Ираида Давыдова
Дизартрия у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы. Отличительным признаком дизартрии от других нарушений произношения является то, что в этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи.
Темочки:
У детей с дизартрией отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь у ребенка – дизартрика характеризуется смазанным, нечетким произношением. Голос у ребенка слабый, тихий, а иногда наоборот, резкий, темп речи может быть замедленным или ускоренным, ритм дыхания нарушен, вследствие чего речь теряет свою плавность.
Причинами возникновения дизартрии могут быть различные вредоносные факторы, которые могут воздействовать внутриутробно во время беременности (токсикозы, вирусные инфекции, патология плаценты, затяжные или стремительные роды, вызывающие кровоизлияние в мозг младенца, инфекционные заболевания мозга и мозговых оболочек (менингит, менингоэнцефалит и др.) в раннем возрасте. Дизартрия может наблюдаться как в тяжелой, так и в легкой форме. Тяжелая форма чаще всего рассматривается в рамках детского церебрального паралича и является его компонентом.
В школах и детских садах общего типа могут находиться дети с дизартрическим компонентом или стертой формой дизартрии. Дети с такой формой дизартрии не выделяются среди своих сверстников. Однако у них имеются некоторые особенности: они нечетко говорят, плохо едят. Они не любят мясо, морковь, твердое яблоко, хлебные корочки, так как им трудно жевать. Немного пожевав, ребенок может держать пищу за щекой.
Труднее у таких детей воспитываются культурно – гигиенические навык, требующие точных движений различных групп мышц. Ребенок не может самостоятельно полоскать рот, так как у него слабо развиты мышцы щек, языка. Дети с дизартрией не любят и не хотят застегивать сами пуговицы, засучивать рукава, шнуровать ботинки.
Дети – дизартрики испытывают затруднения и в изобразительной деятельности. Им трудно правильно держать карандаш, регулировать силу нажима на кисточку и карандаш, пользоваться ножницами.
Для таких детей характерны затруднения при выполнении физических упражнений и танцах. Им трудно соотносить свои движения с началом и концом музыкальной фразы, менять характер движений по ударному такту. Про таких детей говорят, что они неуклюжие.
Обучение детей – дизартриков проводится на занятиях в специальных учреждениях и дома по разным направлениям: развитие общей, мелкой и артикуляторной моторики, исправление звукопроизношения, формирование ритмико – мелодической стороны речи и совершенствование дикции. Для выработки у ребенка прочных навыков во всей двигательной сфере требуется длительное время и использование разнообразных форм и приемов обучения. Для более быстрого достижения результатов работа должна проводиться совместно и комплексно логопедом, неврологом (или психоневрологом) и специалистом по лечебной физкультуре.
Литература
Лопатина Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами. СПб., 2004
Филичева Т. Б. Логопедия. Теория и практика. М., 2017