Наталия Терехова
Консультация «Здоровый образ жизни — образ жизни дошкольного учреждения»
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровый образ жизни — образ жизни дошкольного учреждения
Всё чаще вспоминаются слова французского философа Ж. Ж. Руссо: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным сделайте его крепким и здоровым». От любого компонента здоровья, будь то физическое, психическое или социальное зависит успешность (или неуспех) ребенка.
Основываясь на определениях Всемирной организации здравоохранения, выделяют следующие компоненты здоровья :
Публикация «Консультация „Здоровый образ жизни — образ жизни дошкольного учреждения“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
• Здоровье физическое – это такое состояние человеческого организма, при котором все его внутренние органы и он в целом способны исправно осуществлять свои основные функции.
• Здоровье психическое – это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал
• Здоровье социальное – состояние организма, определяющее способность человека контактировать с социумом
• Здоровье нравственное – перечень установок, ценностей и мотивов поступков людей в социальной среде.
Как утверждает медицинская наука, здоровье человека определяется четырьмя основными факторами:
• 50–55 % зависит от образа жизни.
• 20–25 % влияние окружающей среды и экологии
• 20 % – наследственность
• И только 5 % зависит от медицины.
Мы живём в XXI веке, веке науки и максимальных скоростей. Новый век, технический и научный прогресс, требуют от любого человека огромных нагрузок и усилий, с которыми можно справиться только при помощи ежедневной и постоянной работы над собой, постоянной физической и психической работы тела и души, другими словами – ведя здоровый образ жизни.
Здоровый образ жизни — образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья.
Итак, составляющие ЗОЖ:
• правильное питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;
• двигательная активность: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения (например, гимнастика, с учётом возрастных и физиологических особенностей, спортивные занятия;
• соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками первой помощи;
• закаливание;
• эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями, сложными ситуациями.
• режим дня;
• воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;
• отказ от вредных привычек
Неоспоримо, что основная задача детского сада - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, дошкольника.
И одна из задач дошкольного учреждения забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка.
В своей работе педагоги дошкольного учреждения используют здоровьесберегающие технологии, которые предполагают проведение занятий и бесед с дошкольниками о необходимости соблюдения режима дня, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем.
В каждом дошкольном учреждении ежедневно во всех возрастных группах предусмотрено несколько форм физического воспитания детей, что способствует укреплению здоровья и позволяет им обеспечить необходимую двигательную активность в течение всего дня.
Одной из основной форм двигательной активности является НОД, целью которой является формирование интереса к физической культуре, правильного отношения к своему здоровью, развитие физических качеств (скорости, силы, гибкости, выносливости и координации); накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями).
Одним из важнейших компонентов укрепления и оздоровления детского организма, а также организации двигательного режима ребёнка, направленного на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей, является утренняя гимнастика, которая настраивает, заряжает весь организм человека положительной энергией и бодростью на весь предстоящий день в целом.
Утренняя гимнастика способствует:
- устранению некоторых последствий сна
- увеличению тонуса нервной системы ребенка;
- усилению работы всех органов и систем организма ;
- оздоровлению организма в целом;
- развитию физических качеств и способностей детей;
- закреплению двигательных навыков.
Гимнастика после сна помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы. В течение года используются различные варианты гимнастики.
• Разминка в постели.
• Гимнастика игрового характера.
• Пробежки по массажным дорожкам.
С целью предупреждения утомления во время деятельности, связанной с длительным сидением в однообразной позе, требующей сосредоточенного внимания, в детском саду проводятся физ. минутки, которые повышают общий тонус, улучшают моторику, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, развивают внимание и память, создают положительный эмоциональный настрой и снимают психоэмоциональное напряжение.
Большое значение для здоровья и физического развития детей имеет режим дня. Режим дня — это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности. Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления.
Бодрое, жизнерадостное и в то же время уравновешенное настроение детей в большой мере зависит от строгого выполнения режима.
Правильный прием пищи в одно и то же время способствует росту здорового организма.
Правильное питание
Питание детей 2-7 лет должно быть организовано таким образом, чтобы обеспечить нормальный рост и развитие детского организма, подготовить мышцы, кости и мозг к резкому возрастанию умственных и физических нагрузок и изменению режима, связанному с началом учебы в школе.
Для этого в детском саду соблюдаются несколько основных принципов питания:
- Питание должно снабжать организм ребенка необходимым количеством энергии для двигательной, психической и прочей активности.
- Питание должно быть сбалансированным, содержать пищевые вещества всех типов.
- Важно, чтобы питание было разнообразным, только это является условием его сбалансированности.
Особое внимание в режиме дня уделяется проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости.
При этом используется комплекс процедур: босохождение, умывание, ходьба босиком по дорожкам здоровья, воздушные ванны в облегчённой одежде, гимнастика на свежем воздухе в тёплый период года, НОД по физической культуре на свежем воздухе.
К общему закаливанию относится:
- ежедневный утренний приём детей на свежем воздухе (в тёплое время года,
- организация сквозного проветривания в отсутствии детей,
- нахождение детей в групповой комнате в облегчённой одежде при температуре, определённой СанПин,
-проведение занятий физическими упражнениями в спортивном зале в спортивной форме при температуре, определённой СанПин
К специальному закаливанию детей относится:
-ходьба босиком
- воздушные ванны после сна,
-солнечные и воздушные ванны.
Привитие гигиенических навыков
Воспитание культурно – гигиенических навыков и привычек является одной из основных, значимых задач воспитательного процесса наряду с организацией режима дня, питания и закаливания. Все эти навыки в совокупности необходимы для укрепления здоровья ребенка и его разностороннего развития.
Культурно – гигиенические навыки и привычки имеют выраженную социальную направленность, дети приучаются выполнять установленные в обществе правила, соответствующие нормам поведения.
Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку.
Для формирования положительных эмоций, закрепления знаний о ЗОЖ, развития творческих способностей воспитанников в ДОУ проводятся праздники и развлечения такие как: «Неделя Здоровья», «Банные сражения», «В гостях у Айболита»
Таким образом, ЗОЖ - образ жизни дошкольного учреждения.