Екатерина Александровна Чорнозуб
Длительный социально-значимый проект по экологии «Оставь свой след на Земле!» для учащихся 1–4 классов
▼ Скачать + Заказать документы
Длительный социально-значимый проект
«Оставь свой след на земле»
для обучающихся Iступени обучения.
Автор составитель :
педагог-организатор
Чорнозуб Екатерина Александровна
Реализация проекта : 1 год
Обоснование проекта
Социально-значимые проекты вышли на первое место в ряду всех человеческих проблем, и с каждым годом их весомость увеличивается. Вряд ли найдется сейчас человек, не понимающий необходимости природоохранной работы, необходимости сохранения природы для потомков. А для того, чтобы это сделать надо, в первую очередь, начать с себя, с уменьшения своего влияния на все живое. К сожалению, мы забираем у природы больше, чем она может восполнить, и ее богатств становится все меньше и меньше. Большая часть населения планеты к организации природоохранной деятельности относится формально, ограничиваясь единовременной уборкой территории возле дома, организации в которой работают. Наша планета накопила свой природный капитал за миллионы лет. Каждый год природа дарит нам новый урожай, и, если его разумно расходовать и брать у природы столько, сколько она может ежегодно возродить, ее дарами сможем пользоваться мы, наши дети, внуки и все будущие поколения Земли. К сожалению, мы забираем у природы больше, чем она может восполнить, и ее богатств становится все меньше и меньше.
Публикация «Длительный социально-значимый проект по экологии „Оставь свой след на Земле!“ для учащихся 1–4 классов» размещена в разделах
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Проекты в школе. Начальные классы, 1 - 4 классы
- Проекты. Проектная деятельность
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Школьные, ученические проекты, исследовательские работы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июнь 2024
Экологический след – это условное понятие, отражающее потребление человечеством ресурсов биосферы, это инструмент, позволяющий сопоставлять использование человеком природных ресурсов и способность биосферы к их воспроизводству. Все что нужно нам для жизни: продукты, техника, одежда, - производится на нашей планете. Вроде бы, это большая площадь, но лишь примерно четверть ее богатств природными ресурсами и может использоваться человечеством для своих нужд. На этой-то земле мы и строим заводы, дороги, растим еду, пасём скот, здесь же отдыхаем и «храним» мусор… В общем, ведём то самое антропологическое воздействие по полной программе. Отсюда ясно, что чем больше мы потребляем, тем больше наш экослед. Уменьшить его, значит, дать шанс себе и другим людям не увидеть глобального экологического бедствия. А сыграть свою роль в сохранении планеты может каждый.
Цель проекта :
создание условий для природоохранной деятельности детей через участие в экологических акциях.
Задачи проекта :
- формирование нравственной экологической позиции личности;
- развитие у детей и подростков личного экологически ориентированного опыта по взаимодействию с окружающим миром;
- включение детей и подростков в экологическое движение, экологически ориентированную деятельность;
- организация и претворение в жизнь посильных социально-значимых дел и акций
Сроки проведения
Проект реализуется в течении учебного года, так как только в этом случае можно создать условия для проведения большого количества разноплановых природоохранных акций. Старт проводится в начале сентября, а подведение итого состоится в мае, в конце учебного года.
Содержание проекта
Каждый участник проекта принимает личное участие в предлагаемых коллективно экологических акциях или проводит самостоятельно, и получает за это своеобразный жетон – эмблему проекта. Это будет его «следом». «След» можно получить, предоставив отчет, о проделанной работе в виде фото, видео, статьи, заметки, стенгазеты и т. д. непосредственно приняв участие в акции.
Задача детей заработать как можно больше «следов». По итогам проекта проводится награждение. В зависимости от количества полученных следов участник получает диплом «Хранителя Земли», «Защитника Земли» или «Помощника Земли», а также приз. Это даст детям стимул для участия в проекте, внесет элемент соревновательности и игры. Предварительно оговариваются условия получения «следа» за те или иные акции. Например, если это сбор мусора – то конкретное количество его, так же и с посадкой деревьев, и с другими мероприятиями.
Вообще, оставить свой след на земле в повседневной жизни достаточно просто – надо просто изменить свое отношение к потреблению природных ресурсов: поставить счетчик воды, макулатуру и батарейки сдавать в переработку, не выбрасывать ненужные вещи, а отдавать их нуждающимся, принимать душ вместо ванны, не выбрасывать еду – покупать ее столько, сколько сможете съесть, избегать полуфабрикатов, чаще ходить пешком или пользоваться велосипедом, выбрасывать мусор только в контейнеры, использовать вместо пластиковых пакетов холщовую сумка и т. д.
Конечно, проследить, насколько экологический образ жизни ведёт участник проекта, невозможно, поэтому можно взять за основу самые простые и доступные меры по сохранению природы, и добавить те, которые непосредственно помогают оставить свой «экологический след» на планете.
Экологические акции и формат оценки
Экологическая акция Содержание акции Дата проведения Возможная форма оценивания
Акция «Посади дерево». Посадка саженцев деревьев на территории школы Сентябрь Определяется количество посаженых деревьев, за которое вручается «след»
Выставка «Дары осени». Участники выставки предоставляют творческие работы выполненные из природных материалов. Сентябрь. Оцениваются оригинально выполненные работы с использованием природных материалов.
Акция «Чистый двор». Акция по сбору мусора на территории школы, своего двора, парках, аллеях. Сентябрь октябрь В данной акции «след» вручается просто за участие в данной акции, а также за сбор определённого количества мусора (количество мешков определённого объема)
Экологическая викторина «Родная природа». Экологическая викторина проводится по параллелям в 1-4 классах.
октябрь Команда победителей получает «след».
Акция «Подари одну книгу школьной библиотеке». Дарение книг разной тематики школьной библиотеке.
октябрь В данной акции «след» вручается за участие в данной акции.
Акция «Спасём зимующих птиц». Изготовление кормушек и размещение их на территории школьного двора, улицах города. ноябрь В данной акции «след» вручается просто за участие в данной акции, а также за изготовление определённого количества кормушек и количества корма для птиц.
Классный час «Планета Земля – наш общий дом». Предоставление информации об экологически значимых местах нашей планеты земли. ноябрь В данном мероприятии «след» вручается просто за участие.
Акция «Ёлочка -зелёная иголочка» Распространение информации о проблемах незаконной вырубки леса перед новогодними праздниками, призыв граждан к приобретению искусственных елей к праздникам.
декабрь В данной акции «след» вручается за участие в данной акции.
Акция «Скажи пластику нет!» Сбор бытовых пластиковых отходов (бутылки, коробки) январь В данной акции «след» вручается за определенное собранное количество пластиковых отходов.
Акция «Поможем ветеранам сохранить энергия!» Дарение энергосберегающих ламп ветеранам. февраль Вручается за определенное количество ламп, подаренных ветеранам.
Акция «Поможем, чем сможем!» Передача своих вещей другим людям, которые в них нуждаются. февраль В данной акции «след» вручается просто за участие в данной акции.
Экологическая викторина «Природа родного края». Экологическая викторина проводится по параллелям в 1-4 классах. март Команда победителей получает «след».
Акция «Берегите воду!»
Эта акция самая простая. Наличие счетчиков воды в квартире само по себе заставляет жильцов экономить воду. март В данной акции предоставляется информация об установленных счетчиках в подъезде, в доме.
Акция «Спаси Землю!» Сбор использованных батареек для сдачи на переработку или утилизацию. (батарейка АА способна отравить двадцать кубических метров почвы или более четырехсот литров питьевой воды. В лесной зоне это территория обитания двух деревьев, двух кротов, одного ёжика и несколько тысяч червей) апрель «След» вручается по количеству использованных батареек, которые надо сдать для утилизации.
Классный час «Международный день Земли». Изготовление и демонстрация плакатов ко дню Земли. (ребусы. Загадки, шарады, интересные факты). апрель В данном мероприятии «след» вручается просто за участие.
Акция «Рекам и озерам – чистые берега!»
Акция по сбору мусора на берегах водных объектов. Это могут быть и родники, расчистка русла родников. май В данной акции «след» вручается просто за участие в данной акции, а также за сбор определённого количества мусора (количество мешков определённого объема)
Акция «Очистим лес после зимы!»
Акция по сбору мусора в лесу после зимы. май В данной акции «след» вручается просто за участие в данной акции, а также за сбор определённого количества мусора (количество мешков определённого объема)
Экологический праздник. Подведение итогов акций. Награждение победителей конкурсов, активистов природоохранных акций. май Награждение самых активных участников по итогам всего проекта.
Реализация проекта позволит вовлечь в природоохранную деятельность большое количество детей и подростков, повысит экологическую грамотность обучающихся, что в дальнейшем позволит уменьшить экологическую нагрузку на окружающую природу.
Проект также позволит организовать социально-значимую деятельность детей, организовав их досуг. Экологическая деятельность участников проекта призвана также сыграть профориентационную роль, сориентировав обучающихся на получение в дальнейшем специальностей экологической направленности.
Ожидаемые результаты:
Элементы игры и соревновательности являются для детей хорошим стимулом, а, значит, позволят вовлечь в проект большое количество детей и подростков. Таким образом, можно провести большое количество экологических акций, что даст ощутимый эффект для окружающей среды в конкретном месте - поселке, городе и т. д. Кроме этого, проект позволит решить проблему экологического воспитания и образования, ведь дети не будут ломать дерево, которое сами посадили, а детское любопытство заставит их спросить у организаторов почему утилизация батареек спасает ежиков, а сбор макулатуры - спасает деревья. Это сделает их экологически грамотными и заставит бережнее относится к природе.
Подведение итогов:
Завершением проекта станет экологический праздник, на котором будут демонстрироваться фото, видео презентации, видеосюжеты о проведении акций и состоится награждение участников проекта дипломами и подарками.