Ираида Давыдова
Дизартрия у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы. Отличительным признаком дизартрии от других нарушений произношения является то, что в этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи.
У детей с дизартрией отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь у ребенка – дизартрика характеризуется смазанным, нечетким произношением. Голос у ребенка слабый, тихий, а иногда наоборот, резкий, темп речи может быть замедленным или ускоренным, ритм дыхания нарушен, вследствие чего речь теряет свою плавность.
Публикация «Дизартрия у детей» размещена в разделах
Причинами возникновения дизартрии могут быть различные вредоносные факторы, которые могут воздействовать внутриутробно во время беременности (токсикозы, вирусные инфекции, патология плаценты, затяжные или стремительные роды, вызывающие кровоизлияние в мозг младенца, инфекционные заболевания мозга и мозговых оболочек (менингит, менингоэнцефалит и др.) в раннем возрасте. Дизартрия может наблюдаться как в тяжелой, так и в легкой форме. Тяжелая форма чаще всего рассматривается в рамках детского церебрального паралича и является его компонентом.
В школах и детских садах общего типа могут находиться дети с дизартрическим компонентом или стертой формой дизартрии. Дети с такой формой дизартрии не выделяются среди своих сверстников. Однако у них имеются некоторые особенности: они нечетко говорят, плохо едят. Они не любят мясо, морковь, твердое яблоко, хлебные корочки, так как им трудно жевать. Немного пожевав, ребенок может держать пищу за щекой.
Труднее у таких детей воспитываются культурно – гигиенические навык, требующие точных движений различных групп мышц. Ребенок не может самостоятельно полоскать рот, так как у него слабо развиты мышцы щек, языка. Дети с дизартрией не любят и не хотят застегивать сами пуговицы, засучивать рукава, шнуровать ботинки.
Дети – дизартрики испытывают затруднения и в изобразительной деятельности. Им трудно правильно держать карандаш, регулировать силу нажима на кисточку и карандаш, пользоваться ножницами.
Для таких детей характерны затруднения при выполнении физических упражнений и танцах. Им трудно соотносить свои движения с началом и концом музыкальной фразы, менять характер движений по ударному такту. Про таких детей говорят, что они неуклюжие.
Обучение детей – дизартриков проводится на занятиях в специальных учреждениях и дома по разным направлениям: развитие общей, мелкой и артикуляторной моторики, исправление звукопроизношения, формирование ритмико – мелодической стороны речи и совершенствование дикции. Для выработки у ребенка прочных навыков во всей двигательной сфере требуется длительное время и использование разнообразных форм и приемов обучения. Для более быстрого достижения результатов работа должна проводиться совместно и комплексно логопедом, неврологом (или психоневрологом) и специалистом по лечебной физкультуре.
Литература
Лопатина Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами. СПб., 2004
Филичева Т. Б. Логопедия. Теория и практика. М., 2017