.
Слайд 5.
В отечественной педагогике по вопросу руководства детскими играми опре-делены приемы косвенного воздействия и прямого руководства.
Косвенные - создание условий для активации самостоятельной игры детей:
Прямые - приемы непосредственного участия взрослого в совместной иг-ре с детьми на правах партнера:
Слайд 6-7.
Воспитателю следует помнить, что планированию подлежит деятель-ность педагога по развитию игры и ее управлению, а не деятельность детей в игре. Таблица «Методы и приемы руководства сюжетно-ролевыми играми» поможет грамотно осуществлять это планирование.
Методы и приемы руководства сюжетно-ролевыми играми
Задачи Методы и приемы косвенного воздействия
Расширение и обо-гащение представле-ний детей об окру-жающей жизни - Рассматривание иллюстраций, фотографий.
- Просмотр видеоматериалов
- Рассказ воспитателя о труде взрослых
- Чтение художественной литературы
- Беседы, в том числе этические
- Отгадывание загадок
Изучение интересов детей, их любимых игр - Наблюдения за игровыми объединениями детей
- Рисование на тему: «Как мы играем», «Мои любимые игрушки»
- Беседы на тему: «Любимые игры», «Мои друзья»
- Составление детьми рассказа на тему «Я в детском саду»
Создание и обогаще-ние «материальной базы» для игры - Рассматривание предметов, игрушек, предметов-заместителей
- Рассказ воспитателя о предметах
- Беседы об использовании и хранении предметов, иг-рушек
- Изготовление совместно с детьми предметов-заместителей, игрушек-самоделок, поделок
- Внесение новых игрушек и предметов
Задачи Методы и приемы прямого руководства
Обогащение содер-жания игры, развитие дружеских взаимо-отношений детей в игре. Развитие твор-ческих способностей детей - Предложение темы игры, новых сюжетов
- Обсуждение игрового сюжета
- Создание игровой воображаемой ситуации
- Создание игровой обстановки
- Разработка плана игры
- Распределение ролей
- Непосредственное участие воспитателя в игре, в сго-воре детей, предложения, советы, разъяснения; вопро-сы, подсказывающие детям приемы возможной реали-зации замысла;
- Совместное выполнение с детьми построек, показ приёмов конструирования
Формирование спе-цифических игровых умений - Показ игровых действий с игрушками, предметами-заместителями
- Употребление условной игровой терминологии
- Разыгрывание игрового эпизода (можно заранее под-готовить несколько детей)
- Показ развертывания ролевого взаимодействия, пере-хода от одной роли к другой.
Руководство сюжетно-ролевой игрой требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не нарушая ее, сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятельности.
Слайд 8.
Воспитателям необходимо помнить, что игра, как и любая деятельность, имеет свою структуру:
1. Выбор игры, сюжета ( сфера: быт семьи, труд взрослых, и др.)
2. План игры - содержание (Необходимо стремится к максимальному насы-щению игры интересным содержанием, способным увлечь ребенка, и опре-делить предполагаемые роли и средства игровой организации)
а) Создание воображаемой ситуации. (Дети всегда начинают сюжетно-ролевые игры с наделения окружающих предметов переносными значениями: стулья – поезд, постройка из кубиков – корабль. Чем младше дети, тем у них меньше потребность приблизить игровые предметы к реальным.
б)Распределение ролей. (игровая позиция ребенка, состоящая в отождеств-лении им себя или другого участника игры с каким-либо персонажем вооб-ражаемой ситуации);
3. Начало игры и сохранение игровой ситуации. (Необходимо создать инте-ресную игровую ситуацию. В развернутой сюжетно- ролевой игре игровой сюжет естественно и непринужденно развивают сами дети. Воспитатель по-могает этому с помощью некоторых приемов: в общении с детьми употреб-ляет условную игровую терминологию, старается обыграть любое дело дет-ского коллектива и т. д.)
4. Завершение игры. (воспитателю необходимо позаботиться о таком оконча-нии игры, которое вызвало бы у детей острое эмоциональное состояние и желание сохранить в жизни коллектива все лучшее, что принесла с собой иг-ра.
Слайд 9 ВЫВОД
Таким образом, планируя работу по руководству сюжетно-ролевыми играми детей, педагогу необходимо предусматривать обогащение содержания игры, расширение игрового опыта, а также разнообразить тематику игр в течение всего года.
Слайд 10
«Важно, чтобы дети сами придумывали игры, ставили себе цели: построить дом, состряпать обед, поехать в Москву… В процессе игры ребенок научается преодолевать трудности, познает окружающее, ищет выход из положения. Такие игры вырабатывают детей-организаторов, умеющих упорно стремиться к своей цели, увлекать за собой других…»
Н. К. Крупская
Благодарю за внимание!