Светлана Бойченко
Дифференцированный подход в обучении детей старшего дошкольного возраста
Используя дифференцированный подход в обучении и комплексную диагностику - можно сформировать математические знания и умения так, чтобы обучение давало не только практический результат (навыки счёта, выполнение несложных математических операций, но и широкий развивающий эффект. Это позволяет ребенку-дошкольнику успешно адаптироваться в обществе сверстников.
Публикация «Дифференцированный подход в обучении детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
В настоящее время все больше появляется детей с нарушениями речи, тогда как значительно возросли требования к их речевому развитию. Развитие речи, как и математические способности, базируется на следующих процессах: внимании, памяти и мышлении. Только на занятиях по формированию элементарных математических представлений может развиваться правильная математическая речь. А воспитатель своим примером должен способствовать её развитию (речь воспитателя должна быть чёткой, ясной, литературно грамотной). Так как от уровня речевого развития зависит готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения, формирование правильной речи приобретает особое значение.
Одной из задач дифференцированного обучения, является развитие индивидуальности ребёнка, его потенциальных возможностей. Для умственного развития дошкольников и подготовки их к школе, большое значение имеют занятия по формированию элементарных математических представлений. На этих занятиях в большей степени, чем на других, интенсивно развиваются смекалка, логика, точная речь. И здесь главная задача воспитателя, проводившего занятие по математике, включить всех детей в активное изучение и усвоение нового материала. Этому и способствует дифференцированное обучение.
При организации работы, воспитатель должен иметь четко сформулированные тему, цель, задачи и опираться на такие показатели, как характер переключения умственных процессов, уровень знаний и умений, работоспособность, уровень самостоятельности и активности детей.
Воспитатель должен использовать к детям индивидуальный подход, который требует большого терпения: подвижному ребёнку, который отвлекается - систематически задавать вопросы, медлительному - давать больше времени на задание, а ребёнка с нарушением речи – стимулировать к устным ответам.
В ходе занятий по формированию элементарных математических представлений, необходимо использовать различные варианты дифференцированного подхода :
по уровню сложности – например, дидактические упражнения и игры, позволяющие индивидуализировать работу, то есть давать задания с учётом речевых, умственных и психофизических возможностей ребёнка, максимально развивая его способности;
по уровню творческих способностей - задания подразумевают работу с геометрическими фигурами, со счётными палочками, верёвочками. При этом можно использовать коллективную работу с элементами индивидуализации.
Каждое занятие должно иметь чётко сформулированные тему, цель и задачи. Содержание учебного материала должно быть научным и вместе с тем доступным детям. Учитывая, что основной деятельностью детей является игра, при составлении ежедневных планов. в части, касающейся формирования элементарных математических способностей, использую дидактические игры.
Примеры дидактических игр:
1.
Предлагается из множества геометрических фигур выбрать одну (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник). Детей, с низким уровнем (в т. ч. с нарушением речи, просим произнести название фигуры.
2.
Раздаются счётные палочки. Детям с низким уровнем развития предлагается выложить треугольник (квадрат, прямоугольник, со средним уровнем – четырёхугольник, с высоким - пяти, шестиугольник.
3.
Даётся определё нная последовательность геометрических фигур:
Предлагается:
детям с низким уровнем – продолжить ряд;
детям со средним уровнем – продолжить ряд, увеличив количество кругов;
детям с высоким уровнем – продолжить ряд и придумать свою последовательность.