Александр Владимирович Гришин
Дистанционное и виртуальное обучение и деятельностный подход к нему
▼ Скачать + Заказать документы
Дистанционное обучение играет все большую роль в модернизации образования. Интернет прочно вошел в жизнь современного ученика,студента, человека, который постоянно совершенствует
свое образование.
Сейчас трудно представить себя без компьютера и интернета. Современные школьники активно используют информационные технологии в своей жизни и в образовании.
В современном мире идея "образования через всю жизнь" приводит к необходимости поиска новых методов передачи знаний и технологий обучения. При быстром потоке информации специалисту необходимо учиться практически всю свою жизнь.
Публикация «Дистанционное и виртуальное обучение и деятельностный подход к нему» размещена в разделах
Для получения дополнительного образования в Великобритании была изобретена новая демократическая и свободная система образования - дистанционное образование, которое активно использовалось жителями Европы. В России датой официального развития дистанционного обучения можно считать 30 мая 1997 года, когда был издан приказ Минобразования РФ № 1050 от 30 мая 1997 года, позволяющий провести эксперимент по дистанционному обучению в сфере образования.
Развитие информационных технологий дает уникальную возможность внедрить дистанционное обучение на уроках. Дистанционное обучение, очевидно, имеет ряд положительных сторон: во-первых, оно позволяет обучающемуся самостоятельно выбирать время и место обучения; во-вторых, предоставляет возможность получить образование людям, которые по разным причинам лишены традиционного образования; в-третьих, помогает использовать в обучении новые информационные технологии. Многие задачи еще более успешно решаются в дистанционной форме, например, дифференциация, индивидуализация обучения. Процесс обучения в дистанционной форме является более трудоемким и многомерным, чем в очной форме.
Рассматривая зарубежный опыт, можно выделить следующий аспект: учитель, преподаватель выступает не как распространитель информации, а как консультант, советчик, помощник. Это дает положительные моменты: ученики, студенты активно участвуют в учебном процессе, учатся самостоятельно мыслить, выдвигать свои точки зрения, моделировать реальные ситуации.
При взаимодействии с учащимися необходимо определить направленность мотивов. Есть два направления: мотивы достижения успеха и мотивы избегания неудач. По мнению П. М. Якобсона, для
организации продуктивной деятельности необходимо учитывать познавательные мотивы.
Проблема, проблемная ситуация, проблемная задача, исследование, исследование возможных путей ее решения, рассмотрение альтернативных точек зрения, рефлексия, обсуждение, обобщение,
оценка полученных результатов - все это направлено на создание базы собственных знаний.
Таким образом, реализация дистанционного обучения в школьной среде осуществляется по следующим направлениям: ежедневно обновляется теоретический материал, размещаются видеоуроки,
презентации, объясняющие новый теоретический материал, а также проводятся онлайн – консультации через приложение SKYPE и другие социальные приложения.
Особое внимание следует уделить форме контроля и системе оценки знаний студентов. Цель контроля - выявить достижения и успехи учащихся, указать пути совершенствования, углубления знаний, создать условия для последующего включения в активную творческую деятельность.
При проверке понимания изучаемого материала важно обеспечить обратную связь, которая будет отражать различные виды учебной деятельности. Письменная или устная обратная связь может
быть обеспечена с помощью видео - или аудиозаписей. Если вы используете синхронные сеансы, вы можете организовать видеоконференцию. В асинхронном режиме учащиеся могут размещать свои работы и общаться с преподавателем в течение длительного периода времени, могут отправить свои видео сообщения в один из сервисов или отправить фотографии, отражающие их работу. С детьми младшего школьного возраста вам, в первую очередь, нужно работать с родителями, которые могут помочь создавать видео или фотографии.
Индивидуальное общение остается наиболее мощным и значимым способом проверки понимания учебного материала.
Информационный ресурс и коммуникация на его основе помогают связать воедино всех участников образовательного процесса.