Ольга Исаева
Дислексия и дисграфия. Виды нарушений и профилактика
▼ Скачать + Заказать документы
Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения в дальнейшем, так как письменная речь формируется на основе устной.
В последние годы отечественные и зарубежные исследователи и практики, такие как А. Н. Корнев, Р. И. Лалаева, Н. С. Старжинская, Т. Б. Филичева, Р. Е. Левина, И. Н. Садовникова, А. В. Семенович указывают на то, что в основе формирования навыка чтения лежит устная речь (ее фонетико-фонематическая сторона и лексико-грамматический строй, а также пространственные представления, зрительный гнозис, зрительно-моторная координация, сукцессивные операции, слухоречевая и зрительная память, а также профиль латеральной организации.
Публикация «Дислексия и дисграфия, Виды нарушений и профилактика» размещена в разделах
В настоящее время является общепризнанным, что между недоразвитием речи и нарушением чтения существует тесная взаимосвязь. Дети с общим недоразвитием речи – это особая категория дошкольников с недостаточными предпосылками для обучения чтению и письму. Ребенок, идущий в массовую школу из логопедической группы с диагнозом общее недоразвитие речи, испытывает большие трудности в обучении чтению.
На основании этого особую актуальность приобретает проблема выявления предрасположенности к дислексии и дисграфии у детей дошкольного возраста, особенно у дошкольников с общим недоразвитием речи, а также обоснованное использование профилактических мер для оказания помощи каждому ребенку (А. Н. Корнев, Р. И. Лалаева, И. Н. Садовникова, Л. Г. Парамонова, Н. Г. Садовникова, М. В. Еромыгина).
Дисграфия и дислексия не являются нарушениями, изолированными друг от друга, обычно встречаются в сочетании, так как имеют единые механизмы и тесно связаны с нарушением устной речи.
Определение, данное Р. И. Лалаевой: «Дислексия - это частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в стойких повторяющихся ошибках чтения, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе чтения».С учётом нарушенных операций процесса чтения были выделены следующие виды дислексии и специфические ошибки:
Фонематическая дислексия может быть связана с проблемами
распознавания важных признаков фонем языка, искажение звуко-
слоговой структуры слова.
- Замена звуков сходных по звучанию (б-п, д-т, с-ш).
- Пропуски согласных при стечении (марка-марка).
- Вставка гласных между согласными при их стечении (пасла-пасала).
- Перестановка звуков (утка-тука).
- Пропуск и вставка звуков при отсутствии стечения согласных в слове.
- Пропуски и перестановки слогов (лопата-лата-лотапа).
Семантическая дислексия связана с механизацией чтения без
понимания и смысловой обработки.
- После прочтения дети не могут ответить на вопросы по содержанию или
значению.
Аграмматическая дислексия обусловлена недоразвитием
грамматического строя речи.
- Изменение падежных окончания и числа существительных (из-под
листьях, у товарищах, Кошка-кошки).
- Неправильное согласование в роде, числе, падеже существительных и
прилагательных (сказка интересное).
- Изменение числа местоимений (все-весь).
- Неправильное употребление родовых окончаний местоимений.
Мнестическая дислексия - нарушение связи между звуком и буквой.
- Трудности усвоения всех букв, их недифференцированная замена.
- Нарушение ассоциации между зрительный образом буквы и
произносимым звуком.
Оптическая дислексия связана с недостаточно развитым зрительный
восприятием форм и оптико-пространственных представлений,
зрительного анализа и синтеза.
- Проявляется в трудностях усвоения и смешении сходных графически
букв, их взаимных замена (букву "и" путают с "н", "с" - с "о", "ш" - с "щ").
Р. И. Лалаева определяет дисграфию как частичное специфическое нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.
Виды дисграфии и характерные ошибки :
Артикуляторно-акустическая дисграфия связана с нарушением
артикуляции, звукопроизношения и фонематического восприятия.
- Ребёнок пишет то же, что и говорит (шапка-сапка, рыба-лыба, даже если
звукопроизношение уже исправлено.
Акустическая дисграфия - нарушение дифференциация,
распознавания близких звуков речи.
- Замена букв, соответствующих фонетически близким звуком:
свистящие - шипящие;
звонкие - глухие (тым-дым) ;
аффрикаты (ч-щ, ч-ть, ц-с, ц-т) ;
лабиализованные гласные (о-у, е-ю) :точа-туча;
сонорные (р-л, й-ль) ;
заднеязычные (б-к-х).
- Неправильное обозначение мягкости на письме (писмо, лубит, больит).
Дисграфия на почве несформированности языкового анализа и
синтеза - затруднения при делении предложений на слова, слов на
слоги, звуки.
- Пропуски гласных букв (упала-упала).
- Пропуски согласных букв, особенно при стечении согласных (стол-мол, в
тают-стают).
- Перестановки букв (кукла-кулака, есть-есть).
- Добавление букв (поют-поют, стит-стоеит).
- Пропуски слогов и букв в слове (бабочка-бачка).
- Недописывание слов (растёт - растё).
Аграмматическая дисграфия связана с недоразвитием лексико-
грамматический стороны речи.
- Неправильное употребление предлогов, рода, числа.
- Пропуск членов предложения.
- Нарушение последовательности слов в предложении.
- Трудности при согласовании имён существительных с прилагательными
(бела дом, красивый сумка).
- Замена префиксов, суффиксов (козлята-козленки).
- Нарушение падежных окончаний (много деревов).
- Нарушение предложенных конструкций (под столом-на столом).
- Изменение падежа местоимений (около него - около ним).
- Неправильное употребление числа существительных (дети бежит).
Оптическая дисграфия связана с несформированностью зрительно-
пространственных представлений.
- Замена букв - недописывание элементов букв (ш-щ, л-м, х-ж).
- Добавление лишних элементов.
- Замена похожих, но по-разному расположенных в пространстве
элементов (в-д, б-д, ш-т).
- Зеркальное изображение букв (З-Е).
Работа по предупреждению специфических ошибок чтения и письма у детей с общим недоразвитием речи должна строится на принципах, сформулированных ведущими специалистами, освещающих данную проблему:
• Л. С. Выготский «Принцип комплексности и системности». Дислексия и дисграфия не являются нарушениями, изолированный и друг от друга. Они имеют единые механизмы и тесно связаны с нарушениями устной речи. Поэтому логопедической воздействие охватывает весь комплекс речевых нарушений (устной речи, чтения и письма).
• Р. Е. Левина «Принцип предупредительного подхода» к детям с отклонениями в развитии речи: легче предупредить вторичные нарушения, чем исправить сформировавшиеся"
• Р. И. Лалаева «Онтогенетический принцип»: учёт формирования звукового анализа в онтогенезе и последовательность формирования зрительно-пространственных функций "
• И. Н. Садовникова «Принцип поуровневого анализа» специфических ошибок чтения и письма (ошибки на уровне буквы, слога, слова, словосочетания, предложения).
Проводить работу по профилактике дислексии и дисграфии у детей с тяжелыми нарушениями нужно:
1. Предварительно детально обследовать ребенка;
2. Учитывать особенности психосоматического состояния;
3. Сформировать правильное звукопроизношение;
4. Развивать фонематический слух и восприятие;
5. Совершенствовать лексико-грамматический строй речи;
6. Расширять словарный запас;
7. Формировать связную речь;
8. Совершенствовать пространственно-временные ориентировки;
9. Развивать тонкую моторику рук;
10. Готовить к обучению грамоте через знакомство с основными понятиями:
звук, буква, слово, предложение;
11. Соблюдать системность и последовательность;
12. Занятия должны учитывать основной вид деятельности ребенка: иметь много игровых и двигательных моментов.
Коррекционная работа включает в себя игры, направленные на создание оптимальных условий для предупреждения специфических ошибок чтения и письма на уровне буквы, слога, слова, словосочетания, предложения, текста.
Предупреждение ошибок письма и чтения на уровне буквы:
• «Построй букву» (конструирование букв из палочек, мозаики, кубиков,
ниток, пластилина и тд)
• «Обведи букву» (обведение букв по трафарету, пунктиру, шаблону)
• «Пиши пальчиком» (написание буквы на манке, песке, ладони, спине, в
воздухе)
• «Что загадали?» (определение буквы, написанной на спине, ладони)
• «Зашумленные буквы»
• «Наложенные буквы»
• «Буквы сломались»
• «Умные ручки» (угадывание с закрытыми глазами)
• «Корректурные пробы»
• «Чем похожи, чем отличаются?»
• «Запомни, повтори»
• «Четвертый лишний» (гласные и согласные, буквы и цифры)
• «Буквенные раскраски»
• «Муха-слон» (поменяй буку, чтобы получилось другое слово).
Предупреждение ошибок письма и чтения на уровне слога:
• «Паровозик звуков» (выкладывание схем)
• «Узнай схему»
• «Что получилось?»
• «Поговорим с инопланетянами» (чтение слогов по слоговым таблицам)
• «По волнам»
• «Найди воду в пустыне»
• «Поймай рыбку»
• «Придумай слово» (придумывание слов с данным слогом)
• «Меняем местами» (преобразование обратного слога в прямой)
• «Испорченный телефон»
• «Немые звуки» (угадывание по беззвучной артикуляции.
Предупреждение ошибок письма и чтения на уровне слова:
• «Паровозик звуков» (составить схемы слов)
• «Какое слово зашифровали?» (подбор слов к заданной схеме)
• «Буква потерялась» (нахождение пропущенных букв)
• «Кто быстрее?» (придумать слова из каждой буквы данного слова)
• «Читай наоборот» (чтение слов в обратном порядке)
• «Раскладушка» (составить из длинного слова несколько слов)
• «Найди слово» (в ряду букв найти слово)
• «Слово рассыпалось» (составление слов из заданных букв)
• «Помоги Незнайке» (образование сложных слов)
• «Слоги перепутались» (перестановка слогов в слове)
• «Сколько слогов» (деление слов на слоги)
• «Поставь буквы по порядку»
• «Разгадай ребус»
• «Реши кроссворд»
• «Запомни – повтори» (повторение ряда слов)
• «Семейка слов (подбор родственных слов)
• «Сложи одно слово из двух».
Предупреждение ошибок письма и чтения на уровне словосочетания:
• «Скажи правильно» (согласование имен прилагательных с
существительными)
• «Что? Чье?»
• «Один – много»
• «Прочитай и покажи»
• «Прочитай и соедини» (соединение, прочитанных слов в словосочетания)
• «Карусель (предложно-падежное управление).
Предупреждение ошибок письма и чтения на уровне предложения:
• «Сосчитай сколько слов»
• «Составь предложение по схеме»
• «Закончи предложение»
• «Сломанное предложение» (преобразование деформированных
предложений)
• «Слово потерялось» (чтение предложений с пропущенным словом)
• «Магазин» (чтение предложения и подбор соответствующей картинки)
• «Что с чем дружит?» (составление предложений с данными
словосочетаниями)
• «Закончи предложение из трех, четырех, пяти слов»
• «Составление предложений с предлогами»
• «Прочитай и повтори»
• «Распутывание скороговорки» (Чапнула чапля церные цернила)
• «Путаница» (чтение и исправление предложений).
Предупреждение ошибок письма и чтения на уровне текста:
• «Что сначала, что потом» (раскладывание серии сюжетных картин в
соответствии с прочитанным текстом)
• «По местам» (постановка предложений в правильном порядке)
• «Прочитай и подбери» (подбор картинок к каждому предложению текста)
• «Пересказ прочитанного текста»
• «Найди предложение» (выбор предложения, соответствующего
предложенной картинке)
• «Чтение текста с конца».
Таким образом, своевременно проводимая работа по предупреждению дислексии и дисграфии у детей с общим недоразвитием речи формирует готовность к успешному овладению письменной речью, что служит значимым результатом всей коррекционно-развивающей работы.