Оксана Шестак
Многофункциональное развивающее пособие «Волшебный куб»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область:
Многофункциональное развивающее пособие «Волшебный куб» можно использовать на индивидуальных, под групповых занятиях и в самостоятельных играх детей по разным областям:
Физическое развитие: кисти рук детей приобретают хорошую подвижность, гибкость, движения становятся координированными, уверенными, что значительно расширяет круг практической деятельности детей.
Познавательное развитие:Волшебный куб играет существенную роль в развитии восприятия, память, внимание; совершенствуется пространственное ориентирование
Публикация «Многофункциональное развивающее пособие „Волшебный куб“» размещена в разделах
Речевое развитие: обогащается активный и пассивный словарь; совершенствуется диалогическая речь.
Социально-коммуникативное развитие: Дети растут активными, любознательными, приобретают опыт. Им приятно осознавать, что они уже многое могут делать сами, что у них многое и это осознание живет у них внутри.
Художественно - эстетическое развитие: развиваются творческая активность и воображение, зрительное и цветовое восприятие.
Возрастная категория : 2- 4 лет
Цель:Формирование познавательных интересов и познавательных действий со знакомыми предметами.
Развитие мелкой моторики детей раннего и младшего дошкольного возраста.
Задачи:Развивать у детей сенсорные способности, речь, внимание, воображение, память, мелкую моторику, коммуникабельные способности;
Формировать дифференцированное восприятие качества предметов;
Воспитывать у малышей интерес к сверстникам, наблюдать за их действиями и подражать им, умение играть рядом со сверстниками, не мешая им, проявлять интерес к совместным играм небольшими группами.
Актуальность.
Необходимость создания пособия.
Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны личности ребёнка, удовлетворяются многие эмоциональные и интеллектуальные потребности. Задачи на смекалку, развивающие игры вызывают у ребят большой интерес. В таких играх формируется характер детей, самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, что оказывает благоприятное влияние на развитие речи, подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности – мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Ребенок получает массу положительных эмоций, что очень важно для его полноценного психического развития. Кроме развития мелкой моторики рук эти занятия развивают также и воображение, фантазию ребенка.
Как будут развиваться тонкие движения пальцев рук, так и будет развиваться речь. Дети постепенно учатся сравнивать, классифицировать объекты и начинают лучше разбираться в таких понятиях, как размеры, форма, материал.
Куб может выступать как тренажер в пальчиковых играх. Доступность пособия достигается применением различных предметов. Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.
Дети постепенно учатся сравнивать, классифицировать объекты и начинают лучше разбираться в таких понятиях, как размеры, форма, материал. Данное пособие привлекает и малоактивных детей, заинтересовывает их
ОПИСАНИЕ
Пособие представляет собой куб из шести граней-решеток, соединенных при помощи шнурков, все грани имеют задания, носящие игровой и обучающий характер. Занятия с пособием способствуют развитию и формированию мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Внутри куба находятся разноцветные пластмассовые шары, на веревочке – дыхательный тренажер
.На первой грани куба размещены косички из ниток, разные по ширине, цвету и длине (понятия «широкий» -«узкий», «длинный»-«короткий»).
Детям можно предложить задания:
- заплети косичку зеленого цвета, закрепи резиночкой;
- заплети косичку розового цвета, завяжи бант;
- заплети короткую или длинную косичку
.На второй грани куба привязаны шнурки разного цвета.
Задачи:
- Развитие мелкой моторики, речи, памяти, внимания, воображения;
- Формирование волевых умений
(не отвлекаться от поставленной задачи, доводить начатую работу до завершения, стремиться к получению положительного результата);
- Способствовать пространственному ориентированию: далеко или близко, рядом;
- Развитие зрительного и цветового восприятия;
- Формировать понимание понятий «вверх», «вниз».
На третьей грани куба прикреплены шнурки с разными по величине, цвету и фактуре шариками, кубиками.
Цель: развитие моторики посредством развития тактильной чувствительности как основы «ручного интеллекта».
Задачи:
- учить анализировать, сравнивать, обобщать; закреплять знания о цветовой гамме;
- развивать познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, речь);
- развивать мелкую моторику рук, глазомер;
- побуждать детей узнавать что-то новое;
- учить работать самостоятельно;
На четвёртой грани куба расположены коробочки от киндер-сюрпризов:
Пустая – 1, наполненная песком – 1, с различной крупой (горох, рис, пшено) – 2.
Цели: развитие памяти, внимания, речи.
Задачи:
- сравнивать два – три предмета по весу: тяжелый – легкий путем «взвешивания» в руках;
- развивать слух;
- развивать связную речь, побуждать детей повторять за взрослым простые односложные предложения;
- знакомить детей с новыми словами-понятиями;
- учить простым способам сравнения предметов: приложение: длинный – короткий.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «СОБЕРИ БУСЫ»
Цели и задачи: закреплять представления детей об основных цветах, уметь группировать предметы по цвету; закреплять знания об основных геометрических фигурах и развивать умение различать их, развивать сенсорное восприятие; формировать зрительно-моторную координацию на основе действий с предметами; воспитывать бережное отношение к пособию, воспитывать интерес к математическим действиям.
1. «Нанизывание бусин на шнурок».
Чем меньше возраст детей, тем крупнее должны быть бусины.
2. «Собери бусы как на картинке» (развитие зрительной памяти)
Ребёнок собирает цветные бусины по образцу по карточке.
3. «Сортировка бусин».
Бусины смешиваются в одной емкости, а потом сортируются по цвету.
Пусть красные бусины – это угощение для зайчика, а зеленые для мишки. Это занятие требует большой усидчивости и внимания.
4. «Словесный диктант» (Формирование умения следовать поставленной задаче)
Ребёнок собирает бусы в том порядке, который называет педагог.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ЗАПЛЕТИ КОСИЧКУ»
Цели и задачи: обучать навыкам плетения; развивать точность движения пальцев, координацию движения обеих рук, ручную умелость, внимание; воспитывать усидчивость.
Речевое сопровождение к игре:
«Для моей сестрички
Я плету косички
Из шнурков и из тесьмы,
С нею очень мы дружны»
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ВОЛШЕБНЫЙ ШНУРОК»
Цели и задачи:
- развивать мелкую моторику, учить ребенка подбирать шнурки по цвету, вставлять в их отверстия, формировать навыки шнуровки;
- знакомить и закреплять понятия «вниз», «вверх», «вправо», «влево»; воспитывать усидчивость, целеустремленность;
- развивать речевую активность, внимание;
- способствовать развитию логического мышления.
Варианты заданий:
1. «Плетение» из шнурка узора на решётке по образцу воспитателя (учить использовать простые стежки, стежок «крест-накрест»,
2. Распутать узелки, «случайно» завязавшиеся на шнурке (не сильно затянутые). Можно устроить соревнование «Кто быстрей развяжет узелок».
3. Завязывать бантик (формирование навыка завязывания шнурка на бант)
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ЛЕТАЮЩИЙ ШАРИК»(дыхательный тренажёр)
Цели и задачи: тренировать дыхательную систему ребёнка: развивать легкие, носоглотку, речевое дыхание, постановку речи, голос; развивать внимание и умение сосредотачиваться.
Возможные задания:
- подуй тихо,
- подуй сильно,
- подуй так, как подула я.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ТЕАТР НА ПРИЩЕПКАХ»
Цели и задачи:
- формировать интерес к театру кукол,
- знакомить детей с различными видами кукол, расширять кругозор воспитанников;
- развивать актерские навыки; творческое воображение, речь, внимание, память, мышление, моторику рук;
воспитывать у детей интерес к искусству театра;
- прививать любовь к фольклору, к народным сказкам;
- воспитывать уважение друг к другу.
Это пособие привлекает и заинтересовывает детей. Для этого использовался яркий красочный материал, также есть сюжет, с действующими героями из любимой детской сказки, которые могут меняться в зависимости от возраста детей.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ВЕСЁЛЫЕ ШУМЕЛКИ»
Цели и задачи: развитие слухового восприятия, фонематического слуха.
«Шумящие коробочки»
«Найди пару» (ребёнок по слуху определяет одинаковые по звучанию коробочки)
«Запомни и повтори» (ребёнок повторяет темп игры за воспитателем)