МААМ-картинки

Предметно-развивающая среда как средство коррекции речевого развития детей

Маргарита Арапова
Предметно-развивающая среда как средство коррекции речевого развития детей
▼ Скачать + Заказать документы

Дискуссия на тему: «Предметно-развивающая среда как средство коррекции речевого развития детей»

В последнее время в педагогических исследованиях особое место занимает проблема преобразования образовательного пространства, в котором происходит воспитание, обучение, развитие ребенка. Появляются новые формы организации коррекционной помощи детям с ограниченными возможностями, меняется профессиональное сознание педагогов, осуществляется активный поиск нового содержания и методов взаимодействия с ребенком.

Развивающая среда является составной частью стратегической коррекционной - образовательной программы. В ней заложены подходы преобразования материально-технического, методического, дидактического обеспечения педагогического процесса. Педагогическое пространство логопедического кабинета в нашем д / / саду рассматривается как система взаимосвязанных воспитательных ситуаций, субъектами которых являются ребенок и окружающие его взрослые. Эта система реализуется в условиях специально разработанной предметно- развивающей среды, представляющей собой совокупность предметов логопедического кабинета, основное назначение которого- побуждать ребенка к деятельности, стимулировать поиск, служить фоном и посредником в личностно-развивающем взаимодействии с взрослыми и др. детьми с одной стороны; повышать профессиональный уровень педагога, совершенствовать условия для качественной педагогической деятельности с другой стороны.

Учебный кабинет должен обеспечить качественную деятельность педагога и ученика, совершенствовать учебный процесс, поэтому администрация детского сада, активно способствует оснащению материально – технической базы кабинета. Рабочее место ученика и учителя оснащено мебелью, учебными шкафами для хранения материалов, школьной магнитной доской с дополнительным освещением, фланелеграфом, настенными и настольными зеркалами, специальным инструментарием, соответствующие СаНпинам и современным требованиям. Наличие современных технических средств обучения и коррекции непосредственно в кабинете : телевизора, компьютера, аудио и видеомагнитофонов, цифрового фотоаппарата, ксерокса делают процесс обучения современным, творческим и результативным.

Кабинет имеет глубокую содержательную сторону и отражает его коррекционную направленность. Широкий спектр программ и технологий нового поколения (авторов Т. А. Ткаченко, Н. В. Нищевой, В. В. Коноваленко, и др., УМК, учебная программа дополнительных образовательных услуг, банк педагогической информации с опытом работы логопедов всех уровней помогают методически грамотно ориентироваться в современных тенденциях коррекционно-образовательного процесса. Планирование и организацию работы логопедического кабинета, деятельность учителя регламентируют нормативно-правовые документы федерального, регионального, муниципального уровней, приказы по ДОУ.

Информационно - методическое обеспечение логопедического кабинета является источником дополнительной информации в образовательном процессе, основой для формирования навыков самообразовательной работы логопеда. С этой целью в кабинете собрана справочная, научно-популярная, коррекционно-педагогическая, детская литература, литература по общим вопросам педагогики, психологии, логопедии и дефектологии, подписные издания.

Содержание кабинета основано на интеграции материала по всем структурным компонентам речи: лексике, грамматике, фонетике, фонематике, связной речи, что позволяет строить образовательный процесс эффективно, качественно, экономить время на подготовку к учебному занятию. В кабинете сосредоточено разнообразие видов учебно-наглядных пособий, иллюстративного материала, моделей, речевых компьютерных игр, карточек для индивидуальной, групповой работы. Материалы систематизированы по темам, оформлены в папки с указателями их содержания, ярко и красочно оформлены; собран банк дидактических игр по коррекции фонематических процессов, просодике (интонационной выразительности, связной речи, пространственной ориентации, артикуляционной моторике.

Для развития речевой активности важно, чтобы «информация», заложенная в развивающей среде, не обнаруживала себя сразу полностью, а побуждала ребенка к поиску, поэтому наглядность в кабинете постоянно меняется, обновляется.

Важным аспектом в образовательном процессе является аналитико-прогностичекая деятельность учителя-логопеда, позволяющая анализировать развитие коррекционно-образовательного процесса, формирование речевых умений и навыков воспитанников. В кабинете представлены диагностические программы, сводные таблицы и аналитические материалы, отражающие результаты динамики речевого развития детей-логопатов с разной структурой речевых дефектов.

^ Развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка. Здесь имеет значение все: цвет стен, потолка, разделение пространства на функциональные зоны, разнообразие игр и игрушек, наличие места для реализации режима двигательной активности и отдыха. В соответствии с принципом природосообразности предметно – развивающая среда является средством совершенствования физиологических процессов и функций, фактором, формирующего устойчивость детского организма к умственному утомлению, выполняющего общеукрепляющую и здоровьесберегающую функцию. Динамические паузы, паузы психофизической разгрузки, работа со сменой поз детей в течение занятия предполагают свободное передвижение по группе, выполнение на ковре заданий, лёжа и сидя. Кроме соблюдения рационального двигательного режима детям обеспечивается щадящий зрительный режим. Руководствуясь рекомендациями врача-офтальмолога В. Ф. Базарного, на потолке оформлены тренажёры – схемы зрительных траекторий для активизации работы мышц глаза. В кабинете по всему образовательному пространству предусмотрено движение наглядного учебного материала (схемы, карточки с заданиями, двигательные и зрительные модели, наглядные и тактильные опоры, и т. п., суть которого – регулярное изменении удаленности объекта восприятия (дальнее и ближнее зрение, формирование тесной взаимосвязи и широкого взаимодействия всех анализаторных систем организма, создание условий для переключения с зрительного на слуховое и тактильное внимание.

Важным компонентом кабинета является его оформление. Индивидуальный стиль, творческий почерк педагога, специфика его профессиональной направленности выражены в оформлении зоны психологической разгрузки и театрализованной зоны, в которой представлены все виды театра : кукольный, варежковый, пальчиковый, конусный, настольный, бибабо. В качестве звукового дизайна используются музыка для души (аудио и видео кассеты, компьютерные зарисовки, музыкальные инструменты. Регулятором и индикатором настроения детей, их эмоционального состояния служит изменение освещения, которое может по желанию менять сам ребёнок. Удивительный мир игрушек, мягкие пуфы, яркий, разноцветный ковер (3х5м, игровая оптика – пузырьковая колонна, мягкие модули, зеркальное ультрафиолетовое панно «Светящие нити» обеспечивают малышу чувство психологической защищенности, удовлетворение ведущих потребностей возраста; максимальную коррекцию, компенсацию нарушений развития речи, радость существования, эмоциональное благополучие, тактику общения – сотрудничество. Усваивая свою роль в сказке, попадая в конкретную этническую среду, ребёнок проявляет активность и заинтересованность в участии в театрализованной деятельности, несмотря на ограниченные речевые возможности.

Стена творчества «Мастерок» привлекает детей к неформальному общению «не рядом, не над, а вместе». Работа с нетрадиционным материалом: с воском, непряденой шерстью, монетами (медитренинг, шнуровкой, крупой и т. п. развивает мелкую моторику и снимает повышенный мышечный тонус у детей с дизартрией и заиканием.

Стенды, представленные в кабинете выполнены в едином стиле, цветовой гамме, отражают взаимосвязь с родителями воспитанников, пропаганду педагогических знаний среди педагогов и сотрудников д / / с, а «Педагогическая копилка»(бюллетени, фоторепортажи)- деятельность учителя-логопеда и учреждения по направлению.

Весь материал систематизирован, позволяет быстро ориентироваться логопеду в многообразии его содержимого; особое место отведено паспорту кабинета, в котором определен перечень содержимого, его место хранения, визитная карточка, перспектива развития.

Таким образом, организованная в детском саду предметно-развивающая среда способствует целенаправленному формированию эмоционально-положительного психологического климата в процессе обучения детей с тяжелыми нарушениями речи и реализации предметно-практической направленности специального педагогического пространства.

Публикация «Предметно-развивающая среда как средство коррекции речевого развития детей» размещена в разделах

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возрастаДидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста Темой моего педагогического самообразования раз и навсегда была выбрана тема "Развитие речи детей дошкольного возраста через разнообразные.

Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей»Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей» Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей»«Кто складно говорит,.

Оформление группы. Предметно-развивающая среда как фактор эстетического развития дошкольниковОформление группы. Предметно-развивающая среда как фактор эстетического развития дошкольников Предметно-развивающая среда как фактор эстетического развития дошкольниковВ этом году мы набрали новую группу малышей и поведем их до школьного.

Опыт работы по теме «Проектная деятельность как средство речевого развития детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 комбинированного вида г. Вяземского Вяземского муниципального.

Предметно-пространственная развивающая среда в группе для детей от 3 до 5 летПредметно-пространственная развивающая среда в группе для детей от 3 до 5 лет (представлена часть центров) Предметно - развивающая среда в группе должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую,.

Предметно-развивающая среда. Центр математического развитияПредметно-развивающая среда. Центр математического развития Центр математического развития имеет важные развивающие функции. Задачами центра математики является: целенаправленное формирование.

Предметно-развивающая среда в старшем дошкольном возрасте «Центр речевого развития»Предметно-развивающая среда в старшем дошкольном возрасте «Центр речевого развития» Предметно-развивающая среда в старшем дошкольном возрасте «Центр речевого развития» Наш речевой центр называется «Каркуша - Говоруша». Цель.

Развивающая среда. Предметно-пространственная среда группыРазвивающая среда. Предметно-пространственная среда группы Здравствуйте. Я воспитатель младшей группы Якшигулова Лилия Явдатовна. В детском саду дети проводят большую часть времени. Поэтому мне хотелось.

Театральная деятельность по теме самообразования «Загадка, как средство речевого развития детей».Театральная деятельность по теме самообразования «Загадка, как средство речевого развития детей». Сказка о маленьком мышонке. За основу взят сценарий Олеси Емельяновой. Задачи: Позабавить детей; развивать артистические способности детей,.

Экскурсии в библиотеку — эффективное средство познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детейЭкскурсии в библиотеку — эффективное средство познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детей Вы часто ходите с детьми в библиотеку? Ничего так не обогащает и не делает образовательный процесс более эффективным и качественным, как.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Предметно-развивающая среда как средство коррекции речевого развития детей
Опубликовано: 11 декабря 2020 в 02:14
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Предметно-развивающая среда как средство коррекции речевого развития детей» (включая файлы) размещена пользователем Маргарита Арапова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД