Светлана Баскакова
Конспект занятий «Дмитрий Донской» для подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятий для подготовительной группы «Дмитрий Донской».
Цель : Знакомить с историческим прошлым и великими подвигами русского народа.
Воспитывать чувства патриотизма, стремление подражать героям нашей Родины.
Уточнить смысл и поговорок о героизме, смелости, любви к Родине; пополнить словарный запас детей.
Предварительная работа:
Рассматривание репродукции картины В. М. Васнецова «Богатыри».
Темочки:
Чтение отрывков из книги : Г. Шторм «На поле Куликовом», Н. Головин «Моя первая русская история».
Изготовления макета Куликова поля с фигурами воинов (из плотного картона).
Оформление групповой комнаты.
Карта-схема Куликовской битвы, макет Куликова поля с фигурками русских воинов и воинов ордынцев,репродукция,которая была использована во время предварительной работы. Записи фрагментов из «Богатырской симфонии» А. П. Бородина.
Материал.
Сухие листья,клей, кисти. Трафарет русского богатыря –воина из дружины Дмитрия Донского.
Ход занятий.
Воспитатель. Давно это было, много лет тому назад. Александр Невский освободил наши земли от рыцарей-крестоносцев. Но не было на Руси мира – постоянно с юга совершал набеги, убивал и грабил русский народ коварный и жестокий хан Золотой Орды Мамай со своей огромной армией. Его войны (ордынцы) брали большую дань с россиян – золотом, пушниной. Вот как говорится об этом в «Древней летописи» :
А у кого денег нет,
У того дитя возьмет.
У кого дитя нет,
У того жену возьмёт
У кого жены нет,
Того самого в плен возьмет.
НЕ мог больше русский народ терпеть страшное унижение и разорение. То одно княжество, то другое стало восставать против хана Мамая и его воинов. Но малой силой много ли сделаешь? Тогда мудрый и бесстрашный московский князь Дмитрий Иванович Донской решил собрать россиян в одно большое войско и дать отпор врагу. Он понимал,что «один в поле не воин». Объясните, как вы понимаете эту поговорку. (Рассуждения детей).
Князь Дмитрий разослал своих гонцов во все княжества русские с призывом выступить вместе против хана Мамая. И потянулись к Москве дружины ростовские, ярославские,владимирские, смоленские, брянские (показывает на карте Древней Руси направление дружин). Не только дружинники шли Дмитрию, но и простой люд – крестьяне и ремесленники. Даже монахи Троицкого монастыря послали к князю своих лучших людей – Пересвета и Ослабю, великой силы мужей, дабы они примером были в бою. «За совесть, за честь хоть голову с плеч»,- говорили они. Как вы объясните эту пословицу? (Ответы детей). Посмотрите на картинку (показывает иллюстрацию в книги Г. Шторма «На поле Куликовом») и расскажите,как была вооружена армия Дмитрия Ивановича. (Описание детей).
Собрав войско, князь Дмитрий перешел реку Дон (показывает на карту) и построил ратников то есть воинов на поле Куликовом. Это было 8 сентября 1380 года. Он снял великокняжеские доспехи, надел на себя одеяние простого ратника и пошел в передовой полк,который должен был принять первый удар врага. Отговаривали князя, советовали занять какое-нибудь безопасное место и наблюдать за ходом сражения со стороны, но он ответил: «Если я вам глава, то впереди вас хочу и битву начать. Умру или жив буду,но вместе с вами». Перед вами макет поля, где князь Дмитрий построил свое войско (подводит детей к макету и карте-схеме Куликовской битвы).Как называется это поле? Правильно. Куликова. На берегу какой реки должно было произойти сражение? (На берегу Не правды, впадающей в Дон). Разместите на макете войска хана Мамая и князя Дмитрия. В этом вам поможет карта-схема. Расскажите и покажите, как начался бой.
Дети (показывают с помощью фигурок всадников сражение единоборцев).
Вперёд выехали на конях ордынский богатырь Челубей и русский богатырь Пересвет и вихрем помчались друг на друга.
Воспитатель (читает из древней летописи) :
Не два ветра в поле слетались,
Не две тучи в небе сходились –
Слетались, сходились два удалых витязя.
Ломались их копья вострые.
Разлетались мечи булатные.
Оба упали на землю сырую-
Бездыханные, очи закрывшие.
Чем закончился бой богатырей? (ответы детей).
Вскричали тут две дружины и ринулись на встречу друг друга. (Дети «ведут бой» своих воинов). Все на пути сметая, дрались «не на жизнь, а на смерть не жалея живота своего». Стрелы падали дождём, копья ломались, как солома. Молниями сверкали мечи. И шел по полю громкий, неудержимый гул из стонов раненых и лязга железа. Земля дрожала под сотнями лошадиных копыт. Но вот пешая рать полегла, «как сено, посеченная, как деревья, сломавшись» (показывает иллюстрацию). Трудный был бой. Казалась, что вся русская рать перебита. Но тут из дубравы бросился на ордынцев Засадный полк. Покажите на макете, как закончилась битва. (Воины Мамая не могли уже противиться свежему войску и побежали. Русские гнали их до реки мечи). А вот как летописец описал конец этого боя: «Закричали ордынцы : «Горе нам! Наши руки ослабели, и кони наши утомлены. Кто может против них устоять!Горе!».
Вернулись победители на Куликово поле. Они увидели горы убитых русских и ордынцев, каждый клочок земли пропитан кровью, над полем кружит воронье. Князя Дмитрия нашли без памяти под срубленным деревом: доспехи иссечены, но крепкий шлем и броня спасли его от глубоких ран. С той поры князя Дмитрия событию «Богатырскую симфонию», отрывок из которой мы сейчас послушаем (включает запись).
Вспомним пословицы и поговорки, в которых прославляется честь, отвага, любовь к Родине. (За край свой насмерть стой. Кто храбр да стоек,тот десятерых стоит. Родина- мать, умей за нее постоять. Смело иди в бой, Родина за тобой. Кто честно служит, с тем слава дружит).
Подумайте,почему русский народ победил в этой смертельной схватки? Что помешало ордынцам одержать победу? (ответы детей). Я согласна с вами : только человек с совестью и честью, смелый и любящий свою Родину может быть надежным защитником родной Земли.
Практическая работа. Аппликация из сухих листьев «Венок славы». Рисование по трафарету русского богатыря.