Юлия Калмыкова
Дидактическое пособие «Звуковая полянка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель создания данного пособия - знакомство (закрепление) с акустико-артикуляционным образом звука, определение последовательности и количества звуков в слове, выполнение звукового, звуко-слогового и звуко-буквенного анализа и синтеза слов, автоматизация звуков в слогах, чтение прямых и обратных слогов.
Публикация «Дидактическое пособие „Звуковая полянка“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» февраль 2024
Пособие может быть использовано родителями в домашних условиях, воспитателями и логопедами для коллективных и индивидуальных занятий с дошкольниками различных возрастных групп, детьми в их самостоятельной деятельности, учителем-логопедом на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях.
В данном пособии представлены игровые задания для совершенствования навыков звуко-слогового анализа и синтеза слов различной слоговой структуры.
Умение работать со схемами является аналитико-синтетическим звуковым методом подготовки детей к обучению грамоте, способствует устранению фонетико-фонематического недоразвития речи и предупреждению дисграфии. Овладевая звуко-слоговым анализом, дети одновременно практически усваивают термины: слог, слово, предложение, гласные звуки, звонкие, глухие, твердые, мягкие звуки.
Пяти- и шестилетние дети уже готовы к обучению грамоте. Не составит особого труда научить их слышать звуки, складывать их в слова. Главное - делать это правильно, играя. Поэтому возникла идея создания данного пособия. Чтобы ребенок не путал буквы, не переставлял их местами, важно учить детей не просто сливать буквы в слоги, слоги в слова, а научить детей звуковому (фонетическому) анализу слогов и слов.
Фонематический анализ должен дать ребенку ориентацию в звуковой системе языка, которая будет служить основой овладения грамотой. Обучение грамоте по аналитико-синтетическому методу носит воспитывающий и развивающий характер: постоянное внимание к развитию речи, к осознанному чтению развивает мыслительные способности дошкольников. За основу аналитической и синтетической работы берется звук, а буква вводится как обозначение звука после знакомства со звуком. Отсюда - огромное внимание к выделению звуков, звуковому анализу и синтезу, артикулированию звуков, развитию речевого слуха. В качестве единицы чтения берется слог - слияние согласного и гласного звуков.
Овладение дошкольником звуко-слоговым анализом слов является залогом успешного овладения навыками чтения и письма.
Игра «Грибочек»
Цель: развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.
Ход. На шляпке грибочка расположено наборное полотно с тремя окошками для определения места звука в слове. В травке под грибочком располагаются картинки. Дети называют картинку и определяют место заданного звука в слове, выкладывая сигнал нужного цвета на наборное полотно.
Игра «Пирамидка»
Цель: формировать (закреплять) умение делить слова на слоги, выполнять звукобуквенный анализ слов.
Вариант № 1.
Детям предлагается картинка. Дети называют слово. Слово делят на слоги, определяют количество слогов и показывают на слоговой линейке нужным количеством зелёных полосок.
Вариант № 2.
Дети выполняют звуковой анализ слова.
Вариант № 3.
Дети выполняют звуковой анализ слова, затем каждый звук обозначают буквой, выкладывая на наборном полотне.
Игра «Бабочки»
Вариант № 1.
Цель: знакомить (закреплять) с акустико-артикуляционным образом звука.
Ход. Логопед знакомит (закрепляет) детей со слуховым и моторным (артикуляционным) образом звука и предлагает «поселить» звук на крыло той бабочки, которая соответствует по цвету звукового сигнала заданного звука.
Вариант № 2.
Цель: формировать (закреплять) умение автоматизировать звуки в прямых и обратных слогах.
Ход. На брюшке бабочки (синего или зелёного цветов, что соответствует акустико-артикуляционным характеристикам заданного звука) графически изображён согласный звук (т. е. буква, а крыльях – гласный. По заданию логопеда дети произносят прямые или обратные слоги.