Ольга Кудимова
Доклад для педагогов «Самостоятельная исследовательская практика как средство развития детской инициативы»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1.
Самостоятельная исследовательская практика
как средство развития детской инициативы.
Слайд 2.
Современный мир динамичен и меняется, поэтому общество нуждается в мо-бильных гражданах, самостоятельно принимающих решения, способных пос-тоянно проявлять исследовательскую, поисковую активность. Формирование
исследовательских умений у дошкольников является одним из главных нап-равлений современного дошкольного образования.
Публикация «Доклад для педагогов „Самостоятельная исследовательская практика как средство развития детской инициативы“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опыт работы, практика
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Актуальность поднятой проблемы обосновывается нормативными до-кументами в сфере образования. Целевые ориентиры дошкольного обра-зования - это социальные и психологические характеристики личности ребе-нка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых выде-ляется инициативность. Сегодня развитие детской инициативы может стать средством для достижения успешности.
Инициативность-умение и желание делать первый шаг, по своей воле вовлекать себя в какое-либо дело и движение.
Инициативность показывает развитие деятельности и личности, особенно на ранних этапах развития.
Детская инициатива развивается в специфицеских видах деятельности одна из которых, в соответствии с ФГОС, познавательно- исследовательская.
Мы понимали, что необходимо найти и использовать в своей педагогической деятельности новые, современные, эффективные, интересные и для детей, и для взрослых методы и приемы по развитию исследовательских способ-ностей дошкольников.
Слайд 3.
Такой формой работы может быть применение методики Савенкова А. И., адаптированной к дошкольному возрасту, которая включает в себя участие детей при непосредственном участии родителей.
Слайд 4.
Предлагаемая методика А. И. Савенкова позволяет включить ребенка в собственный исследовательский поиск на любых предметных занятиях. Она рассчитана не только на то, чтобы обучать детей простым вариантам наб-людения и экспериментирования, но включает в себя полный цикл исследо-вательской деятельности - от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов. Она позволяет научить ребенка наиболее рациональному варианту поиска инфор-мации, при этом ребенок выступает в роли исследователя, а педагог - в роли консультанта и помощника.
Слайд 5.
Дети - прирожденные исследователи, активно собирающие информацию о своем окружении. Они пытаются понять свой мир с помощью наблюдений и экспериментирования.
Слайд 6.
Естественная любознательность детей переходит в деятельность познания. Очень важно, чтобы маленькие дети участвовали в самом процессе исследования.
Слайд 7.
Исследовательская деятельность обеспечивает формирование самос-тоятельности и инициативности у детей дошкольного возраста в наибольшей степени, так как предполагает целенаправленную и трудоемкую работу ребенка в процессе поиска и решения познавательных задач. Ребенок должен сам анализировать, сопоставлять и делать выводы.
Слайд 8.
Организация исследовательской деятельности позволяет
решать следующие задачи:
• Формировать основы поисковой деятельности, инициативы в интеллек-туальной деятельности;
• Формировать умение распознавать возможные способы решения
обозначенной проблемы с помощью педагога, а в дальнейшем
самостоятельно;
• Формировать умения использовать вариативные способы решения
поставленной задачи;
• Формировать готовность применять специальную терминологию,
вести конструктивный диалог в процессе совместной
исследовательской деятельности;
• Формировать умения самостоятельно выдвигать гипотезы и
формулировать выводы.
Слайд 9.
В процессе организации исследовательской деятельности
у детей дошкольного возраста формируется ряд исследовательских
умений:
• видеть проблемы;__
• ставить вопросы;
• выдвигать гипотезы;
• давать определение понятиям;
• классифицировать;
• наблюдать;
• проводить эксперименты;
• делать умозаключения и выводы;
• структурировать материал;
• готовить собственные мини-доклады;
• объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Задачи это трудные, но, будучи адаптированы к возрасту, они на практике решались успешно.
Слайд 10.
Исследовательская деятельность может выступать в следующих формах организации:
• совместная: наблюдение, макетирование, коллекционирование,
тренинги;
• совместно-групповая: познавательно-исследовательская учебная
деятельность;
• индивидуальная: самостоятельное исследование.
Слайд
С целью развития самостоятельности и инициативы у детей дошкольного возраста в исследовательской деятельности нами были разработаны педа-гогические условия : Создание «научно-исследовательской лаборатории» для организации исследовательской деятельности. Серьезное внимание мы уде-ляем созданию развивающей предметно-пространственной среды. В группах созданы благоприятные условия и творческая среда для развития познавательной активности дошкольников, созданы компоненты предметно- пространственной среды по трем направлениям. Каждый центр детской активности оснащен специальным оборудованием, разнообразным мате-риалом, литературой, в уголке природы оборудована «мини-лаборатория». Мы включаем исследования в различные виды деятельности: в игру, труд, прогулки, наблюдения, самостоятельную деятельность. Это способствует поддержанию познавательного интереса детей.
Слайд 11.
Деятельность по развитию исследовательских способностей детей проводилась в тесном взаимодействии с семьями воспитанников. Родители - активные участники образовательного процесса.
Использовались разные формы взаимодействия:
-анкетирование;
-родительские собрания;
-проведение мастер-классов;
-различные виды консультирования, в том числе, выпуск
электронной газеты для любознательных родителей;
Слайд 12.
Особенно интересно проходили заседания детско-родительского клуба «Почемучки».
Следующее направление-это организация самостоятельной исследовате-льской практики. Результаты своих проектов воспитанники представляют на ежегодном детском фестивале науки «Калейдоскоп открытий».Наши глав-ные помощники-родители. Они помогают в создании среды, в организации исследовательской практики дошкольников, как в выборе темы иссле-дования, проведении исследования, так и в подготовке доклада с после-дующей его презентацией в ходе детского фестиваля науки.
Фестиваль науки - большой праздник! Мы не делим детей на победителей и побежденных! Каждый за свои старания получает заслуженную награду. И самое главное, у детей сохраняется интерес к исследовательской деятельности.
Слайд 13.
Именно исследовательская деятельность помогает выпускнику ДОУ соответствовать требованиям ФГОС ДО, согласно которым, выпускник сегодня должен обладать такими качествами как, любознательность, активность, побуждать интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире. Ребёнок учится задавать вопросы взрослому, ему нравиться
Экспериментировать, он привыкает действовать самостоятельно.
Исследовательская деятельность учит управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, помогает в овладении универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Слайд 14.
С сентября 2014 года на базе детского сада открыта муниципальная инновационная площадка на тему: «Создание модели развития исследовательских способностей детей дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС ДО».
С сентября 2015 года детский сад работает в статусе опорного учреждения по проблеме «Развитие исследовательских способностей детей дошкольного возраста»
Слайд 15.
В течение первого года реализации программы исследовательская деятельность детей направлена на ознакомление с явлениями и объектами живой и неживой природы.
Слайд 16.
В течение второго года - темы исследований по проблеме «Здоровье в детских руках!».
Слайд 17.
В течение третьего года-темы исследований по проблеме «Культура. Личность. Общество»
В результате проведенной работы были отмечены хорошие результаты развития познавательной инициативы у детей.
С января 2018 года детский сад работает в режиме региональной инновационной площадки по теме: «Психолого – педагогическая поддержка развития детской инициативы в условиях реализации ФГОС ДО»
Слайд 18.
Следующее направление-это организация самостоятельной исследо-вательской практики. Результаты своих проектов воспитанники предс-тавляют на ежегодном детском фестивале науки «Калейдоскоп откры-тий».Наши главные помощники-родители. Они помогают в создании среды, в организации исследовательской практики дошкольников, как в выборе темы исследования, проведении исследования, так и в подготовке доклада с последующей его презентацией в ходе детского фестиваля науки.
Фестиваль науки - большой праздник! Мы не делим детей на победителей и побежденных! Каждый за свои старания получает заслуженную награду. И самое главное, у детей сохраняется интерес к исследовательской деятельности.
Слайд 19.
Наши воспитанники являются лауреатами и победителями всероссийского конкурса «Мудрый совенок».
Слайд 20.
28 марта был проведен региональный тур всероссийского конкурса «Я исследователь» в городе Коврове, воспитанницы нашего детского сада заняли 1 и 2 место, так же в апреле этого года в г. Москва проводился фестиваль «Маленький Леонардо», где две воспитанницы нашего детского сада Арина Гостева и Варвара Голованова, стали лауреатами.
Слайд 21.
Так же наша выпускница Софья Воронина продолжила заниматься исследовательской деятельностью в первом классе гимназии №6, и в апреле представила свою исследовательскую работу на окружном конкурсе «Я – исследователь», где заняла 2 место среди учеников 1-4 классов.
Слайд 22.
Таким образом, исследовательская деятельность способствует формированию у детей дошкольного возраста самостоятельности и инициативности, так как обеспечивает развитие познавательной потребности, учит самостоятельно осуществлять поиск, делать открытия, использовать метод научного познания в процессе самостоятельной поисковой деятельности.
Слайд 23.
Спасибо за внимание!