Степаненко Елена Александровна
Семинар-практикум для педагогов «Двигательная активность как средство полноценного развития детей-дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум для педагогов.
«Двигательная активность как средство полноценного
развития детей-дошкольников»
Цель семинара : систематизировать знания педагогов о двигательной активности у детей дошкольного возраста.
Задачи семинара :
Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Двигательная активность как средство полноценного развития детей-дошкольников“» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
1. Формировать и закреплять профессиональные знания, умения и навыки педагогов в работе с детьми по сохранению и укреплению здоровья через повышение двигательной активности и пропаганду ЗОЖ.
2. Способствовать росту педагогического мастерства, создать благоприятную атмосферу для творческой работы педагогов.
3. Развивать сплоченность, умение работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как полное физическое, психическое и социальное благополучие человека.
Здоровье ребенка зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных, гигиенических, а также от характера педагогических воздействий.
Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, двигательная активность (ДА) это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Благоприятное воздействие на организм оказывает только двигательная активность, находящаяся в пределах оптимальных величин. Так, при гиподинамии (режиме малоподвижности) возникает целый ряд негативных для ребенка последствий: происходит нарушение функций и структуры ряда органов, регуляции обмена веществ и энергии, снижается сопротивляемость организма к изменяющимся внешним условиям. Гиперкинезия (чрезмерно большая двигательная активность) также нарушает принцип оптимальной физической нагрузки, что может повлечь за собой перенапряжение сердечно-сосудистой системы и неблагоприятно отразиться на развитии организма ребенка. Поэтому требуется особое внимание к созданию предпосылок для обеспечения детей рациональным уровнем двигательной активности.
Возрастные и индивидуальные особенности ДА детей в значительной мере определяются как условиями организации деятельности, так и ее характером и содержанием.
Содержание физвоспитания в нашем ДОУ включает:
Физзанятия, физдосуги, праздники;
Творческие недели;
Прогулки;
Прием детей и занятия на воздухе в теплый период года;
Утренняя гимнастика;
Коррекционно-профилактическую работу;
Самостоятельную двигательную активность детей.
Систематическая, наполненная разным содержанием двигательная активность детей играет важную роль в их физическом и психическом развитии. Расширение и обогащение двигательного опыта детей – одна из основных задач, стоящих перед воспитателями детского сада в плане физвоспитания. Что для этого необходимо?
Во-первых, специально созданные условия (материальная база – помещение, оборудование – и педагогическая работа : умение организовывать двигательную активность детей, научить детей различным подвижным играм, физическим упражнениям и т. п., воспитать в них потребность в культурном движении).
Во-вторых, нужна система занятий, основанная на следующих принципах:
Непрерывность (с утра до вечера);
Добровольность (вызвать желание, а не принуждать);
Доступность упражнений;
Чередование организационных форм с самостоятельной двигательной деятельностью;
Соблюдение требуемой структуры занятия (наличие вводной части, основной и заключительной);
Соблюдение принципа разнообразия движений;
Соблюдение требуемой последовательности упражнений.
Возрастные и индивидуальные особенности ДА детей в значительной мере определяются как условиями организации, так и ее характером и содержанием.
В связи с этим возникает настоятельная необходимость совершенствования двигательного режима детей в детском саду, который будет способствовать воспитанию здорового ребенка и его разностороннему развитию. В основу разработки двигательного режима должен быть положен ряд принципов (оздоровительная направленность, естественное стимулирование ДА и интеллектуальной активности) с учетом преемственности и своеобразия педагогических воздействий в разных возрастных группах. Среди них важное место отводится принципу индивидуально-дифференцированного подхода, который позволяет обеспечить максимальное развитие каждого ребенка, мобилизацию его активности и самостоятельности.
Дифференцированный двигательный режим эффективно влияет на показатели здоровья и физического развития детей, обеспечивая его эмоциональное благополучие в детском саду и семье.
Наш коллектив стремится создать в условиях дошкольного учреждения рациональный двигательный режим, способствующий оптимизации двигательной активности детей.
Первые семь лет жизни – это годы бурного психического и физического развития ребенка, организм которого и его функции ещё далеко несовершенны и легко подвергаются различным воздействиям. Вот почему так важно, чтобы в этот период развития детей мы обеспечили им педагогически целесообразную среду. От состояния здоровья ребенка, умения владеть своими движениями, от его ловкости, ориентировки, быстроты двигательной реакции во многом зависит его настроение, характер и содержание игры, а в дальнейшем достижения в учебной и трудовой деятельности.
Первое задание:
Уважаемые коллеги на ваших столах лежат буквы. Напишите на них слова, связанные со ЗОЖ
«3» - зарядка, закаливание, зубы, завтрак, зубная щетка, зубная паста.
«Д» - движение, дыхание, доброта, деревья.
«О» - осанка, обувь, одежда, обед, овощи.
«Р» - развитие, радость, режим дня.
«О» - опрятность, осторожность.
«В» - вода, воздух, витамины.
«Ь» - ---
«Е» - еда.
Второе задание:
«Физкультурный калейдоскоп».
Предлагается 1 команде продемонстрировать физкультминутку, а другой - пальчиковую гимнастику для всех участников игры.
Оценка конкурса: каждая команда получает по 1 баллу.
Третье задание:
«Страница мудрых мыслей".
Командам предлагается вспомнить пословицы и поговорки о спорте и здоровье.
Оценка конкурса: за одну пословицу команда получает по 1 баллу.
Четвертое задание:
А сейчас давайте с вами разгадаем кроссворд, который так и называется: «ЗДОРОВЬЕ»
1. Один из природных закаливающих факторов (вода).
2. Лекарственное растение, название которого происходит от имени древнегреческого бога (адонис).
3. Бегун на короткие дистанции (спринтер).
4. Точно размеренный распорядок действий на день (режим).
5. Продукт питания, полезный для здоровья ребёнка (молоко).
6. Крупнейшие международные спортивные соревнования (олимпиада).
7. Вид спорта (альпинизм).
8. Предмет для игры в спортивные и подвижные игры (мяч).
9. Растение, обладающее фитонцидными свойствами (чеснок).
10. Спортивный инвентарь (коньки).
11. Способность организма противостоять различным болезнетворным микроорганизмам (иммунитет).
12. Вид активного отдыха (туризм).
13. Витаминный напиток (морс).
14. Физиологический процесс, во время которого происходит отдых организма (сон).
Вы справились со всеми заданиями, молодцы.
Все перечисленные слова связаны со ЗОЖ, а двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения дошкольников. Она зависит от организации физического воспитания детей, от уровня их двигательной подготовленности, от условий жизни, индивидуальных особенностей, телосложения и функциональных возможностей растущего организма.
Пятое задание:
«Живые картинки».
Команды получают иллюстрации зимних видов спорта (хоккей, фигурное катание, баскетбол, биатлон, художественная гимнастика, тяжёлая атлетика, теннис, плавание, волейбол, футбол, парашютный спорт, бокс, велоспорт, лыжный спорт). Команды по очереди средствами пантомимы показывают их, соперники отгадывают.
Шестое задание:
А сейчас свои знания вы продемонстрируете в «Блиц - опросе»
Блиц – опрос 1. Назовите насекомых – индикаторов отсутствия у человека навыков гигиены. (Блохи, вши.) 2. Какая поговорка учит нас правильному режиму питания? (Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу.) 3. Кто такие «совы» и «жаворонки»? (Это люди с разными биологическими ритмами.) 4. Почему детям до 15 лет нельзя заниматься тяжёлой атлетикой? (До этого возраста идёт активное формирование скелета.) 5. Сколько часов в сутки должен спать человек? (Взрослый – 8 часов, подросток – 9-10, ребёнок – 10-12 часов.)
Продолжи фразу: Процесс изменения форм и функций организма человека - … (физическое развитие) .
Основное специфическое средство физического воспитания - … (физические упражнения)
Детский туризм это - … (прогулки и экскурсии) .
Ходьба, бег, прыжки, лазанье и метание - (основные виды движения).
От чего зависит здоровье детей? (организация оптимального двигательного режима; прогулка; проветривание; профилактика простуды; безопасно организованная среда; соблюдение режима дня)
Мы сегодня с вами много говорили про здоровье и движение. Станьте в круг и мы поиграем в игру: «Цепочка доброты»
(Все стоят в кругу. Каждый желает соседу справа чего-либо и берёт его за руку. Действие происходит до тех пор, пока круг не замкнётся.)
Наша цепочка не прервалась и я надеюсь, что мы всегда будем вместе бороться за здоровье наших детей, будем также крепко дружить, поддерживать друг друга в трудную минуту. Ведь добрые дела, дружба – это тоже здоровье.
- Чаще всего люди аплодируют на концертах и собраниях. С помощью аплодисментов они выражают свое отношение к тому, кто выступает.
Сегодня вы активно поработали, так давайте наградим себя аплодисментами.
Лозунг «Движение – это жизнь» известен всем, и никто не решается его оспаривать. Именно двигательная активность помогает любому человеку дольше сохранить здоровье, поддерживать бодрость духа и хорошее настроение.
- Двигайтесь коллеги и друзья,
В добрый час – физкульт-ура!
«Заключительная»
В заключение нашей встречи, я предлагаю написать на ладошке свой отзыв или отношение к мероприятию, пожелание педагогу (участникам раздаются заготовки ладошек, они записывают свои пожелания).
Мастер – класс для педагогов
«Русская народная подвижная игра - как средство приобщения
дошкольников к здоровому образу жизни»
Цель: Распространение опыта по проблеме приобщения дошкольников к ЗОЖ через русские народные подвижные игры
Задачи:
1. Познакомить педагогов с некоторыми русскими народными играми.
2. Закрепить знания участников мастер – класса об организации и проведении подвижных игр.
3. Повысить профессиональную компетентность участников мастер – класса.
Материалы: мячик больших размеров, шпаргалки для участников со словами игр.
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мастер - класс будет посвящён русским народным подвижным играм и их значению в приобщении к здоровому образу жизни дошкольников.
Сегодня, как показывает статистика, наблюдается ухудшение здоровья дошкольников. Среди множества причин называют снижение двигательной активности. Проведенные исследования установили, что современные дети много времени уделяют компьютерным играм. А как мы знаем долгое проведение за монитором компьютера ухудшает осанку, зрение, нервную систему детей. Недостаток движения у дошкольников приводит к потери здоровья.
Здоровье всегда считалось одной из высших ценностей человека, основой активной творческой жизни. Крепкое здоровье необходимо педагогу, потому что от него в огромной степени зависит здоровье подрастающего поколения.
Уважаемые коллеги! Я предлагаю вам встать в круг, передавая мячик, друг другу, поделитесь секретами сохранения и укрепления своего здоровья (Участники мастер – класса выполняют задание)
А теперь расскажите, как вы заботитесь о здоровье своих воспитанников? (Участники мастер – класса выполняют задание)
Сегодня под здоровым образом жизни (ЗОЖ) мы понимаем активную деятельность того, кто хочет быть здоровым, направленную на сохранение и улучшение здоровья.
ЗОЖ включает в себя следующие основные элементы:
- плодотворный труд
- рациональный режим труда и отдыха
- искоренение вредных привычек
- оптимальный двигательный режим
- личную гигиену
- закаливание
- рациональное питание
Одной из форм организации оздоровительной работы, приобщения к ЗОЖ являются русские народные подвижные игры.
Радость движения сочетается в русских народных играх с духовным обогащением детей. В них заключается огромный потенциал для физического развития ребенка, формируется устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств.
Русские народные подвижные игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических и физических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Игры развивает у детей ловкость, меткость, быстроту и силу, моторику, воображение, функции зрения, тренируют реакцию и координацию движений, воспитывают навыки общения. Они учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Народные игры разнообразны, развлекательны и эмоциональны. Они доступны для детей, начиная с дошкольного возраста, но не менее интересны и для взрослых.
Характерная особенность народных подвижных игр – это движения в содержании игры (бег, прыжки, метание, броски, передачи и ловля мяча, сопротивления и др.). Эти двигательные действия мотивированы сюжетом игры. Специальной физической подготовленности играющим не требуется. Они просты и общедоступны. В них каждый может найти себе активную роль по силам и способностям. Атрибуты для этих игр могут быть изготовлены самими играющими, большинство игр не требует специально оборудованного места. Даже для подвижных игр достаточно обычной лужайки или «пятачка» во дворе. В неё можно играть на прогулках, во время вечернего отдыха, на семейных праздниках. Игры на свежем воздухе, особенно в весенне-осенние периоды, повышают устойчивость организма к простудным и инфекционным заболеваниям, а также к вредным влияниям неблагоприятной внешней среды.
Подвижные игры способствуют развитию речи ребенка, с их помощью обогащается словарный запас, так как игры часто сопровождаются песнями, стихотворениями, считалками. В играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений их образность, у них развивается чувство ритма.
Уважаемые, педагоги! Сейчас мне понадобится ваша помощь. Необходимо распределить русские подвижные игры на группы:
1. Игры, отражающие отношение человека к природе. Русский народ всегда трепетно относился к природе, берег ее, прославлял. Эти игры воспитывают доброе отношение к окружающему миру. («В коршуна», «Заинька беленький», «У медведя во бору», «Ручеёк» и т. д.)
2. Игры, отражающие историческое наследие русского народа, быт русского народа, повседневные занятия наших предков. (" Горшки", "Пирожок", "Лапти", "Поясок», «Кузнецы» и т. д.)
3. Игры, которые дают возможность помериться силой и ловкостью, проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию, побуждают стремление детей стать сильнее, победить всех. ("Горелки", "Жмурки", "Ловишка", "Растяпа", "Краски" "Тяни в круг", "Бой петухов", "Достань камешек", "Перетяни за черту", "Взятие снежной крепости", "Цепи кованые", "Перетягивание каната", "Варёная репка", "Вытолкни за круг", "Защита укрепления", "Бои на бревне" и их различные варианты.) Эти игры очень нравятся детям, особенно мальчиками. В них, каждый желающий может проявить себя, ведь они не только развивают силовые качества, но и учат честным отношениям друг к другу, способствуют укреплению дружбы, выявлению симпатий детей, сплочению коллектива.
(Участники получают карточки с названием и описанием русских народных подвижных игр и распределяют по выделенным группам)
Пока вы решаете задания, я вам расскажу, какие методы и приемы я использую в обучении детей в русских народных играх:
1. Наглядные:
Наблюдение
Демонстрации (показ способа действий, картин, иллюстраций)
2. Словесные:
Объяснение
Рассказ
3. Игровые.
4. Соревновательные.
Для младшего возраста выбираю наиболее простые игры, которые привлекают своей напевностью, эмоциональностью. Это игры с песенным и стихотворным сопровождением, хороводы. «Зайка беленький сидит», «По ровненькой дорожке», «У медведя во бору», «Котенька-коток», «Пчёлки и ласточка». Эти игры строятся на основе опыта детей, представлений, знаний об окружающей жизни, явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц. Главное, чтобы игровые образы были понятны и интересны детям. Для этого в работе с детьми использовала маски, элементы одежды, иллюстрации, игрушки, художественную литературу, малые формы фольклора: «Петушок, петушок.», «Как у нашего кота». Стараюсь организовать игру живо, весело. Основными методами знакомства с русской народной игрой были наглядные, словесные, игровые.
В средней группе вводится понятие «водящий». На роль водящего выбирается шустрый, смышлёный ребёнок, потому что, водящий - важная фигура в игре. Ведь от него зависит, насколько интересно и оживленно пройдет игра. Ловкий и сообразительный водящий, выбранный в начале игры, послужит хорошим примером для остальных ребят, которым придется выполнять эту роль через некоторое время.
Действия водящего заключается в легком касании рукой убегающего, нельзя толкать, хватать за одежду, захватывать в объятия.
Выбор водящего чаще всего происходит с помощью считалки.
В старшем дошкольном возрасте я знакомлю с новыми способами выбора водящего: зазывалки, жеребьевки.
С детьми старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с русской народной подвижной игрой, развивала интерес к истории родной страны, народной культуре, фольклору (знакомила с пословицами, поговорками, приметами, а также с календарными народными играми.
На Новый год, Колядки проводила следующие игры - «Бабка Ёжка», «Жмурки»; «Дедушка - рожок», «Слепой козел», «Звонарь»
Масленица: - «Горелки», «Гори, гори ясно», «Пирог», «Пятнашки с мячом», «Колечко», «Салки».
Я провожу русские народные подвижные игры, как в группе, так и на прогулке, их легко можно включить в непосредственно образовательную деятельность, в развлечения, использовать как физкультминутки. Подвижные игры обеспечивают психологическую разрядку, восстанавливают душевное равновесие.
Уважаемые коллеги! Я думаю, что вы уже справились с заданием, и готовы рассказать какие игры вы отобрали.
(Участники – мастер- класса объясняют выполнение своего задания)
Благодаря знакомству с русскими народными играми, мы сохраняем свои традиции, передаем их будущему поколению, тем самым обеспечиваем духовное здоровье наших детей.
Предлагаю поиграть в игры, в которые можно поиграть и в групповых комнатах: «Ручеек» (музыкальное сопровождение)
Русская народная игра «Я по горенке иду»
Цель: развивать умение согласовывать совместные действия.
Ход игры: В роли водящего инструктор. Педагоги встают в круг, водящий внутри круга идёт по кругу и поё т:
Я по горенке иду,
друга я себе найду,
Вот ты (инструктор останавливается и поворачивается к педагогу лицом и хлопает 2 раза)
Вот я (подпевает педагог, после слов хлопает 2 раза)
Вот компания моя (поют вместе, берут друг друга под руку и кружатся)
Далее расходятся, в разные стороны идут по внутренней стороне кругу и ищут себе пару. Игра продолжается до того момента пока все играющие не встанут в пары.
Я хочу поблагодарить, участников мастер- класса и надеюсь, что я смогла сегодня доказать, что русская народная игра является одним из средств приобщения к здоровому образу жизни детей дошкольного возраста.
На свой мастер – класс я пригласила педагогов нашего сада. Рассказала о значении народных игр в воспитании старших дошкольников. Познакомила с картотекой русских народных игр. Педагоги не только получили информацию, но и приняли активное участие в нескольких играх.