Татьяна Баскова
Для чего нужны развивающие игры
▼ Скачать + Заказать документы
Для чего нужны развивающие игры.
Для развития личности ребенка, для того, чтобы он стал «субъектом собственной жизни в мире» следует целенаправленно приобщать его к средствам и способам взаимодействия с миром: к средствам и способам познания Истины, преобразования мира по законам Добра, Красоты и здоровья, а также к средствам и способам общения с миром. Для этого ребенку, безусловно, необходимы знания, умения и навыки познания мира.
Публикация «Для чего нужны развивающие игры» размещена в разделах
Ребенок очень любознателен. Он хочет многое познать и понять, он задает множество самых невероятных вопросов. Ребенок хочет, мечтает всему научится. Но он, к сожалению взрослых, не воспринимает учебу как серьезное дело. Ему кажется эго очередным развлечением. А сложность и трудность, не преодолимая сразу, гасит детский энтузиазм. Разве можно развлекаться в поте лица
А ведь можно организовать обучение и развитие ребенка в виде самой привлекательной и, главное, основной для него деятельности - игры. Для ребенка игра - это жизнь. Психологи определяют игру, как особый вид деятельности ребенка, в котором закладываются основы труда и обучения, приводящие к качественным изменениям психики. С помощью игры мы можем развивать у ребенка умение хорошо и быстро запоминать, размышлять, уметь понять абстрактную мысль, «увидеть» неочевидное. Играя с ребенком в различные развивающие игры, мы развиваем у него общие психические способности; восприятие, воображение, память, внимание, логическое мышление и т. д.
Развивающие игры выполняют сразу две задачи, с одной стороны это игра, а с другой, они целенаправленно развивают психологические способности детей. Игры очень разнообразны, но все они исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями:
1. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, картона, карточек и т. д.
2. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, письменной или устной инструкции и т. п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.
3. Задачи даются в порядке возрастания сложности, т. е. по принципу от простого к сложному.
4. Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступного 2-3 - летнему малышу до непосильных среднему взрослому.
5. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку самостоятельно развивать свои способности, в отличие от обучения, где все объясняется.
6. Нельзя объяснять ребенку способ и порядок решения задачи и нельзя под-сказывать.
7. Нельзя требовать и добиваться, чтобы ребенок решил задачу с первой по-пытки.
8. Решение задачи предстает перед ребенком в виде рисунка, узора, серии картинок, т. е. в виде видимых и осязаемых вещей.
9. Большинство развивающих игр не исчерпываются предлагаемыми задания-ми, а позволяют составлять новые варианты заданий, и придумывать новые игры
10. Развивающие игры позволяют каждому подняться до «потолка» своих возможностей.
11. Развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу радости и творчества.
В развивающих играх удается объединить один из главных принципов обучения от простого к сложному с очень важным принципом творческой деятельности самостоятельно но способностям. Развивающие игры развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную, мышление, умение находить закономерности, классифицировать и систематизировать материал, пространственные представления, воображение, способность предвидеть результаты своих действий. СПИСОК РАЗВИВАЮЩИХ ИГР ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
ДЕТЕЙ 4-7 ЛЕТ
Игры, развивающие восприятие
• Какие предметы спрятаны в рисунках
• Цвет, форма, объем
• Подбери узор
• Собери картинку
• Найди и раскрась
• Геометрическая мозаика
• Найди пару
• Найди такой же предмет
• Волшебные фигуры
• Сосчитай пуговицы
• Геометрический мир
• Найди дорогу
• Полоски
• Цепочки
• Расположи фигуры
• Собери сервиз
• Логические блоки Дьенеша
• Танграм
• Веселый портрет
Игры, развивающие воображение
• Цвет и форма
• Забавные превращения
• Незаконченный рисунок
• Укрась слово
• Подбери узор
• Продолжи предложения
• Геометрический мир
• Танграм
Игры, развивающие память
• Запомни картинки
• Посмотри, запомни, нарисуй
• Стихотворения по лексическим темам
• Какой игрушки не хватает?
• Запоминаем вместе
• Повтори движение
• Внимание
• Прогулка по городу
• Моя квартира
• Найди дорогу
• Что изменилось?
• Расположи фигуры
• Логические блоки Дьенеша
Игры, развивающие внимание
• Геометрическая мозаика
• Цвет и форма
• Подбери картинку
• Подбери узор
• Сосчитай-ка
• Найди игрушку
• Найди отличия
• Что лишнее?
• Найди такой же предмет
• Прогулка по городу
• Картинки-загадки (найти несколько одинаковых предметов, отыскать в общем, сюжете конкретные предметы, лабиринты и т. д.)
• Полоски
• Цепочки
• Найди дорогу
• Геометрический мир
• Сосчитай пуговицы
• Расположи фигуры
• Танграм
Игры, развивающие логическое мышление
• Логический домик
• Четвертый лишний
• Найди отличия
• Что лишнее
• Логический поезд
• Составь рассказ
• Кто потерялся?
• Расположи фигуры
• Транспорт
• Прогулка по городу
• Моя квартира
• Цепочки
• Расположи фигуры
• Логические блоки Дьенеша
Развивающие игры Б. Никитина
• Сложи узор
Внимание Сложи квадрат Точечки