Жанна
Диссеминация педагогического опыта «Инновационные технологии в музыкальном развитии детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые педагоги представляю вашему вниманию диссеминацию опыта по теме «Инновационные технологии в музыкальном развитии детей» как средство повышения качества образования.
УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И АКТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА.
Публикация «Диссеминация педагогического опыта „Инновационные технологии в музыкальном развитии детей“» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция январь 2020
Опыт формировался в условиях муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад «Красная шапочка», в процессе работы с детьми дошкольного возраста в течение пяти лет. Накоплен музыкальным руководителем высшей квалификационной категории Акуловой Жанны Михайловны, стаж работы 24 года.
«Каждый участник образовательного процесса
сам решает, идти в ногу с будущим
или вышагивать назад»
А. Гин.
В настоящее время для педагогов актуальным является вопрос повышения качества образования, организации деятельности по созданию условий для успешной и позитивной социализации и индивидуализации детей в соответствии с ФГОСДО.
В связи с чем, возникла необходимость пересмотра содержания, форм и методов совместныхобразовательных отношений не только педагога и ребенка, но и ДОУ и семьи. Так были внесены некоторые изменения в образовательный процесс, с использованием инновационных педагогических технологий.
ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ.
Ведущей педагогической идеей моего опыта является ИЗУЧЕНИЕ И практическое применение инновационных технологий в различных видах музыкальной деятельности, способствующих успешной реализации ФГОС ДО.
Инновационная деятельность представленного опыта содержит следующие направления:
1. Использование информационно коммуникативных технологий в образовательной деятельности;
2. Внедрение проектной деятельности, предполагающей развитие исследовательских способностей ребенка и приобщение семьи к образовательному процессу в ДОУ
3. Оздоровление детей средствами здоровьесберегающих технологий.
4. Систематизация материалов по использованию регионального компонента в образовательном процессе
5. Изучениетехнологий и форм работы с одаренными детьми и их выявление.
6. Инновационная деятельность в реализации творческих инициатив педагогов ДОУ
7. Инновационная деятельность во взаимодействии с родителями воспитанников
В основу опыта работы были положены педагогические принципы индивидуально-дифференцированного подхода к воспитаннику, гуманизации педагогического процесса, взаимодействия всех его участников.
И так целью моей педагогической деятельности стало :
Создание эффективного образовательного пространства, способствующего формированию ключевых компетентностей воспитанников, их гармоничному развитию, обеспечивающему их самореализацию в современных условиях ФГОС ДО.
Задачи:
1. Формирование мотивации ребенка к изучению музыки как особой формы познания окружающей действительности, с учетом его способностей и природных задатков. Усиление ориентации на поддержку детской одарённости.
2. Развитие музыкальных способностей детей : поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и вкуса.
3. Развитие детского музыкально-художественного творчества, удовлетворение потребности в самовыражении.
4. Приобщение семьи к образовательному процессу, через нетрадиционные формы взаимодействия.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА.
Теоретическую основу моего опыта составили : ФГОС ДО, концептуальные основы педагогики Карла Орфа; методические пособия А. И. Бурениной, Л. В. Виноградова, В. А. Жилина, В. Р. Каневского,; научно – практические труды Т. Э. Тютюнниковой; и др.
НОВИЗНА ОПЫТА
В опыте представлен усовершенствованный, адаптированный методический материал по использованию инновационных технологий, обеспечивающий эффективное решение задач реализации ФГОС ДО.
Ожидаемый результат
Повышение качества музыкально –образовательной деятельности.
• Систематизация опыта работы по освоению инновационных технологий и включение его в образовательный процесс, в соответствии с педагогическими потребностями.
• Обобщение материалов опыта в самообследовании педагогической деятельности на предстоящей аттестации в 2020 году.
ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА.
И так обеспечение эффективного решения педагогических проблем и задач ФГОС ДОпредставилось мнепри внедрении следующих инновационных технологий.
Информационно-коммуникационные технологии
Их использование в музыкальном воспитании дошкольников является одной из интересных в моей педагогической деятельности. Новые технологии дают толчок к развитию новых форм и содержанию традиционных видов музыкальной деятельности. И это не влияние моды, а необходимость, продиктованная требованиям, предъявляемым к современному качественному образованию. В моей работе компьютер выполняет роль:
1. Источника информации.
2. Наглядного пособия (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации).
3. Средства хранения необходимых для работы материалов (музыкальных файлов, видео пособий, сценариев, методических разработок).
Использование ИКТ в работе дает мне следующие преимущества:
1. Улучшается запоминание пройденного материала.
2. Усиливается познавательный интерес воспитанников.
Применение компьютерной техники позволяет мне сделать музыкальное занятие привлекательным и по-настоящему современным.
В своей работе я имею возможность использовать компьютерные музыкальные программы, которые не только позволяют слушать музыку в качественной записи, просматривать фрагменты произведений видеозаписи, но и дают доступ к информации, связанной с миром искусства, который дети не имеют возможности лицезреть: опера, балет, театр. Использование готовых видеороликов с записями балетов, хореографических композиций и документальных фильмов о музыкальном творчестве повышают интерес воспитанников к истории музыкального искусства.
Я убеждена, что использование ИКТ очень важно не только для усвоения музыкального материала, но и для активизации познавательной деятельности, воспитания интереса к музыкальной культуре, формирования духовного мира.
Кроме того,одной из форм ИКоммуникативныхТехнологий, которые существенно по моим наблюдениям меняют форму занятия, активизируют детей в процессе занятия это
1) Коммуникативные танцы. Использование которых решает задачи: развития коммуникативных навыков, развития двигательной координации, развития чувства ритма. Например, «Ищи», «Мы по кругу пойдем».
2) Координационно-подвижные игры (музыкальные). Такие игры крупномасштабно (через все тело) дают ощущение музыкальной динамики, темпа, что является их музыкальным содержанием.
34) Ритмические игрыв виде видеопособий и презентаций, в которой ритм не поётся, а ритмично декламируется.
5) Элементарное музицирование.
В музыкальной деятельности с детьми считаю необходимым использование детских музыкальных инструментов, прежде всего шумовых, поскольку именно эти инструменты просты и наиболее доступны детям любого возраста. Кроме того, они составляют самое привлекательное на музыкальных занятиях с детьми младших групп.
В современной музыкальной методике именно элементарному музицированию отдается первенство в работе с детьми с ОВЗ.
Данные нновационные технологии успешно включаются в моей работеи в коррекционную работу с детьми с ОВЗ, имеющими различную патологию развития (как правило, у всех детей с проблемами развития нарушена эмоциональная сфера). Как известно, особый ребё нок страдает многими сопутствующими отклонениями: он зажат или излишне расторможен, у него неадекватная самооценка и, как следствие, проблемы в общении. В несложных, но весёлых танцах-играх, музицировании на инструментах, дети с несложными патологиями получают радость оттого, что у них всё получается, от возможности себя выразить.
С целью решения задач эмоционального, личностного и физического, развития ребенка, активно внедряю в педагогический процесс инновационные технологии здоровьесбережения. Обобщив материалы по изучению данной технологии разработала проект по оздоровлению детей средствами музыки «Здоровье в музыке».
Одной из эффективных здоровьесберегающихтехнологийв моей практике являются валеологическиепопевки(«Волк», «Караси» «Печка», «Едем, едем на лошадке» и др.)
Это несложные короткие тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, которые очень нравятся детям, улучшают эмоциональный климат на занятии, развивают речь ребенка.
Еще один инновационный элемент музыкально-оздоровительной работы это – игроритмические упражнения, которые способствуют развитию воображения, музыкально-творческих способностей ребенка, формированию процесса восприятия и включению в работу обоих полушарий мозга.
Использование ранее описанных инновационных технологий на практике позволяет мне добиться следующих результатов:
- удается создать на музыкальных занятиях, атмосферу гармоничного самоощущения ребенком;
- дети активны и раскрепощены, в их действиях постепенно исчезают страх и неуверенность;
- удается попасть в «тональность» актуального интереса детей, не приходится прибегать к принуждению;
- дети усваивают элементарные музыкальные знания, развивают музыкально-творческие способности, познают себя и окружающий мир в процессе игрового, радостного и естественного общения с музыкой;
- радостный детский отклик приносят мне удовольствие и ощущение «отдачи».
Одним из направлений моего инновационного опыта являетсяизучение технологий и форм работы с одаренными детьми и их выявление.
Реализую программу «Мир танца» в работе с детьми с хореографическими способностями.
Результатыреализациикоторой отмечены в профессиональных конкурсах:
2013 год - 1 место в районном конкурсе инновационных программ в номинации «Лучший воспитатель дошкольного учреждения», за победу присуждена премия в сфере образования.
2014 год - II место во всероссийском конкурсе авторских программ дополнительного образования г. Ханты-Мансийск.
2014 год - Лауреат 1 степени XIII Всероссийского конкурса педагогов «Образовательный потенциал России» в номинации «Дополнительное образование детей».
Опыт реализации программы неоднократно представлен на заседаниях муниципальных методических объединений.
Развивая способности одаренных детей, я способствую их возможности участвовать в детских конкурсах исполнительского мастерства, выступать на сцене, самосовершенствоваться и утверждаться.
Успехи детей отмечены на муниципальных конкурсах и фестивалях:«Эта память от зари до зари» в номинации «Пусть всегда будет солнце», фестиваль национальных культур «Возьмемся за руки друзья», «Рождественские звездочки», «Конкурс визиток» в спартакиаде для дошкольников.
Где дети стали неоднократно победителями и призёрами. В 2014 г году ребята объединения «Мир танца» стали победителями Международного танцевального видео конкурса - фестиваля «Жизнь в движении» г. Новосибирск.
В 2017 году стали победителями конкурса патриотического танца, с постановкой «Гусары».
Применение проектной технологиив работе с детьми недавно вошло в мой педагогический опыт.
Данная технология успешно реализовалась в детском исследовательском проекте «Музыкальная династия моей семьи».
Презентацией результатов стал конкурс исследовательских проектов, где воспитанница нашего учреждения заняла первое место в номинации «Творческий проект», как на уровне ДОУ, так и на муниципальном уровне.
Проектная технология успешно применяется в моей педагогической практике в групповых музыкально – творческих проектах. Таких как, «Русский валенок», «Банные посиделки», «Мой любимый поселок», творческий проект «Минута славы». Участниками проектов стали как дети, так и родители воспитанников, проявив максимум творчества и изобретательности в реализации проектов.
Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания для меня имеет учет регионального компонента в музыкальной деятельности. Отсутствие методических материалов по данной теме, стало толчком для изучения и внедренияинновационных материалов данного компонента в образовательный процесс. Диапазон объектов, с которыми я знакомлю дошкольников обширен: фольклорные праздники, такой как «Вороний день», сценические постановки «Северное счастье», «Игры шамана», встречи с поэтами поселка, занятия по ознакомлению детей с музыкой и танцами Ханты – манси. Традиционными стали постановки танцев «Северное сияние», «Важенки». Результаты данного опыта обобщены на заседании методического объединения в 2014 году в докладе «Региональный компонент в работе музыкального руководителя».А воспитанники подготовительных групп заняли почетное место в территориальном конкурсетеатральных постановок «Театр, творчество, дети».
Инновационная деятельность в проектировании и реализации инициатив по развитию взаимодействия с родителями воспитанников.
В целях вовлечения семьи в образовательный процесс использую инновационные формы взаимодействия с родителями воспитанников. Обобщив материалы по изучению данной темы в проекте «Колыбель счастья». Данный проект стал призером муниципального конкурса «Инновационные технологии в работе педагога» в 2015 году.
Результатом реализации проекта традиционными стали совместные мероприятия с семьей: «Минута славы», «День матери», «День победы», родители стали участниками утренников и развлечений, исполняя роли героев, участвуя в поэтических и танцевальных постановках. В целях повышения грамотности родителей по вопросам музыкального воспитания и развития детей используется информационное направление:на сайте ДОУ –активно работает блок музыкального руководителя, с представленными материалами для организации музыкальной деятельности в семье. ( адрес: https://www.maam.ru/users/Shestzan)
Инновационная деятельность в реализации творческих инициатив педагогов ДОУ
Я считаю, что творчество, креативность педагога, является примером для ребенка. В целях повышения культурного уровня, развития творческих способностей взрослых субъектов образовательного процесса активно участвую в организации участия педагогов, работников ДОУ в территориальных и муниципальных творческих конкурсах: «Минута славы», «День поселка», праздничных концертах «Педагог года», «Масленица», «День победы», фестиваля «Возьмемся за руки друзья». Постановки танцевальных композиций с участием взрослых занимают призовые места в конкурсах, а также способствуют сплочению коллектива и развитию творческих способностей педагогов.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ.
В результате внедренияинновационных технологий в образовательный процесс произошла положительная динамика в следующем:
• отмечается положительная динамика в успешной социализации и индивидуализации детей
• возросла творческая иннициативность и самостоятельность детей в разных видах деятельности
• повысилась эмоциональная отзывчивость на произведения театрального, музыкального и хореографического искусства
• повысилась степень удовлетворенности и вовлеченности родителей и педагогов в образовательный и творческий процесс
По результатам обобщения опыта можно сделать следующие выводы:
Созданы условия для эффективного образовательного пространства, способствующего формированию ключевых компетентностей воспитанников, их гармоничному развитию, обеспечивающему их самореализацию в современных условиях ФГОС ДО.
И как результат инновационного опыта и созданных условий повышение качества музыкального образования и развития детей.
АДРЕСНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ.
Адресные рекомендации по использованию опыта представлены в личном блоке на Международном образовательном сайте «Мааам. ру» (более 160 публикаций, сайте детского сада в личном блоке музыкального руководителя.