Ирина Гареева
Дизайн-проект «Уголок экспериментирования»
▼ Скачать + Заказать документы
план:
Введение
1. Актуальность
2. Сущность, эффективность и новизна экспериментирования
3. Цель и задачи
4. Особенности организации экспериментирования в разных возрастных группах
5. Методы и приемы работы
6. Сравнительная диагностика. Результаты
7. Заключение
Приложение: Список литературы. Презентация.
Н. н. поддьяков: |
Детское экспериментирование - одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности с другой |
Публикация «Дизайн-проект „Уголок экспериментирования“» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Оформление детских садов
- Проекты. Проектная деятельность
- Уголки и центры в группах
- Уголок природы и календарь наблюдений
- Темочки
Введение
Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на решение многих задач. В соответствии с требованиями ФГОС ДО к основной общеобразовательной программе дошкольного образования одним из направлений содержания образовательной области “Познавательное развитие”, направленного на достижение целей развития у детей познавательных интересов, любознательности и познавательной мотивации, является - развитие познавательно-исследовательской деятельности “Экспериментирование”.
1. Актуальность
Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность (Н. Н. Поддьяков, А. И. Савенков, О. В. Афансьева, А. Е. Чистякова, отмечают основную особенность познавательной деятельности: «Ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним… А овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребенка». В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. С введением ФГОС ДО, мне, как современному педагогу необходимо выбирать и организовывать такие виды детской деятельности, в которых будут формироваться познавательный интерес и познавательная активность ребенка, а форма взаимодействия взрослого с детьми будет носить характер партнерских взаимоотношений. Изучив технологии организации педагогического процесса, представленные в работах А. И. Савенкова, Н. А. Королевой, О. В. Дыбиной, я пришла к выводу, что познавательно-исследовательская деятельность, протекающая в форме детского экспериментирования, играет существенную роль в формировании познавательной активности и познавательных интересов старших дошкольников. В Стандарте дошкольного образования определены психолого-педагогические условия реализации образовательной программы (пункт 3.2 ФГОС ДО).
2. Сущность, эффективность и новизна экспериментирования.
Детская экспериментальная деятельность способствует сохранению полноценного здоровья и развития личности дошкольников, отвечает также современным требованиям концепции, модернизации российского образования: «развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются любознательностью, динамизмом, конструктивностью, развитым чувством ответственности за судьбы страны».
3. Цель и задачи.
Учитывая ее практическую значимость для всестороннего развития ребенка и ФГОС ДО, мною были выделена следующая цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Для достижения поставленной цели я определила ряд задач:
1. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.
2. Формирование у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении экспериментов.
3. Развитие у детей познавательных способностей.
4. Развитие ребенка в социально-личностном направлении коммуникативности; самостоятельности, наблюдательности; элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
5. Активизировать работу по повышению уровня представлений детей о неживой природе.
6. Создание в группе специального уголка для создания полноценных условий, необходимых в экспериментальной деятельности дошкольников.
Экспериментальная деятельность организовывается по пяти взаимосвязанным направлениям: 1. “Живая природа” 2. “Неживая природа” 3. “Физические явления” 4. “Человек” 5. “Рукотворный мир”
4. Особенности организации экспериментирования в разных возрастных группах.
Овладение каждой формой экспериментирования подчиняется закону перехода количественных изменений в качественные. Возникнув в определенном возрасте, каждая очередная форма развивается, усложняется и совершенствуется. В Стандарте дошкольного образования (пункт 2.7 ФГОС ДО) закреплено, что реализация программы зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка): в младенческом возрасте (2 месяца - 1 год) - непосредственное эмоциональное общение с взрослым, манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские действия; в раннем возрасте (1 год - 3 года) - экспериментирование с материалами и веществами; для детей дошкольного возраста (3 года - 7 лет) - ряд видов деятельности, таких как познавательно-исследовательская.
Н. Н. Поддъяков выделяет два основных вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников: первый - активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка; второй – организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий.
Исследовательский подход к обучению представлен в пособии «Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках» (М. В. Кларин, 1994).
Интеграция. Опытно-экспериментальная деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. В своей работе с детьми я придаю большое значение игровым технологиям, используя игры: дидактические, словесные, строительные игры. Занимательные игры-опыты, игры-превращения, фокусы и игры-эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, развивают положительный интерес.
Тесно связаны между собой экспериментирование и коммуникация. Это умение четко выразить свою мысль.
Опытно-экспериментальная деятельность связана с продуктивными видами деятельности. Т. к. для обоих видов деятельности одинаково важны развитие наблюдательности, восприятия, внимания, мышления и способность регистрировать на увиденное.
Экспериментирование связано и с другими видами деятельности - чтением художественной литературы (детям даются научные знания).
Экспериментирования связано с ФЭМП. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции.
Формы взаимодействия с семьёй: анкетирование; родительское собрание; круглый стол; памятки; папки-передвижки; консультации; картотеки опытов-экспериментов в домашних условиях; открытый показ НОД.
5. Методы и приемы работы.
В своей работе я использую: традиционные методы (наглядные; словесные; практические; игровые) и инновационные методы (ТРИЗ, метод игрового проблемного обучения, ИКТ).
В соответствии с этим в нашей группе создана развивающая среда, необходимая для проведения познавательно - исследовательской деятельности и развития
поисковой активности детей. Оформлен Центр экспериментирования, в котором имеется разнообразное оборудование.
6. Сравнительная диагностика.
Диагностика показала, что в результате работы, у детей значительно повысился уровень знаний о свойствах и качествах предметов и объектов окружающего мира, дети овладели определенными навыками в исследовательско – экспериментальной деятельности, стали проявлять инициативу, пытливость, творчество, сообразительность, самостоятельность.
Результаты.
1. Разработан перспективный план
2. Систематическое использование метода экспериментирования привело к формированию у детей знаний о материалах
3. и объектах окружающего мира, а так же их свойствах.
4. Сформированы представления о ценностях ЗОЖ.
5. Активно развивается познавательный интерес, воображение.
6. Создана картотека опытов и игр для детей.
7. Изготовлен и подобран практический и дидактический материал, для осуществления опытно – исследовательской деятельности.
8. В группе создана развивающая среда в целях развития экспериментальной деятельности.
7. Заключение.
Педагоги современного образовательного процесса призваны с особой внимательностью относиться к новым педагогическим технологиям, изучать закономерности педагогического процесса, выявлять эффективность этих методов обучения. Проанализировав результаты, можно отметить положительную динамику овладения детьми дошкольниками экспериментальной деятельностью. Считаю, что единственная возможность научить ребенка жить в быстро меняющемся мире - это создать ему условия для полного развития своих собственных способностей, не указать проторенный путь познания, а помочь найти свою, пусть даже узенькую и труднопроходимую тропу. Как раз этому и способствует исследовательская деятельность дошкольников.
Непосредственный контакт ребёнка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют ему познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно – следственные связи, соблюдать правила безопасности.