Алина Латыпова
Консультация «Детский сад за здоровый образ жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад
«Детский сад за здоровый образ жизни»
Латыпова А. Р. воспитатель МБДОУ № 28 г. Уфа РБ.
Укрепление и сохранение здоровья детей волнует всех, но как этого добиться в идеале, не знает никто. В статье рассмотрена важная проблема о формировании начальных представлений о здоровом образе жизни у детей раннего дошкольного возраста (2-3 лет). Значительное место занимает построение образовательного процесса в ДОУ в течение всего дня. Статья будет интересна педагогам дошкольных учреждений и родителям.
Темочки:
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Консультации для родителей
- Темочки
Ключевые слова: здоровый образ жизни, ранний дошкольный возраст, укрепление и сохранение здоровья, здоровье.
Одним из главнейших показателей благополучия нации является здоровье населения. И сейчас в средствах массовой информации, из уст медиков, педагогов и родителей всё чаще звучат вопросы, связанные с проблемами здоровья детей – подрастающего поколения нашей страны. Поэтому самой актуальной проблемой на сегодняшний день является укрепление и сохранение здоровья детей.
От здоровья детей зависит будущее развитой России. Здоровье человека – это главная ценность жизни. Его не купишь ни за какие деньги, его надо сохранять, оберегать и улучшать смолоду, с первых дней жизни ребенка.
Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью, нам, воспитателям, необходимо знать, прежде всего, что сам термин "здоровье" определяется неоднозначно. Здоровье - это полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности.
Сейчас проблема сохранения и укрепления здоровья детей переходит на уровень мировоззрения, поэтому в дошкольном образовании стали выделять такую самостоятельную образовательную область, как «Здоровье», которая решает задачи формирования у детей начальных представлений о здоровом образе жизни путем воспитания личности ребенка дошкольного возраста, мотивированной на сохранение и укрепление здоровья. В. А. Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье ребенка - это важнейший труд воспитателя».
Понятие «здоровье» неотделимо от понятия «образ жизни». По определению Всемирной организации здравоохранения образ жизни - это способ существования, основанный на взаимодействии между условиями жизни и конкретными моделями поведения индивида.
Для сохранения и укрепления здоровья человеку необходимо вести здоровый образ жизни. Под ЗОЖ понимается комплекс устойчивых, полезных для здоровья привычек.
Вопросы по формированию и воспитанию культуры здорового образа жизни детей рассматривали в своих работах И. И. Брехман, Э. Н. Вайнер, Л. Волошина, М. П. Дорошкевич, Г. К. Зайцев, Т. С. Казаковцева, Н. В. Тверская и другие.
Проблема укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни детей нашла отражение в многочисленных исследованиях психологов, педагогов, политологов, философов, социологов, физиологов, экологов:
- обоснование связи физического и психического состояния человека описывали в своих исследованиях И. С. Бериташвили, Н. А. Берштейн, В. М. Бехтерев, С. П. Боткин, Л. Р. Лурье, А. Ю. Рахнер и др.
- проблема психологического здоровья детей исследовалась в трудах Л. А. Абрамян, И. В. Дубровиной, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, Я. З. Неверович, Т. А. Репиной, М. Ю. Стожаровой и др. ;
- принцип взаимосвязи физиологического и психического развития был реализован в трудах психологов П. П. Блонского, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова и др. ;
- на важность проблемы формирования представлений у детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни указывают исследования А. А. Бодалева, А. Л. Венгера, В. Д. Давыдова, М. И. Лисиной, А. В. Мудрика, И. П. Подласого, В. А. Сластенина, Е. О. Смирновой.
Опыт нашей работы с дошкольниками показал, что у детей, которые не приучены заботиться о своем здоровье, психологические срывы неизбежны, им сложнее вникать в реальность “взрослой жизни”. Новое тысячелетие за-ставит их столкнуться с возросшей конкуренцией, где больших успехов в жизни и карьере добиваются более здоровые и образованные сверстники.
Вырастить здорового человека – это задача очень важная и сложная. В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед нашими педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания, а также создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья дошкольников. И мы считаем, что начинать это делать надо уже с раннего дошкольного возраста, когда малыши только начинают посещать дошкольное учреждение.
Ребёнок пошёл в детский сад. Именно тогда родители и педагоги сталкиваются с такими проявлениями в поведении детей как частая смена настроения, раздражительность, плаксивость, быстрая утомляемость. Отмечается также временное отступление нервно-психического развития от уже достигнутого уровня. Поэтому, физическое, психическое, социальное благополучие ребёнка лежит в основе педагогического процесса.
Проблема оздоровления детей - действие не одного дня и одного человека, а целенаправленная, систематическая, спланированная работа всего педагогического коллектива и конечно, родителей. Вся жизнедеятельность ребенка в детском саду должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому целью нашего опыта работы является формирование у детей представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни. Нам необходимо научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного.
Данная цель реализуется посредством поставленных задач:
• дать детям общее представление о здоровье, как о ценности, о состоянии собственного тела; узнать свой организм; научить беречь свое здоровье и заботиться о нем;
• помочь детям в формировании привычек здорового образа жизни, привитию стойких культурно-гигиенических навыков;
• расширять знания детей о здоровой и полезной пище, о правильном питании и его значимости;
• формировать положительные качества личности ребенка, нравственного и культурного поведения – мотивов укрепления здоровья.
Эти задачи в ДОУ решаются благодаря целостной системе по со-хранению физического, психического и социального благополучия детей. Физическому развитию и здоровью мы отводим ведущие позиции.
Свою работу в детском саду мы начали с 1-й младшей группы. Нам очень хотелось, чтобы дети быстрее адаптировались к условиям детского сада, выросли здоровыми, крепкими, ловкими и умелыми.
Педагогическая задача состоит в том, чтобы не задавить ребенка потоком пока еще неосознанной информации, а дать возможность поразмышлять, подумать, прислушаться к своему организму.
Главными союзниками в нашей работе по формированию привычки к здоровому образу жизни у малышей являются родители. С первых дней знакомства с ними, мы показываем и рассказываем им всё, что ждёт их детей в нашем детском саду, обращая особое внимание на вопросы, связанные со здоровьем детей. Выслушиваем их просьбы относительно питания, сна, одежды ребёнка. Все медицинские и закаливающие процедуры проводим с согласия родителей. Но, главное, на что в первую очередь направлена наша работа – это доказать, что без их участия мы не сможем добиться хороших результатов, только они являются самым ярким примером для своих детей. Родители, участвуя в образовательном процессе по обучению детей здоровому образу жизни, сами приобретают необходимые знания, сами являются участниками, начинают понимать свою ответственность перед детьми и за детей.
Мы решили разработать цикл оздоровительных и познавательных занятий, направленных на воспитание основ культуры здоровья и безопасности, на формирование начальных представлений о себе и о здоровом образе жизни, о правилах гигиены и охраны здоровья.
Все занятия условно поделили на 5 разделов:
1. «Я». Знай своё тело: обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи.
2. «Физкульт-ура!». Занимайся физкультурой: формирование привычки к ежедневным физкультурным упражнениям.
3. «Наш день». Соблюдай режим дня: формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма.
4. «Опасность». Соблюдай правило «нельзя» : формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности.
5. «Мойдодыр!». Соблюдай правила гигиены: привитие культурно-гигиенических навыков.
Все разделы объединяет единая цель: сформировать у детей основы здорового образа жизни, добиться осознанного выполнения правил ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих.
Организованная деятельность содержит:
- организационный момент (эмоциональный настрой);
- гимнастика (пальчиковая, зрительная, дыхательная);
- игровой массаж;
- дидактическая игра или игра-беседа;
- сообщение нового материала через игру-беседу, театрализованное представление, сказочный сюжет;
- дидактическая или подвижная игра на закрепление;
- релаксация под музыку;
При проведении организованной деятельности учитываются:
1. Выполнение санитарно-гигиенических требований:
- занятия проводятся в проветренном, чистом помещении (групповое помещение, спортивный, музыкальный зал);
- дети должны быть одеты в удобную одежду, которая не стесняет их движения;
- музыка для релаксации должна быть не громкой;
- подбор упражнений должен соответствовать возрастным особенностям детей.
2. Учет психофизиологических и эмоционально-личностных особенностей детей.
- соответствие уровня материала познавательным возможностям и интересам детей данного возраста;
- соответствие упражнений двигательным возможностям детей;
- учет индивидуальных особенностей ребенка (темперамент, эмоциональное состояние и др.);
- учет индивидуальных особенностей познавательной сферы каждого ребенка (уровень внимания, памяти, мышления и др.) и уровня его работоспособности.
В результате нашей работы дети 2-3 лет очень быстро и безболезненно вошли в жизнь детского сада, освоили культурно-гигиенические навыки, уже приобрели некоторые навыки самообслуживания. Им очень нравится заниматься физкультурой и играть в подвижные игры. Наши дети здоровы и жизнерадостны!
Таким образом, забота о воспитании здорового ребенка должна быть приоритетной в работе дошкольного учреждения. Такой ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физиологически адаптирован. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а так же необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и детей. Становится очевидным, что при определении термина «здоровье», приоритет во всех случаях должен быть отдан здоровью детского населения. Поэтому, детский сад должен стать «школой ЗОЖ» для детей, где любая их деятельность будет носить оздоровительно-педагогическую направленность, способствовать воспитанию у них привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни и формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.
1. Чумаков Б. Н. Валеология: Учебное пособие. - 2-е изд. – М. : Педагогическое общество России, 2000 - 407с.
2. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребё нка: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э. Я. Степаненкова. – М. : Издательский центр «Академия», 2006. – 368с.
3. Апанасенко, Г. Л. Медицинская валеология: Серия «Гиппократ». – Ростов н/Д. : Феникс, 2000. – 248с.