Светлана Пушкина
Формы взаимодействия учителя-логопеда с семьями детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Первый социум растущего человека – семья. Она - целый мир для ребёнка, здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально – нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и деятельности. Приоритет в воспитании ребёнка принадлежит семье. В статье 44 ФЗ РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» зафиксирована главенствующая роль родителей в воспитании и обучении детей. ФГОС ДО предполагает реализацию задачи по обеспечению психолого – педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Семья и родители указаны как одни из основных субъектов реализации «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
Темочки:
- Логопедия. Работа логопеда
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Рождение детей с проблемами в развитии – сложнейшее испытание для каждой семьи. Социализация для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) играет важную роль, поскольку помогает корректировать и компенсировать нарушенные функции, обеспечивая возможность приобщиться ко всему, что доступно нормально развивающимся сверстникам.
Для успешной социализации детей с ОВЗ необходимо определять специальные условия и разрабатывать содержание коррекционной помощи, которая будет направлена на усвоение социального опыта и развитие системы социальных связей. Семья нуждается в квалифицированной психолого – педагогической помощи, поддержке.
Проблема взаимодействия ДОО и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных, обилие новейших социальных технологий, более широкие возможности получения образования заставляют искать новые формы взаимодействия родителей, детей, педагогов.
В связи с этим ежегодно разрабатывается, а затем корректируется план совместной деятельности с родителями воспитанников с ОВЗ. Мероприятия составлены таким образом, чтобы отвечали задачам ДОО, интересам и потребностям родителей, возможностям педагогов.
Взаимодействие дошкольной организации семьей, воспитывающей ребёнка с ОВЗ- это объединение общих целей, основанных на оказании помощи современной семье в вопросах воспитания и обучения детей с ОВЗ.
В работе с родителями решаются следующие задачи:
- повысить родительскую компетентность в вопросах воспитания, обучения и развития ребёнка;
- приобщить родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы;
- создать условия для благоприятного климата взаимодействия с родителями;
- активизировать и обогатить воспитательные и образовательные умения родителей.
Вовлечение семьи в воспитательно- образовательный процесс способствует:
- улучшению эмоционального самочувствия детей;
- обогащению воспитательного опыта родителей
- повышению их родительско- педагогической компетентности.
Основные принципы организации работы с семьёй :
- открытость детского сада для семьи;
- сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
-создание активной развивающей среды, обеспечивающие единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
- диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребёнка.
Родители, не владея в достаточной мере знаниями о возрастных и индивидуальных особенностях развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Поэтому родители нуждаются в квалифицированной помощи педагогов.
В работе учителя-логопеда по психолого- педагогическому просвещению родителей выделяют несколько видов деятельности:
- информационно – аналитический (анализ запросов родителей и сравнение их с результатами диагностики детей)
- познавательный (обогащение родителей психолого-педагогическими знаниями в вопросах воспитания и развития детей через индивидуальные формы работы)
- наглядно-информационный (возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, используя информационные стенды, методическую продукцию)
В работе с родителями я использую следующие формы взаимодействия
- коллективные
- индивидуальные
- наглядно-информационные
В начале учебного года я постаралась решить первостепенно следующие задачи:
- установить доверительные отношения с родителями на основе доброжелательности с перспективой на сотрудничество;
- постаралась вызвать интерес родителей к эмоциональному, творческому, интеллектуальному развитию детей.
В начале учебного года я провела диагностику речевого развития воспитанников, включающую проверку состояния фонематического слуха, звукопроизношения, объёма словарного запаса, состояния грамматического строя речи и связной речи.
Диагностику провела с целью получения данных о состоянии речевого развития каждого ребёнка, посещающего логопедические занятия для составления индивидуального маршрута коррекционной работы.
После диагностики проводила индивидуальные консультации с родителями по исправлению речевых проблем ребёнка.
Ежемесячно и в средней и в старшей (подготовительной группе) оформляю стенды для родителей.
Родители могут получить информация о том, что детям по возрасту почитать, в какие игры можно поиграть, как в норме должно идти речевое развитие по возрасту ребёнка.
В нашем детском саду проходила «Неделя Логопеда».
Для родителей старшей (подготовительной группы) я разместила в уголке информацию «Осенние Одежда. Обувь. Головные уборы» Дала родителям рекомендации о том, что должны знать дети по этой теме, в какие игры можно поиграть с детьми, чтобы пополнить словарный запас по лексической теме.
Были проведены индивидуальные консультации с родителями и детьми.
«Задержка речевого развития. Пути преодоления»
«Речевые игры», «Развиваем связную речь», «Дыхательные упражнения»
Такие консультации не загружены сложным и слишком объёмным содержанием, поскольку их цель – привлечь внимание, вызвать интерес к информации, показать, что её понимание доступно любому родителю.
Предложенные способы педагогического просвещения с целью формирования у родителей активной позиции позволяют:
- менять их взгляды на необходимость просвещаться, овладевать способами получения информации;
- активно включаться в решение ситуаций;
- искать пути выхода из сложившихся трудностей.
Провела семейный практикум «Школа заботливых родителей» для родителей вместе с детьми.
Тема практикума «Развиваем фонематический слух у детей»
Родители вместе с детьми выполняли задания, учились делить слова на слоги, учились определять место звука в слове, учились определять первый и последний звук в слове, составлять слова из букв.
Провела мастер-класс для родителей на тему: «Учимся, игра», показала родителям, что существует много интересных игр, которые могут детям помочь легче запомнить буквы, складывать слоги, пополнить словарный запас по лексическим темам, сформировать грамматический строй речи у детей.
Родители усвоили приёмы практической помощи детям с речевыми проблемами установили правильные нормы взаимоотношений с педагогом.
В заключение можно сделать вывод – педагогическое просвещение благодаря разнообразным формам – одно из актуальных, интересных и эффективных практик взаимодействия педагогов с родителями, направленных на воспитание и развитие детей с ОВЗ