Елена Солдатенко
Проект «Ландшафтный дизайн детского участка»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект : Ландшафтный дизайн детского участка
Тема : «Летнее Чудо».
Тип : Практико-ориентировочный проект по благоустройству детского участка.
Вид Творческий
Сроки реализации проекта : Май – июль 2013 года;
Руководитель проекта : Солдатенко Е. А.
Участники проекта : родители детей и дети.
Публикация «Проект „Ландшафтный дизайн детского участка“» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Проекты по благоустройству территории участков детских садов
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
Детский сад – место, где ребенок развивается, учится и играет. Выбирая дошкольное учреждение для своего ребенка родители обращают внимание не только на обстановку в группе, но и на дизайн участка детского сада. Детский сад можно считать вторым домом для малышей, ведь здесь они проводят большую часть своего дня. Наверное, каждому педагогу и родителю хочется, чтобы ребенка окружали красивые деревья и цветы, качели и горки, павильоны и турники. Я работаю в детском саду и одна из обязанностей это оформление детской площадки, так как мне небезразлично как выглядит мой участок, где с удовольствием играют и гуляют подопечные ребятишки.
К сожалению, во многих детсадах сейчас плохое финансирование, но это не повод опускать руки. Ведь достаточно применить свою фантазию, умение и труд, что бы изменить территорию до неузнаваемости практически не вкладывая денег. Не безразличные и активные родители есть в любом садике, а если еще привлечь ребятню, работа закипит. Основания для разработки проекта Желание изменить уже сложившуюся среду территории детского сада, создать индивидуальный и стильный облик дошкольного учреждения, соответствующий общим законам организации пространства под открытым небом, интересный детям и родителям, позволяющий более интересно организовать свободную деятельность детей на природе.
Актуальность.
Одной из важнейших задач дошкольного воспитания является правильное психическое развитие ребенка, создание в дошкольном учреждении благоприятного психологического климата. Этому способствуют гуманизация среды ДОУ, создание интерьеров, фасадов, фрагментов участка, по характеру напоминающих жилую среду.
Основным принципом создания соответствующей среды для детей является выделение ее развивающего начала. Среда детского учреждения должна содержать пространственные и предметные стимулы творческого и эмоционального развития ребенка и, кроме того, быть динамичной, не допуская привыкания к однообразию.
Окружающая среда призвана обеспечить детям возможность развиваться, для этого ее необходимо периодически изменять. Таким образом, благоустройство решает задачи эстетического, умственного, нравственного и физического воспитания детей через знакомство с окружающим растительным миром; комфортных условий для прогулок детей. Совместно с родителями мы решили изменить уже сложившуюся среду, создать индивидуальный облик территории детского сада, соответствующий законам организации пространства под открытым небом. При этом имеющиеся деревья, кустарники и сад будут гармонично включаться в обновленный проект и соответствовать интересам детей, что позволит изменить их отношение к природе во избежание экологических проблем.
Гипотеза: мы считаем, что методически грамотная организация развивающей среды не только внутри дошкольного учреждения, но и на его территории, позволит содействовать развитию психических процессов детей дошкольного возраста, усвоению обязательных знаний, умений, норм, правил, приобщению детей к природе, формированию нравственных и эстетических начал, большей социализации.
Исходя из всего этого, я поставила перед собой следующие цели и задачи:
Цель: Создание эмоционально - благоприятных условий пребывания детей в дошкольном учреждении через благоустройство территории и организацию познавательной, творческой, оздоровительной деятельности детей во время пребывания на воздухе на участках детского сада в теплое время года.
Задачи :
1. Оборудовать и озеленить участок в соответствии с современными, санитарно-эпидемиологическими требованиями и методическими рекомендациями по проведению летней оздоровительной работы с детьми;
2. Использовать дополнительные возможности для приобретения оборудования, вовлечь в процесс работы родителей, детей, выявить среди родителей деловых партнеров;
3. Улучшить художественное оформление детского участка;
4. Воспитывать бережное отношение к природе и к окружающему миру;
5. Привлечь детей к опытно-исследовательской деятельности;
6. Развивать креативность родителей и воспитанников.
7. создание и совершенствование нескольких зон, таких как «цветочная поляна», «мини прудик», «лесная поляна» «тихий уголок», и т. д.
Для работы над проектом я провела анализ исходного состояния участка группы «Капитошка».
Анализ состояния детского игрового участка существующих проблем.
Каждый дом начинается со двора. Первое знакомство гостей и просто прохожих начинается с внешнего вида дома, благоустройства двора. Не случайно говорят, что встречают по одёжке. Благоустроить территорию детского участка особенно важно, так как его посещают маленькие дети. Души детей будут прекрасны, если они будут расти в атмосфере красоты. Для дальнейшего личностного становления ребенка важно, что его окружает. Видя ежедневно ухоженные красивые, всегда цветущие клумбы, ребёнок не только получает положительные эмоции, но и учиться оберегать красоту, создавать её своими руками.
Больше всего времени дети проводят на игровых площадках. Во время прогулок дошкольники играют, экспериментируют. Они могут это делать и под руководством взрослого, и самостоятельно. Оформление участка отражает не только возраст, но и название группы. Интересно, когда веранды и участки групп отличаются друг от друга. Воспитатели каждой группы выбирают собственную тему для оформления, не согласовывая идеи друг с другом или выбирается общая для всех тема оформления, а оформление каждой игровой площадки отражает разные аспекты общей темы. Благодаря этому территория ДОУ смотрится как единое целое и с точки зрения планировки, и с точки зрения цветового оформления.
Задача воспитателя – создать условия для разнообразных игр, для детского творчества, фантазии, конструирования. Старый пень можно выкорчевать, а можно превратить его в гнома или белку, из крупных камней получаются не только отличные объекты для наблюдений, но и яркие сказочные герои, своеобразные декорации для спектаклей и игр.
Одно из любимых мест ребят – песочницы – могут быть не только квадратными. Можно сделать большую песочницу, вокруг которой выкопан небольшой ров. Если ров наполняется водой, песочница превращается в своеобразный центр песка и воды для всех детей. Большая проблема – посещение песочниц домашними животными в выходные дни и ночное время. Ее могут решить закрывающиеся на ночь дверцы или укрывным материалом.
Любая скульптура, фигура – это не только украшение, она дает толчок для игры. Повозка с осликом, кораблик, фигурка животного, на которую можно залезать, ярко (но со вкусом) раскрашенные, украшенные флажками веранды, – все это делает игровой участок привлекательным для ребенка, мост перекинутый через пруд, вертолёт, автомобиль и т. д. Местом для игры «в театр», «в сказку» может послужить и небольшой домик, невысокий плетень. Плетеный забор делает игровую площадку оригинальной, привлекательной и служит местом самостоятельного разыгрывания детьми сказок.
План реализации проекта.
1 этап – организационный (Май 2013 год)
Организационный этап проекта включает создание всех необходимых условий для обеспечения разработки и освоения новшеств:
1) детальное обследование детского игрового участка группы «Капитошка;
2) Выбор стиля и композиции озеленения;
3) Составление плана озеленяемого и облагораживаемого участка;
4) Составление списка необходимых материалов для реализации проекта;
5) Приобретение необходимых материалов для реализации проекта;
6) Составление и подбор ассортимента семян и рассады цветов для клумб;
7) Знакомство детей с одним из видов ландшафтного дизайна – оформлением клумбы;
8) Привлечение родителей, общественности к благоустройству территории.
2 этап - практический (Июнь 2013 год)
1) реконструкция имеющегося оборудования и оформление участков в соответствии с задачами проекта и требованиями охраны жизни и здоровья детей: - разбивка клумб, установка вазонов с цветами, посадка цветов, изготовление фигур из покрышек, установка мини прудика у моста, героев из сказок, эстетическое оформление детского игрового участка в соответствии с проектом;
- создание зон эмоциональной разгрузки для детей;
- восстановление, реконструкция, строительство малых архитектурных форм (песочниц, спортивного и игрового оборудования);
- создание «Поляны сказок» на территории детского игрового участка из объемных фигур;
- обновление дорожной разметки;
2) Приобретение и установка кольца для игр в мяч;
3) Установка крышки на песочницу;
4) Приобретение и установка моста и мини прудика ;
5) изготовление совместно с детьми улей и пчел, а также цветов из пластиковых бутылок;
4 этап заключительный (Июль 20013 год)
Заключительное мероприятие проекта : Конкурс рисунков и поделок из природного и отходного материала «Летнее чудо», а также фотоссесия на детском игровом участке.
Ожидаемые результаты
- благоустройство детского участка в соответствии с приоритетными направлениями деятельности ДОУ;
- создание условий для отдыха, занятий спортом, игры и экспериментирования детей;
- создание условий для охраны и укрепления здоровья детей;
- создание зон непрерывного озеленения и цветения при декорировании зон, ограды, построек ;
- привлечение родителей к благоустройству территории;
- удовлетворенность деятельностью дошкольного учреждения со стороны родителей, воспитанников;
- создание своего "образа" на детском участке группы «Капитошка»;
- повышение уровня экологической культуры детей и родителей;
- гармоничное формирование разных видов отношения детей к природе (природоохранного, гуманного, эстетического, познавательного) .
- привлечение родителей, общественности к благоустройству территории;
- удовлетворенность деятельностью дошкольного учреждения и воспитателя группы со стороны родителей, детей;
- деление территории детского игрового участка на тематические зоны.
За время внедрения проекта на территории нашего детского игрового участка было создано :
• Композиционное оформление кустарников, деревьев, цветочных клумб;
• На детском участках появились герои «Лесной сказки», «Кот и мыши», некоторые жители «Теремка» «Повозка с осликом» «Чудо – вертолёт», «Зелёная поляна на которой расположились лебеди», «Подсолнухи». Детям нравится играть среди «новых жителей», а воспитателю более творчески подходить к созданию игровых ситуаций;
• Уютная территория детского игрового участка стала ещё привлекательнее с появлением новых клумб. Разбиты клумбы с учетом цветовой композиции, видового разнообразия, сказочных сюжетов и образов;
• Создана клумба с лекарственными травами;
• Созданы такие зоны как: «цветочная поляна»; «лесная поляна»; зона «посидим в тишине»; «театральная зона»; «зона мы мальчишки – удалые, мы мальчишки озорные»; «зона мини – прудик»; «игровая зона»; «спортивная зона».
За время реализации проекта удалось достичь следующих результатов:
- повысился уровень экологической культуры и социальной компетентности детей:
- преобразована предметно - игровая среда;
- укрепилась заинтересованность родителей в сотрудничестве с детским садом;
- пополнилась методическая база по экологическому воспитанию.
Дети, участвующие в проектной деятельности :
• проявляют творческую активность в познании окружающего мира;
• самостоятельны и гибки в принятии решений;
• сознательно применяют сенсорные ощущения в решении практических задач;
• осознают себя субъектом понимающим (что известно, что нет, каким образом можно узнать);
• способны общаться в детском коллективе по поводу обсуждения совместного плана действий;
• воспринимают мир природы не только с утилитарной точки зрения, но и осознают его уникальность, красоту, универсальность.
Родители, принимающие участие в проектной деятельности дошкольного учреждения:
• наладили тесный контакт не только со своим ребёнком, но и с коллективом родителей и детей группы;
• получили возможность не только узнать о том, чем занимается ребёнок в детском саду, но и принять активное участие в жизни группы;
• смогли реализовать свои творческие способности.
Вывод и практическая значимость проекта :
Результаты работы данного проекта оказывают как опосредованное, так и прямое влияние на качество, и уровень образования, на работу по обеспечению охраны жизни и здоровья детей. Создание единого пространства детей, педагогов и родителей должно способствовать формированию у детского и взрослого населения чувства ответственности, любви к малой родине и созидательного отношения к окружающему.
Таким образом, проект благоустройства решает задачи эстетического, умственного, нравственного и физического воспитания детей через знакомство с окружающим растительным миром; комфортных условий для прогулок детей. А также используется в целях активизации творческого потенциала педагога и родителей по созданию благоприятных условий для пребывания детей в дошкольных учреждениях, по формированию гражданской позиции детей и обеспечения эстетики при благоустройстве детского игрового участка.
Народная мудрость гласит:
«Кто выращивает цветы, тот приносит радость себе и другим»
Цветочная клумба»
Наш участок – загляденье!
Полюбуйтесь на него!
Поднимает настроение
Всем, кто к нему не подойдет.
Сколько здесь цветов душистых!
Сколько нежных лепестков:
Шелковистых и пушистых
Тонких, гибких стебельков.
Сколько красок уместилось,
Просто глаз не оторвать!
Видно радуга спустилась,
Наш участок разрисовать.
Здесь и котик, здесь и мыши,
Лебедь белая плывёт,
Вертолёт, машина, прудик:
Попугай летит в полёт.
Одуванчик и ромашка….
Дружный тут живет народ.
Красоту беречь мы будем,
И другим сказать спешим:
Пусть приносят радость людям,
Всем – и крохам, и большим!
Перспективы дальнейшего развития разработки, возможности распространения опыта:
1. Внесение изменений в тематическое планирование, интегрировать темы непосредственно образовательной деятельности с учетом задач экологического воспитания;
2. Просвещение родительской общественности.
3. Расширение возможностей для реализации творческих потребностей учащихся: проектные и исследовательские работы, участие в конкурсах
4. Создание программ, методических разработок, наглядных материалов, в том числе и электронных по данной теме;
5. Создание аудио-, видео-, медиатек по работе проекта;
6. Продолжить облагораживание территории детского игрового участка группы «Капитошка» с привлечением детей и родителей.
Финансовое обеспечение проекта
Проект, представляемый мною, ценен тем, что деятельность его не ограничится определенными возможностями. Оборудованная территория детского игрового участка позволит вести системную физкультурно-оздоровительную и воспитательно-образовательную работу с детьми дошкольного возраста во время проведения прогулок, спортивных досугов, праздников и развлечений, познавательной деятельности, организовывать досуг семей воспитанников детского сада. Кроме того данный проект может быть реализован на любом другом участке, на базе любого ДОУ.