Жданова Анна
Дидактическое пособие «Весёлый огород»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность: Каждую весну дома на подоконнике расцветает зеленый ковер, рассада в ящичках различной формы и окраса, но детям строго настрого наказывают не трогать эти интересные растения. А интерес и любопытство с каждым годом все сильнее. Вот и возникла идея создать свой огород - это чудо - огород, который призван развивать экологические ценности природы. Именно в дошкольном возрасте закладываются позитивные чувства к природе и природным явлениям, открывается удивительное многообразие растительного мира, впервые осознается роль природы в жизни человека. Дидактическое пособие предназначено для осуществления познавательного развития детей младшего и старшего дошкольного возраста. Многофункциональность пособия заключается в том, что его можно использовать в коррекционной работе с детьми, в различных видах детской деятельности и в зависимости от поставленных задач может использоваться в разных возрастных группах. Пособие реализует принципы развивающего обучения и воспитания и соответствует требованиям ФГОС ДО. Работа с дидактическим пособием формирует познавательные интересы и познавательные действия ребенка в различных видах деятельности и направлено на сенсорное развитие дошкольников. Использование пособия в ДОУ способствует развитию у детей речи, внимания, мышления, обогащает знания об окружающей действительности.
Публикация «Дидактическое пособие „Весёлый огород“» размещена в разделах
Дидактическое пособие «Весёлый огород» — это наглядное пособие, которое служить для развития связной речи, ее обогащения, также формирует элементарные математические представления о геометрических фигурах и цвете.
Цель: активизация познавательной, творческой и игровой деятельности.
Задачи:
- Формировать представления о работах, проводимых в весенний период в огороде. - Расширять представление детей о жизни растений.
- Учить наблюдать за посадкой и всходами семян. - Учить детей делать выводы на основе наблюдений.
- Участвовать в посильной практической деятельности.
- Воспитывать бережное отношение к растениям.
-Расширять, обогащать, активизировать словарь детей.
-Способствовать взаимодействию семьи и детского сада.
Материал для игрового пособия: Макет огорода (грядки выполнены из деталей конструктора). Вязанные части растений: моркови, редис, болгарский перец, свеклы, лука, помидора, огурца; баклажана, горошек, карточки с цифрами, картинки овощей, предметы по уходу за огородом. Рекомендованные дидактические игры
Дидактическая игра «Сажаем овощи на грядку»
Цель: формирование представлений об овощах (морковь, тыква, свекла, капуста, лук, развивать сенсорные ощущения, умение слышать воспитателя, отвечать на вопросы.
Ход игры: Ребята сегодня мы с вами посадим овощи на нашу грядку. Для того чтобы наши овощи выросли мы с начало посадить семена. Далее у нас должны прорости семена. Ребята а давайте теперь посмотрим что взошло у нас на грядке.
Дидактическая игра «Собери урожай»
Цель: учить детей классифицировать овощи, выделять их признаки. Ход игры: Воспитатель показывает детям картинки с изображением овощей и предлагает разложить овощи, которые о растут в земле,а другие на грядке. Ребенок берет овощ говорит: - У меня помидор. Это - овощ. Он растёт на грядке. Далее игра может усложняться. Дети не просто называют, а отмечают цвет, форму, вкусовые качества, где растет. Воспитатель предлагает одному ребенку выбрать один овощ и описать, то, что он выбрал, дети должны угадать по описанию название овоща.
Дидактическая игра «Что растёт на грядке»
Цель: расширять объем словаря, развивать зрительное восприятие, совершенствовать тактильные ощущения.
Ход игры: Воспитатель загадывает загадки об овощах, и предлагает отгадать загадку и положить отгадку в корзину.
Загадки:
Сидит дед, во сто шуб одет, Кто его раздевает, Тот слезы проливает (лук)
Сто одёжек, и все без застёжек (капуста)
Расту в земле на грядке я. Красная, длинная, сладкая (морковь)
Растут на грядке Зеленые ветки, А на них Красные детки (помидоры)
Летом в огороде свежие, зелёные, А зимой в баночке вкусные, солёные (огурцы)
В огороде - желтый мяч. Только не бежит он вскачь Он как полная луна. Вкусные в нём семена (тыква)
Дидактическая игра «Сосчитай грядки»
Цель: Формировать представление о числе и количестве, упражнять детей в количественном счёте по заданному числу, закреплять счёт в пределах 10, называть соседние числа.
Ход игры: цифры врассыпную находятся на столе. Ребенок берет одну из них, называет ее и откладывает такое же количество овощей. Можно дать обратное задание: посчитать овощи и найти такую же цифру.
Дидактическая игра «Наш огород»
Цель: Формировать представление о числе и количестве, упражнять детей в количественном счёте по заданному числу, закреплять счёт в пределах 10.
Ход игры: Воспитатель предлагает ребёнку разместить на «грядке» определенное количество овощей. Например, посадить 2 капусты и 3 помидора.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Цель: закреплять название цвета, развивать внимание, память, устную речь
Ход игры: воспитатель показывает мешочек и говорит: Я-чудесный мешочек, Всем ребятам я — дружочек. Очень хочется мне знать, Как вы любите играть. Дети складывают в мешочек муляжи овощей и фруктов. Далее по очереди берут из мешочка предмет, на ощупь определяют, что это, называют его, а потом достают.
Дидактическая игра «Хлопай в ладоши»
Цель: закреплять умение на слух воспринимать названия овощей и фруктов, находить их на картинках, развивать слуховое внимание,
Ход игры: Воспитатель читает стихотворение, дети должны запомнить и назвать овощи которые упоминались в стихотворении, и показать или выложить картинки с их изображением. Когда читается стихотворение во второй раз, дети хлопают в ладоши, если услышат название овоща. Вот вам морковка Красная головка, Хвостик зелёный. И огурчик крепкий, Солнцем позлащённый. На рядах капусты Кочаны жмутся густо В листьях лохматых, Вот горошек сладкий, Зёрнышки в порядке Спят в стручках усатых. Что за вкусный народ Населил наш огород! Помидоры, огурцы Зреют дружно - молодцы! и капуста Растёт на грядке густо-густо. И все дружно говорят: "Мы растём здесь для ребят. За усердие и труд Урожай весь соберут".
Дидактическая игра «Доскажи словечко»
Цель: развитие внимания, памяти, совершенствование знаний об овощах.
Ход игры: взрослый читает, а дети добавляют слова. - Здесь весною было пусто, летом выросла… (капуста).
- От дождя земля намокла – вылезай, толстушка … (свёкла).
- Из земли – за чуб плутовку тянем сочную … (морковку).
- Помогает деду внук – собирает с грядок … (лук). Вот и всё! Хоть и устали, урожай мы весь собрали!
Дидактическая игра «Назови как можно больше признаков»
Цель: учить детей согласованию существительных с прилагательными Ход игры: Воспитатель называя овощ, задаёт ребёнку вопрос, он должен как можно больше назвать признаков. Морковь (какая) — оранжевая, длинная, сладкая, полезная, твердая помидор (какой) — красный, сочный, аппетитный, круглый Огурец (какой) — овальный, хрустящий, зеленый, длинный, ароматный
Подвижная игра «Вершки и корешки»
Задачи: закреплять знания о способе произрастания овощей, развивать внимание, зрительное и слуховое восприятие, память.
Атрибуты: муляжи овощей или натуральные овощи.
Ход игры:
Вариант 1: взрослый показывает овощ (муляжи или натуральные, дети называют его и показывают движениями, где он произрастает, если на земле — тянут руки вверх, если под землёй — приседают. В качестве взрослого может выступать и ребёнок, который сам показывает овощи.
Вариант 2: взрослый только говорит название овоща, а дети показывают движениями, где он растёт.
Дидактическая игра – загадки «Что растёт на грядке?»
Цель: Закрепить представление об овощах.
Описание игры: 1 вариант: Детям раздаются таблички с картинками овощей. Воспитатель читает текст с загадками, во время чтения загадки дети рассматривают свои карточки, и если среди них найдётся овощ, являющийся отгадкой, то ребёнок должен дать правильный ответ на загадку и поместить эту карточку в ячейку – «посадить овощ на грядку». Игра продолжается пока дети не посадят все овощи – карточки «на грядку». Для повторного проведения игры дети могут поменяться карточками.
2 вариант: Физкультминутка «В нашем огороде». Все дети выполняют упражнения, а те, у кого в руках находятся карточки с соответствующими овощами, услышав названия, поднимают их вверх, показывая остальным играющим. Мы ходили в огород (шагают на месте, собирали все в мешок (приседают, как бы собирая что-то): Справа картошка (редиска) (наклон туловища вправо, слева морковь (горох) (наклон туловища влево, прямо кабачок (чеснок, помидор) (наклон туловища вперед) - все сложили в мешок. На спину забросили (имитируем, закидываем на плечо, радовались подаркам осени! (гладим по животу, улыбаемся).
3 вариант: Игра «Назови ласково» Воспитатель ребенку загадывает загадку и предлагает выбрать карточку с изображением правильно угаданного овоща, например, огурца, но ответ должен быть в уменьшительно-ласкательной форме (огурчик).
4 вариант: Игра «Собираем урожай» Воспитатель читает текст с загадками, во время чтения загадки дети рассматривают «грядку с овощами», и если на ней «растёт овощ», являющийся отгадкой, то ребёнок должен дать правильный ответ на загадку и показать (вынуть)эту карточку из ячейки. Игра продолжается пока дети не соберут весь урожай.
Дидактическая игра «Кто больше назовет блюд»
Цель: развивать быстроту реакции на вопрос, внимание; воспитывать выдержку, терпеливость.
Ход игры: Педагог называет овощ или фрукт и просит вспомнить блюдо, которое из него можно приготовить. Тот, кому брошен мяч, должен назвать блюдо, не повторяясь. Ошибившийся или ничего не сказавший ребенок пропускает кон. Педагог может задать какое- то блюдо, а дети должны вспомнить его составляющие и договориться, какой составляющей будет каждый из них. Ведущий выкрикивает, что он хочет положить в кастрюлю, а узнавший себя впрыгивает в круг. Следующий впрыгивает и берет за руку предыдущего. Пока все компоненты не окажутся в круге, игра продолжается. Дидактическая игра «Что едят в сыром виде, а что в вареном?»
Цель: развивать фразовую речь, произвольное внимание; формировать умение выслушивать своих товарищей, терпеливо ждать своей очереди.
Ход игры. Педагог показывает детям поочередно овощи и спрашивает, что можно есть в сыром виде, а что нельзя. Дает образец ответа: «Огурец можно есть в сыром виде» (лук, помидор, морковь, капуста, горох, «Свеклу» надо варить (тыкву. Баклажан) Затем педагог предлагает хлопать в ладоши, если овощ можно есть в сыром виде, и сидеть тихо, если нельзя. Дидактическая игра «Что изменилось?
Цель: тренировать память, развивать внимание.
Ход игры: Воспитатель выкладывает овощи в ряд и предлагает детям рассмотреть их и запомнить их расположение. Затем просит детей закрыть глаза, а сам в это время убирает один из овощей. Открыв глаза, дети должны сказать, что изменилось. Игра повторяется несколько раз. Тоже можно делать с фруктами.
Дидактическая игра «Во саду ли, в огороде»
Цель: формирует представления о внешних различиях между садовыми и огородными культурами.
Ход игры: Воспитатель складывает в корзину разные плоды, просит назвать, что лишнее. Например: морковка, лук, [яблоко]; капуста, кабачок, [слива]; [свекла],яблоко, груша.
=