Наталия Грачева
Влияние русских народных сказок на развитие речи старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Тема моего диплома:"Влияние русских народных сказок на развитие речи старших дошкольников".
Актуальность данной темы очень важна на сегодняшнем этапе жизни современного общества. Согласно ФГТ к структуре ОПДО содержания образовательной области "Коммуникация" направлено на развитие речевого творчества. области "коммуникация"направлено на развитие речевого творчества. Накопленный опыт познавательной, речевой, игровой деятельности, богатый запас представлений, развитие творческого воображения и фантазии позволяет детям творчески использовать богатство родного языка.
Публикация «Влияние русских народных сказок на развитие речи старших дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Старшая группа
- Темочки
Цель исследования: выявление влияния русских народных сказок на развитие связной речи старших дошкольников.
Объект исследования: развитие связной речи старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: русские народные сказки как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: процесс развития связной речи детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться эффективнее, если:
- планомерно, целенаправленно использовать разнообразные виды русских народных сказок в образовательном процессе детского сада.
- учитывать специфику влияния русских народных сказок на развитие связной речи дошкольников.
Для достижения цели определены задачи:
1. Проанализировать психолого- педагогическую литературу по данной проблеме.
2. Разработать систему мероприятий для детей старшего дошкольного возраста на основе использования русских народных сказок.
3. Проанализировать результаты практической работы по развитию связной речи через влияние русских сказок.
Исследование проводилось на базе МБДОУ № 21 г. Томска в подготовительной группе Теремок" в количестве 14 человек.
Нами была изучена литература по данной теме, мы осветили особенности и задачи связной речи. Был изучен опыт отечественных и зарубежных педагогов по проблеме развития связной речи дошкольников.
Были рассмотрены средства связной речи, выбор которых зависит от формирования у детей речевых навыков и умений. Одним из средств связной речи является устное народное творчество. Это прежде всего сказки.
Была раскрыта методика использования русских народных для развития связной речи. Для определения влияния русских народных сказок на развитие связной речи старших дошкольников были проведены исследования связной речи в процессе рассказывания сказок.
На основании этого исследования (4 чел - низкий 29%, 10 чел - средний 71 %) мы пришли к выводу, что необходимо с детьми, находящимся на низком и среднем уровнях развития связной речи проводить глубокую целенаправленную и систематическую работу по развитию связных высказываний посредством использования русских народных сказок.
Для этого мы разработали и предложили систему мероприятий для детей подготовительной группы на основе использования русских народных сказок в образовательном процессе ДОУ, в котором мы преследовали цель: повышение уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Был проведен формирующий эксперимент, который включал в себя следующие мероприятия.
Проведены несколько НОД:
"Мир сказок и приключений"
Цель: расширить представления детей о сказках (вспомнить названия, содержание, героев знакомых сказок).
" В стране доброты"
Цель: формирование у детей нравственных качеств через организацию различных видов деятельности: игровой, познавательной, музыкально - эстетической, продуктивной и выявление готовности детей к школьному обучению.
Проведен праздник "Путешествие в сказочную страну".
Цель: систематизировать знания детей о литературном жанре - сказке.
Был разработан проект "В гостях у сказки".
Цель: приобщать детей к высокохудожественной литературе, формировать у них запас литературных художественных впечатлений, прививать интерес к театральной деятельности, раскрывать ценности совместного творчества детей и их родителей.
Пути реализации проекта:
1. Викторина по сказкам. Помогает вспомнить детям сказки.
2. Лепка сказочных героев. Организация выставки.
3. Инсценировка сказки "Волк и семеро козлят".
4. Работа с родителями"Рисуем сказку". Организация выставки рисунков детей.
5. Постановка спектакля "Теремок. Дети научились: ставить себя на место положительного или отрицательного героев; выражать свои чувства через движения, жесты, речь; строить диалоги, расширять свой словарный запас.
6. Оформление и пополнение книжного уголка сказками разных жанров.
7. Размещение консультаций для родителей:" Сказкотерапия", "Сказка как воспитание нравственных и волевых качеств детей".
8. Проведение сюжетно - ролевых, подвижных, дидактических игр с элементами волшебства.
9. Организация выставки книг "Сказки моего детства".
10. Изготовление вместе с родителями атрибутов, декораций, костюмов сказочных персонажей.
В ходе проекта мы добились результатов.
Результат:
Мы представляли свой проект на педсовете, обменивались опытом с другими педагогами.
Проведя формирующий эксперимент, целенаправленно и систематически развивая связную речь при помощи системы мероприятий на основе использования русских народных сказок в образовательном процессе ДОУ, проведенная нами работа помогла повысить уровень речевого развития детей в целом в связной речи и в частности.
Мы получили высокие результаты по сравнению с результатами, которые были получены в начале года (7 чел - средний 50%, 7 чел - высокий 50%).
Анализируя результаты проведенной работы, можно сделать вывод, что проведенная нами работа над связной речью с использованием русских народных сказок помогла детям повысить уровень развития связной речи старшего дошкольного возраста.
Работая над проблемой связной речи на занятиях по русским народным сказкам, мы пришли к выводу, что планомерное, систематическое использование русских народных сказок является эффективным средством развития связной речи. Русские народные сказки обеспечивают высокую эффективность в работе по развитию связной речи детей, поскольку раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей. Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.
Для воспитателей ДОУ мы рекомендовали использовать в своей работе составленные мероприятия.
Данная работа будет полезна для педагогов - практиков, которые хотят оптимально и эффективно развивать связную речь детей.