Яна Чебодаева
Формирование нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Моя милая Родина…
У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать – всё!
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания. Годы детства «это, прежде всего воспитание сердца», — писал Василий Александрович Сухомлинский, а патриотическое воспитание без воспитания сердца невозможно. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Оно формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающим, вырастает из любви к близким, родному краю.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Темочки
При ознакомлении детей с родной республикой создаются благоприятные условия, при которых у них расширяется кругозор, развиваются познавательные способности, активность, любознательность, обогащается и развивается речь, решаются также задачи эстетического воспитания и детского творчества.
Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному селу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Происходит это благодаря множеству факторов, способствующих духовному развитию дошкольников. Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать нравственно - патриотическое чувство дошкольников : ведь природные явления и объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу.
Мы считаем что, интерес к истории не возникает вдруг, а воспитывается с детства, т. к. в основе патриотизма лежит духовное самоопределение. Воспитывая у детей любовь к родному посёлку, необходимо их подвести к пониманию, что посёлок – это частица Родины.
В нашем детском саду в августе 2018 г. была разработана программа дополнительного образования по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, которая называется «Я гражданин России». Программа рассчитана на старший дошкольный возраст, от 5 до7 лет.
Целью данной программы является: «Формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, к родному селу, к природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края.
Основные задачи программы:
1. Формировать гражданскую позицию и патриотические чувства к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувство гордости за свою малую Родину.
2. Расширять представления детей о географическом положении, истории, культуре, людях, социально-экономической значимости родного села.
3. Воспитать уважение к национальной самобытности языка и традиционным ценностям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности; на занятиях, в игровой деятельности, в труде, в быту – так как воспитывают в ребёнке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Реализация содержания программы происходит через разнообразные формы организации деятельности детей, охватывая непосредственную образовательную деятельность по всем образовательным областям. В программе используются такие методы и приемы как: беседы с детьми; наблюдения; знакомство с художественной литературой, фольклором (народные игры, хоровод, пляски, пословицы, поговорки, загадки, песни); целевые прогулки и экскурсии; художественная деятельность детей : рисование, лепка, музыка; праздники и развлечение.
Каждый год в мае накануне Дня победы, проводятся тематические беседы на тему войны, о героях.
Уже стало традицией 8 мая подготовительной к школе группе ходить на экскурсию к памятнику «Аллеи славы», где дети возлагают цветы, читают стихи.
Проводим хакасские национальные праздники «Чыл Пазы», «Уртунтойы»; календарные праздники «День защитника Отечества», «День России» и т. д.).
Главную роль в нравственно-патриотическом воспитании детей играет семья. Поэтому мы активно взаимодействуем и проводим совместную работу с семьями воспитанников. Используем такие формы как : Создание в группе тематических выставок при участии родителей: «Дары природы», «Родной край», и др. Создание фотовыставок, фотоальбомов «Я и моя семья», «Моя родословная». Организация и проведение конкурсов и выставок детского творчества; проведение праздников, спортивных мероприятий с привлечением родителей. (Мама папа я спортивная семья, «День матери» и т. д.)
Проработав год по данной программе можно сказать, что у детей сложилось представление о Родине, родном крае, о самом себе, установилось тесное сотрудничество между детским садом и родителями в вопросах патриотического воспитания.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину.