Елена Сейидова
Дизартрия: стертые или минимальные формы ее проявления
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
В настоящее время многие речевые расстройства у детей дошкольного возраста осложнены лёгкими (стёртыми) формами дизартрии.
Стёртая дизартрия — речевое нарушение центрального генеза, характеризующееся комбинаторностью множественных нарушений процесса моторной реализации речевой деятельности (артикуляция, дикция, голос, мимика, мелодико-интонационная сторона речи). При стертой дизартрии все симптомы проявляются в нерезко выраженной форме. Ведущим звеном в структуре речевого дефекта являются стойкие фонетические нарушения, обусловленные недостаточной иннервацией отдельных групп мышц артикуляционного аппарата. Несформированность звукопроизношения отрицательно влияет на формирование других сторон речи.
Публикация «Дизартрия: стертые или минимальные формы ее проявления» размещена в разделах
Состояние неречевых функций и ряда психических процессов у детей также характеризуется качественным своеобразием.
Количество детей со стёртой дизартрией имеет тенденцию к значительному росту. Это речевое нарушение достаточно трудно поддается логопедическому воздействию, поэтому проблема ранней профилактики и комплексной (медицинской, психологической, логопедической) коррекции данной формы дизартрии становится всё более актуальной на современном этапе развития логопедии.
В специальной литературе данное речевое нарушение именуется по-разному: «стёртая дизартрия», «минимальные проявления дизартрии», «дизартрический компонент», «дизартрический синдром», «лёгкая форма дизартрии», что свидетельствует о широком круге исследований данной проблемы.
Цель — выявить особенности фонетических и просодических нарушений при стертой форме дизартрии. На основе выявленных нарушений разработать комплексную коррекционно-логопедическую систему, направленную на её преодоление.
Достижение цели осуществить посредством последовательного решения задач:
1. Изучить и проанализировать специальную медицинскую, психологическую, педагогическую литературу по проблеме.
2. Выявить двигательные расстройства артикуляционного аппарата и фонетических особенностей речи детей со стертой формой дизартрии.
3. Выявить особенности просодической стороны речи.
4. Разработать перспективный план по изучаемой теме на учебный год.
5. Ознакомиться с инновационными методиками, технологиями в среде ИКТ.
6. Изучить методы диагностики нарушений звукопроизношений при дизартрии.
7. Проанализировать систему коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с синдромом дизартрия.
8. Разработать рекомендации для родителей и педагогов ДОУ.
План работы:
1 год (2015-2016 уч. год)
1. Изучение психолого-педагогической, методической литературы по теме самообразования
1. Подготовительный этап
• Познакомиться с проблемами изучения стертой формой дизартрии у детей в трудах отечественных ученых.
• Изучить клинико-психологическую характеристику детей с минимальным проявлением дизартрии.
• Обзор информации по теме в Интернете.
2. Работа с детьми
• Изучение и применение методики дыхательной гимнастики по А. Н. Стрельниковой
3. Работа с воспитателями
• Консультация «Дизартрия. Развитие просодической стороны речи детей со стертой формой дизартрии».
4. Работа с родителями
• Сбор анамнестических данных ребенка.
• Консультации «Что делать, если у вашего ребенка дизартрия?»
5. Самореализация
• Систематизировать материал, апробировать игры, упражнения по развитию просодической стороны речи у ребенка со стертой формой дизартрии
Отчет за учебный год
1. Познакомилась с проблемами изучения стертой формой дизартрии у детей в трудах отечественных ученых.
2. Клинико-психологическая характеристика детей с минимальным проявлением дизартрии.
3. Выявила причины и характеристику нарушений звукопроизношений, (важное значение имеют асфиксия и родовая травма, поражение нервной системы при гемолитической болезни, инфекционные заболевания нервной системы, черепно-мозговые травмы, реже - нарушения мозгового кровообращения, опухоли головного мозга, пороки развития нервной системы, например врождённая аплазия ядер черепно-мозговых нервов (синдром Мебиуса, а также наследственные болезни нервной нервно- мышечной систем.
4. Изучила клинико-физиологические аспекты данной формы дизартрии.
5. Систематизировала материал, апробировала игры, упражнения по развитию просодической стороны речи у ребенка со стертой формой дизартрии.
6. Оформила пособие по дифференциальной диагностики «Отличия функциональной дислалии от стертой дизартрии».
7. Подготовила сообщение для воспитателей, родителей по проблеме «Развитие просодической стороны речи детей со стертой формой дизартрии».
8. Провела работу по профилактике стертой дизартрии в каждой возрастной группе, а именно работа по формированию мелкой моторики, работу над ритмом, над развитием мимики, над развитием высоты голоса и речевого дыхания, упражнения для развития подвижности нижней и верхней челюсти, артикуляционные гимнастики-сказки, веселые упражнения для пассивной гимнастики.
2 год (2016-2017 уч. год)
1. Изучение психолого-педагогической, методической литературы по теме самообразования
2. Работа с детьми
• Изучение и применение методик коррекции речевого дыхания (дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой)
• провести диагностику стертой формы дизартрии среди детей 4-6 лет.
3. Работа с родителями
• Составление и выпуск буклетов: «Самомассаж шеи и лица», «Артикуляционная гимнастика», «Развитие речевого дыхания»;
• Консультации «Что делать, если у вашего ребенка дизартрия?»; «Почему мой ребенок не говорит?»
• Индивидуальные открытые занятия с родителями детей, имеющие диагноз стертая форма дизартрии;
• Открытое подгрупповое занятие по формированию фонетической стороны речи;
• Направление детей к детскому невропатологу и психиатру для подтверждения диагноза и назначения лечения.
4. Работа с воспитателями
• Пополнить картотеку на автоматизацию звуков для детей подготовительной и старшей групп;
• «Тетрадь взаимодействия логопеда и воспитателя» (подготовительная, старшая группы) – ежемесячное пополнение папки артикуляционными гимнастиками, пальчиковыми играми, дыхательными гимнастиками, речевыми играми по различным лексическим темам.
5. Самореализация
• Составить структуру логопедического занятия при дизартрии;
• Подготовить сообщение для воспитателей и специалистов ДОУ по проблеме «Современный подход к профилактике и коррекции стертой формы дизартрии у детей»;
Отчет за 2016-2017 учебный год
• В начале учебного года проведено речевое обследование детей с целью выявления признаков стертой дизартрии, причин ее возникновения. В связи с этим составлены индивидуальные маршруты по формированию речевой деятельности дошкольников.
• Приобретена, изучена и внедрена в работу методическая литература: И. Б. Карелина «Логопедический массаж при различных речевых нарушениях», Е. Краузе «Логопедический массаж», Н. С. Четвертушкина «Слоговая структура слова».
• Была изучена и применена методика коррекции речевого дыхания А. Н. Стрельниковой, а также подготовлена презентация по данной теме.
• Продолжалась работа по преодолению признаков стертой дизартрии воспитанников логопедических групп, а именно: по формированию мелкой моторики, выработке ритма, над развитием мимики, высоты голоса и речевого дыхания, упражнения для развития подвижности нижней и верхней челюсти, артикуляционные гимнастики и т. д.
• Разработана структура логопедического занятия при дизартрии с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
• Для профилактики и коррекции дизартрии ведется «Тетрадь взаимодействия логопеда и воспитателя» (подготовительная, старшая группы) - еженедельное пополнение папки артикуляционными упражнениями, пальчиковыми играми, дыхательными гимнастиками, речевыми играми по различным лексическим темам.
• Проведены консультации для родителей и педагогов: «Приемы закрепления поставленных звуков у детей с дизартрией», «Почему мой ребенок не говорит?»
• Составлены буклеты: «Самомассаж шеи и лица», «Артикуляционная гимнастика», «Развитие речевого дыхания».
• Проведены индивидуальные открытые занятия с родителями детей, имеющие диагноз дизартрия (Некрасова К. ,Устьянцев С. ,Болотова С. ,Сашин Р. ,Загороднюк П. ,Бочина Д. ,Шайхуллин Д. ,Григорьев С. ,Кутдусова П. ,Грехов К. ,Багаутдинова Л. Вартке Д.)
• В феврале вниманию родителей было предложено открытое подгрупповое занятие по формированию фонетической стороны речи с дальнейшим обсуждением.
• Приобретено пособие «Непослушные звуки» издательства «Карапуз».
• Обобщение опыта по данной теме с логопедами на форумах в Интернете, просмотр видео-уроки по коррекции дизартрии.