Наталья Николаева
Дизайн-проект предметно-развивающей среды первой младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Дизайн-проект предметно-развивающей среды первой младшей группы
Переход к модели развивающего воспитания и обучения требует от педагогов создания в ДОУ соответствующей предметной среды детства и реализации на ее основе личностно-ориентированного, системного, интегративного и деятельностного подходов к ребенку.
Публикация «Дизайн-проект предметно-развивающей среды первой младшей группы» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Проекты, проектная деятельность
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2021
Дизайн рассматривается как проектная художественно-техническая деятельность по формированию гармоничной предметной среды дошкольного учреждения. Исходя из этого поставила цель: создать дизайн-проект прогрессивной среды детства, обеспечивающей полноценное развитие воспитанников. Основными принципами разработки дизайн-проекта стали :
• Создание общего энергетического поля, начиная с первого «Здравствуйте, я пришел», «Я есть» и заканчивая положением воспитанника и воспитателя относительно друг друга;
• Создание условий для творческого духовного развития и возможностей черпать из организованной среды информацию, необходимую для постановки задач той или иной деятельности;
• Соответствие предметно-развивающей среды возможностям ребенка при переходе к следующему этапу развития;
• Обогащение среды природными, социокультурными, средствами для успешной образовательной деятельности;
• Создание функционального комфорта, т. е. оптимального состояния ребенка в процессе активной деятельности, проявляющегося в положительных эмоциях.
В результате реализации дизайн- проекта группа «Мичээр» была оформлена просто, но в определенном стиле, в специально подобранной цветовой гамме. Каждая вещь находится на том месте, где и должна находиться, а детям и взрослым в групповом помещении комфортно и интересно. Талисманом-символом группы стала Девочка-Солнце, которая встречает детей утром и провожает вечером. Воспитанники каждый месяц меняют ей платье, подбирая оттенки теплых цветов. Девочка-Солнце участвует с детьми и воспитателями в самостоятельной и непосредственно образовательной деятельности. В группе дошкольникам представляется возможность не только действовать самостоятельно (творить, фантазировать, экспериментировать, находиться в постоянном поиске необыкновенного в обыкновенном, изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним, получать удовольствие от каждого дня, разнообразие деятельности, успешно выполненного задания.
Для организации творческой деятельности детей на основе предметно-развивающей среды учитывался ряд факторов, влияющих на формирование базисных психических процессов и побуждающих детей к творчеству:
• Формирование среды соответствующими возрасту ребенка средствами с небольшим превышением степени их сложности;
• Создание модели, свободной от ограничений предметно-развивающей игровой среды, полностью подвластной ребенку;
• Отсутствие загромождения «лишними» предметами, сочетание проблемных и консервативных компонентов, разнообразие игрушек, игрового оборудования, предметов-заместителей;
• Включение элементов новизны, которая всегда привлекает детей и достигается сменой обстановки или функционально закладывается на этапе построения среды;
• Формирование чувства цвета, формы, композиции, ритма.
Основными компонентами предметно-развивающей среды в группе являются центры развития детей, созданные с целью предоставления каждому ребенку возможности сосредоточиться на своей деятельности, пережить определенное эмоциональное состояние. Данные центры служат основой реализации программного содержания всей воспитательно-образовательной работы с детьми.