Ирина Сергеева
Дидактическое пособие «Кукла «Времена года»
Цель: Знакомство детей с цикличностью наступления времен года, учить различать и называть времена года, называть основные признаки каждого сезона.
Публикация «Дидактическое пособие „Кукла „Времена года“» размещена в разделах
- Времена года, месяцы, недели. Игры и дидактические пособия
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Дидактические игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» ноябрь 2018
Пояснительная записка. В пособие входят 4 куклы – 4 времени года и картотека игр и заданий по закреплению знаний на эту тему, подборка стихов и иллюстративного материала. Для кукол были использованы куклы Барби, для которых изготовлены соответствующие наряды из фоамирана:
Зима – белый наряд, шубка, отделанная мехом. В руках – хоровод снежинок.
Весна - платье нежно – зеленого цвета с широкими рукавами, по подолу рассыпаны подснежники, верху платья голубая накидка, символизирующая воду. Волосы распущены в которых тоже запутались нежные первоцветы.
Лето – сочно–зеленый сарафан,по подолу которого раскинулись разные цветы и божьи коровки. На голове шляпа с широкими полями от знойного солнца.
Осень – наряд в желто-оранжевом цвете. На голове венок из разноцветных листьев. На платье –фартучек, в руках овощи, ведь она Осень – припасиха.
Значение наряда кукол объяснялось детям, связывая с приметами времени года. Это очень помогло детям запомнить сезоны.
Одну и ту же игру можно проводить в разные сезоны. Способ организации детей может быть разный: как групповой, так и подгрупповой, и индивидуальный.
Приведу примеры некоторых игр и заданий. Каждый воспитатель может сам дополнить пособие нужным материалом.
Варианты использования кукол:
1 вариант. Задания:
- для Весны и Лета разделить цветы;
- для Зимы и Лета разделить птиц;
-для Лета, Весны, Осени и Зимы разделить картинки с изображением труда людей в деревне;
- для Лета и Зимы разделить картинки с изображением детских забав;
- прочитать стихи о каждом времени года
2 вариант. Дидактические игры
"Когда это бывает?"
Задачи: углубить знания о временах года, о разнообразии сезонных явлений в природе и занятий людей.
Дети стоят в кругу. Воспитатель вносит куклу. Она приходит с каким то атрибутом (Зима – снежинка, Лето - бабочка (цветок) Весна – веточка сирени или подснежник, Осень – веточка с желтыми листьями, и просит назвать все признаки этого времени года. Ребенок берет атрибут, называет, что бывает в это время года и передает этот атрибут другому. Тот добавляет новое определение и передает дальше.
Когда это бывает?
Задачи: закреплять знания детей о временах года, развивать внимание, выдержку, связную речь
Дети сидят за столом. На столе вращающая стрелка. У воспитателя несколько картинок с изображениями разных времен года, для каждого времени года 2-3 картинки (пейзаж, зимние забавы,труд людей). Воспитатель раздает всем по картинке. Картинки лежат перевернутой стороной к играющему. воспитатель вращает стрелку по кругу. Тот, на кого указала стрелка, рассматривает картинку и рассказывает о ее содержании, называет время года и относит соответствующей кукле.
"От кого посылка?"
Ход: Воспитптель вносит посылку. В ней разные овощи. Фрукты, ягоды, грибы (муляжи или картинки) Дети разглядывают и определяют, от кого она, от Лета или Осени.
3 вариант. Сюрпризный момент.
Кукла может появляться на занятии по разным видам деятельности. Например, Осень приносит овощи или фрукты в корзинке и угощает ребят, Зима приносит диск с записью зимних песен, Лето приносит экологическую настольную игру по закреплению правил поведения в природе, Весна приносит картины художников.