Татьяна Пучук
Консультация для воспитателей «Доизобразительный период»
▼ Скачать + Заказать документы
ДО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД
В дошкольных учреждениях с детьми второго года жизни игры с художественными материалами не проводятся. Однако, подготовительный период к непосредственно изобразительной деятельности проходит именно в этом возрасте. Этот период исследователи назвали “до изобразительным”.
За время адаптации малышей раннего возраста в детском саду были проведены наблюдения и выявлены их индивидуальные особенности, интересы, готовность к игровой деятельности с художественными материалами. Проанализировав наблюдения, сделан вывод: малыши раннего возраста не испытывают потребности рисовать. Если в поле зрения ребёнка оказывается материал или воспитатель даёт лист бумаги и карандаши, то малыш начинает манипулировать ими: он перекладывает карандаши, шуршит листом бумаги, двигает им по столу и т. д. При этом ребёнок прислушивается к возникающим звукам и стремится повторить свои действия многократно. На основе анализа до изобразительная деятельность была разделена на этапы.
Публикация «Консультация для воспитателей „Доизобразительный период“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
ПЕРВЫЙ ЭТАП “ Неспецифический способ использования материала”
В этот период малыш не испытывает потребности рисовать, поэтому ведущим видом деятельности является манипуляционная. Детей интересует мир предметов и способы действия с ними.
Задачи первого этапа:
• дать возможность малышам опробовать свойства материалов, как хочет ребёнок, пойти навстречу его желаниям (исключая действия, опасные для жизни);
• обеспечить свободу и разнообразие действий с изобразительными материалами, в том числе и не по назначению, совершенствуя “исследовательские действия” с предметами;
• научить делать не за ребёнка, не для него, а вместе с ним и доверять ему то, что он может делать сам.
Основная художественно-игровая деятельность: развитие восприятия, манипуляционная деятельность, осязательные игры, первые художественные опыты.
Мотив деятельности малышей – способ употребления изобразительного материала.
Изобразительные материалы и действия с ними:
• бумага: цветная, белая, картон, салфетки и. т. д.
действия: рвать, мять, опускать в воду …
• карандаши цветные, фломастеры;
действия: катать, бросать, стучать и т. д.
• тесто;
• водные раскраски.
Второй этап “Cпецифический способ использования материала”
У малышей возникает потребность в общении с взрослым по поводу действий с предметами, высокая потребность в двигательной активности. Осо-бую эмоциональную значимость приобретают предметно-процессуальные действия с игровым материалом. Ребёнок проявляет ярко выраженный интерес к изобразительному материалу, осуществляет познавательные действия с ним. Овладеть специфическим способом ребёнок может только в совместной с воспитателем предметной деятельности. Поэтому рисовать, лепить нужно воспитателю, привлекая тем самым к себе малышей, являясь образцом действия, соучастником, обязательно поощряя и одобряя действия малыша. Это помогает детям заметить факт использования изобразительного материала, самое общее предназначение этих предметов (бумагу не жуют, на ней пишут карандашом, рисуют пальчиком). К сожалению это не даёт возможности маленькому ребёнку вычленить сам способ действия, поэтому малышам на данном этапе необходимо помочь овладеть им.
В структуре действия есть ориентировочная часть и исполнительская часть:
• ориентировочная часть – основа действия и носит сенсорный характер: её цель - увидеть внешние свойства предмета и особым образом учесть их при выполнении действия.
• исполнительская часть: её цель ориентирование во внешних характеристиках и свойствах предметов и соотнесение их между собой (правильно взять карандаш, кисть, соотнести действия с особенностями этого материала: твёрдость, мягкость).
Без становления каждого компонента изобразительного действия и согласования невозможен хороший результат. Освоение изобразительного действия (техники) в раннем возрасте сначала происходит от совместного к частичному, затем действие выполняется на основе показа, а потом и самостоятельно (только по речевому указанию).
Задачи второго этапа:
• обеспечить своевременное общее сенсорное развитие, с помощью игрушек, дидактических игр развивать пальцы рук ребёнка;
• закреплять интерес детей к действиям с материалом (в том числе изобрази-тельным, упражнять в этих действиях;
• соучаствовать, являясь образцом действия, поощрять, одобрять действия малыша.
Общение взрослого с ребёнком – процесс сотрудничества.
Мотив деятельности: материал (в том числе изобразительный) и действия с ним).
Освоение специфических орудийных действий:
* с дидактическим материалом: сенсорное развитие, изучение формы, их названий, развитие координации движений;
* с изобразительным материалом: карандашом, палочкой (песок, снег, мелом за счёт осуществления ритмичных движений – черкания на бумаге, снеге, песке, прислушиваясь к шуму от движений, размазывание краски.
ТРЕТИЙ ЭТАП - “Штриховой период”
Формируются первые обобщённые действия с предметами. Активизируется словарь детей, устанавливаются простейшие причинно-следственные отношения. Деятельность носит характер манипуляций с карандашом или фломастером. В процессе действий на листе возникают линии, штрихи, точки. Малыши спешат заполнить ими пространство листа, при этом действия часто проявляются в ритмичных движениях. Движения с карандашом хаотичны, неорганизованны, дети не могут контролировать их и управлять ими. Рука движется вправо-влево непроизвольно, получаются повторяющиеся штрихи. Это так называемый штриховой этап. Движение руки организуют ритм, однородные движения повторяются многократно.
Задачи третьего этапа:
*закреплять интерес ребёнка к действиям с материалами, получению яркого следа;
*дать детям возможность “изжить” желание черкать, заполнять пространство листа;
*учить детей заполнять пространство, оставляя след:
- однородных движений, повторяющихся однократно, прямых штрихов, точек, линий в разных направлениях;
- ритмичных ломаных, прямых линий, “мотков” (вращательные движения) сначала удлинённых, крученых.
Главное на данном этапе – эмоциональное общение, одобрительная под-держка намерений ребё нка: вместе с ним удивляться тому, что получилось, хва-лить, поддерживать в стремлении получить след.
Новый мотив: стремление получить след.
Материалы (в том числе и изобразительные) и действия с ними:
* дидактический материал (совершенствование мелкой моторики и сенсорного восприятия, группировка предметов по цвету и форме);
* конструкторы (элементарное конструирование);
* изобразительный материал: карандаши, палочки, фломастеры, мелки и т. д
Действия:
* за счёт осуществления ритмичных движений – оставлять на бумаге, асфальте, снегу, песке неровные прямые (кривые) линии, точки, прислушиваться к шуму от движений;
* рисование нетрадиционным способом – пальчики, ладошки, поролон, оттиски, ватные палочки и т. д.
ЧЕТВЁРТЫЙ ЭТАП –“ Период каракуль”
У ребёнка второго года жизни совершенствуются движения, которыми он овладел ранее. Отдельные линии приобретают разнообразный характер: закругляются, ломаются под углом, появляются зигзаги, “ мотки”. В каракулях видно какое-то содержание, т. е. возникает ассоциативный образ. Появляется первый замысел, принятие малышом самостоятельного решения нарисовать.
Задачи четвё ртого этапа:
* помочь ребё нку увидеть образ в рисунке:
*знакомить с окружающими предметами, явлениями;
*учить “читать” изображения – картинки и рисунки взрослых;
*знакомить с книжной иллюстрацией.
* поощрять желание малыша рисовать красками, карандашами, фломастерами;
* предоставлять возможность ритмично заполнять лист бумаги яркими пятнами, мазками и т. д., (солнышко, заборчик, цветочки);
* учить радоваться и удивляться сделанным им “открытиям”, стремление самостоятельно что-либо нарисовать.
На данном этапе главное помочь ребёнку в видении образа, т. к. это ступенька к непосредственно изобразительной деятельности. Обыгрывание рисунка развивает воображение малыша. А воображение – основа любого творчества, без воображения немыслимо развитие творческой активности. В процессе игры малыш лучше понимает смысл изобразительной деятельности, с интересом ищет содержание в своих бесформенных линиях. Именно это и становится главным двигателем, стимулом самостоятельных действий с изобразительными материалами.
Наступает очень важный момент: впервые появляется цель, поставленная самим ребё нком: “ Яблочко. Нарисую ещё”. Это свидетельствует о появлении собственно изобразительной деятельности (первоначального замысла).
Итак, основным “ изобразительным” занятием ребёнка в возрасте до двух лет является игра с художественными материалами. Эта деятельность природосообразна с возможностями малыша и сутью творческой активности. Кроха познаёт всё, что его окружает в первую очередь чувственно: запахи, краски, звуки удивляют, завораживают и заполняют его сознание. Если малыш чувствует – значит знает. И он открывает для себя не только мир и красоту этого мира, но и свои собственные возможности, видит результаты собственной деятельности.