Ирина Иванова
Развитие коммуникативно-речевых навыков
▼ Скачать + Заказать документы
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНО – РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПОДХОДОВ В МУЗЫКАЛЬНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Культурные и социальные преобразования в нашем обществе выявляют необходимость формирования личности, готовой к взаимодействию и сотрудничеству, что обусловливает особую значимость общения как универсальной реальности и необходимости условия жизнедеятельности людей.
Публикация «Развитие коммуникативно-речевых навыков» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Общение, являясь сложной и многогранной деятельностью, представляет собой, прежде всего, речевую коммуникацию и требует специфических знаний и умений, определяющих успешность адаптации человека в любой социальной среде.
Сегодня мы хотим предложить вашему вниманию систему работы, в основе которой лежит коллективная деятельность детей, объединяющая пение, ритмизированную речь, игру на музыкальных инструментах, танец, импрови-зированное движение под музыку, озвучивание стихотворений и сказок, импровизированную театрализацию, т. е. все виды детской музыкальной деятельности.
Новизна предлагаемой системы состоит в том, что привычные виды детской музыкальной деятельности интегрируются с современными коммуникативными и речевыми технологиями в игровой форме. При этом музыкально - образовательная деятельность предполагает чё ткую структуру:
1. «Приветствие с элементами пения, движения, звучащих жестов».
Заниматься с детьми мы всегда начинаем с жизнеутверждающих приветственных песен – распевок или приветственных текстов. Это даёт детям позитивный настрой на весь день и, что очень важно, подготавливает их голос к пению. Следует отметить, что приветствия мы дополняем разными жестами, что помогает развивать у детей чувство ритма и координацию движений.
2. «Играем, речь развиваем». Представлен комплексом речевых игр. В своей работе мы активно используем разработки Т. Боровик, Т. Тютюнникой и др. авторов, в которых текст пропевается или ритмично декламируется хором, соло или дуэтом. Основой данных игр часто служит детский фольклор, игры со словами на основе затейливого комбинирования слогов, фантазирования в стиле «тарабарских наречий» («цынцы – брынцы» и др. слогов, весёлые стихотворные тексты. Речевые игры мы также часто сопровождаем движениями, звучащими жестами, детскими музыкальными инструментами. Кроме того, жестикуляция, пластика, мимика в речевой игре превращают её в театральную сценку, позволяют детям импровизировать, раскрывать свой творческий потенциал. Как усложнённый вариант при хорошо усвоенном текстовом материале мы предлагаем чтение текста двумя группами (каноном, который можно условно назвать: «Кто догнал, тот проиграл». Данный приём развивает у детей умение слышать свой голос в речевом двухголосии, обостряет слуховое внимание детей.
3. «Играем, здоровье сохраняем» состоит из пальчиковых игр с пением, игрового массажа, элементов дыхательной гимнастики.
Используя элементы дыхательной гимнастики, мы формируем у детей правильное речевое дыхание (короткий вдох – длинный выдох, умение пропевать более продолжительные музыкальные фразы, улучшаем тембр их голосов. Разучивание пальчиковых игр с пением мы сопровождаем показом ярких иллюстраций, игрушек, атрибутов, мнемотаблиц.
Таким образом, мы соединяем пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируем у детей образно – ассоциативное мышление.
4. Звуковой калейдоскоп. (Знакомство со свойствами звуков).
Развитие осмысленного интонирования проходит через работу над интонацией в ритмодекламациях, координационно – подвижных играх, озвучивании стихотворений, создании речевой полифонии. Отдельной формой работы в данном контексте можно выделить необычный вид пения – «интонационно – речевую живопись» - это своеобразный способ рисования голосом, возникающий от сочетания речи и движения, голосового скольжения и свободных певческих кластеров (звуковых пятен).
В процессе данной работы мы с детьми моделируем руками относительную высоту линии, управляем её движением в пространстве. Использование цветных ниток, верёвочек, шнурков позволяет детям сначала выложить, а затем пропеть мелодию по выложенным линиям.
5. Музыкальные шедевры в пластике и речи (Эвритмия).
Продолжение звука в жесте, когда определённый звук либо буква находит своё отражение в пластике или графике тела. Таким способом можно изображать, «рисовать» самые разные слова или фразы.
6. Песенки на лесенке.
В данном блоке мы активно используем распевки с элементами игры, мнемотаблицы для лучшего запоминания песен и игр с пением, наглядные пособия для работы над точностью интонирования определённых звуков, интервалов, мелодических оборотов, пособия для активизации внимания дошкольников, в которых персонаж выполняет действия в соответствии с текстом песни.
7. Коммуникативные игры и танцы.
Наиболее любимы детьми танцы со сменой партнёров, встречающиеся в фольклоре разных народов, построенные на игровых сюжетах.
Тактильный контакт, осуществляемый в танце, способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и нормализации социального микроклимата в группе. Все предлагаемые танцы и игры пронизаны идеей координации, которая выступает в них в роли двигательного «аккомпанемента», воспитывает ансамблевую слаженность.
Коммуникативные игры и танцы мы делим на следующие группы:
- игры – команды;
- массажные;
- пластико – ритмо – речевой театр (дети выполняют элементы фигурного танца, сопровождая их пением).
Важным и необходимым мы считаем умение воодушевлять детей на игру, создавать игровую атмосферу сказки, загадки, приключения, тайны, волшебства. Использование вышеприведённых инновационных подходов и практик позволяет достигать таких результатов, как:
• Освоение заинтересовавшей ребёнка деятельности с учётом его особенностей, возможностей и потребностей.
• Способность предъявить себя миру, раскрыть свою уникальность и неповторимость в процессе самореализации в общении с окружающими, что соответствует ФГОС ДО.